Как работает умный тоннель на Северо-Западе Москвы

Наша столица постепенно превращается в «умный город». Технологии вплетаются в повседневность, но часто остаются незамеченными. Открываем рубрику «Как это работает?» и заглядываем внутрь городских объектов, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
Hi-Tech Mail

Замечали неподалеку от метро «Сокол» на Ленинградском шоссе зеркальную постройку, похожую на громадную каплю? Кто повнимательней, называет постройку «яйцом», потому что стеклянный купол имеет форму овоида — это хорошо видно издалека с другой стороны шоссе.

Не так важно, кто и что видит. Почти никто не знает, что это такое. В «лужковские» времена здесь планировали трамвайный трансбордер — разворотный пункт для составов. Трамваи и правда разворачиваются тут, объезжая «яйцо» вокруг. Но само здание к трамваям отношения не имеет.

Это шестиэтажный центральный диспетчерский пункт государственного бюджетного учреждения «Гормост». Круглые сутки тут следят за безопасностью движения в тоннелях Северо-Западной хорды — в Ленинградском, Волоколамском, Михалковском, Дмитровском, Берзарина. А еще отсюда с помощью высоких технологий в буквальном смысле «управляют» сложными инженерным сооружением — Алабяно-Балтийским тоннелем.

Вот так снаружи выглядит Центральный диспетчерский пункт «Сокол». Фотография: Андрей Перечицкий (kronos.livejournal.com)
Вот так снаружи выглядит Центральный диспетчерский пункт «Сокол». Фотография: Андрей Перечицкий (kronos.livejournal.com)

Десятки камер на один тоннель

— Точно неизвестно, почему здание такой формы. Кто-то считает, что это лужковская кепка, — смеется замначальника участка «Гормост-Север» Андрей Абрамов, открывая магнитной карточкой дверь в главный зал.

Одна стена зала — громадный полукруглый экран в два этажа, разбитый на пару сотен мелких экранчиков. В углу каждого — красное слово «Запись», которое говорит о беспрерывном прямом эфире из тоннеля. Передвижение любого автомобиля по всей длине тоннеля «ловят» 80 камер-детекторов. Они — глаза городских служб.

В два ряда стоят столы с компьютерами, как в офисе open space. За ними работают сотрудники учреждения — операторы. Они следят за камерами, ситуацией в тоннеле и координируют выездные отряды — бригады ремонтников летом и бригады, сбивающие сосульки, зимой.

— Отсюда мы управляем движением в тоннеле. Светофорами и шлагбаумами по необходимости перекрываем въезд в тоннель, — говорит Абрамов. — Еще есть специальное информационное табло, на которое выводится причина перекрытия — ремонтные работы, уборка, авария.

Операторы пункта самодеятельностью не занимаются и закрывают тоннель только по серьезным причинам, согласовав с полицией и городским Центром организации дорожного движения. Их обыденная задача — безопасность автомобилистов и исправная работа автоматики в тоннеле.

Датчики видят лихачей и изменников, считают пробки и аварии

В зависимости от скорости автомобилей экранчики меняют цвет. Если движение медленное, изображение с камеры становится оранжевым. Красным видео станет, если хотя бы одна машина остановится или начнет сдавать задом.

Когда внутри тоннеля образуется затор, растет концентрация выхлопных газов. С датчиков, которыми напичкан тоннель, на мониторы выводится информация о загазованности — 21 газоанализатор отмеряет максимально допустимую норму углекислого газа.

В 11 часов утра в среду в тоннеле пробок нет и воздух чистый. Показателя больше «1,0» на экранах нет. Высокий уровень — «3,0», 30 миллиграмм на кубометр воздуха. Тогда автоматически включаются вентиляторы.

«Покраснение» экрана говорит о полной остановке транспорта. Это может произойти из-за пробки, из-за поломки чьей-то машины или аварии.

— Как раз на днях была сложная авария — перевернулся автомобиль, — рассказывает Абрамов. — В таких случаях мы вызываем службы спасения и принимаем меры вплоть до перекрытия движения. Всегда при чрезвычайных ситуациях архивируется видеозапись для изучения. Она хранится, пока не дадут команду стереть.

В Центральном диспетчерском пункте Алабяно-Балтийский тоннель обслуживают операторы.
В Центральном диспетчерском пункте Алабяно-Балтийский тоннель обслуживают операторы.

Без происшествий записи остаются в архивах 30 суток, после чего автоматически удаляются. Массивы для хранения данных занимают несколько комнат на технических этажах центральной диспетчерской «Сокол». Объем хранилища — несколько десятков терабайт.

С камер Алабяно-Балтийского тоннеля не рассмотреть мелочи, вроде номера машины, но общие детали видны. Видео становится частью расследования при ДТП.

Обращались к операторам тоннеля и по житейским ситуациям. Некий ревнивец хотел рассмотреть, ехал ли кто-то в машине его супруги или нет. Конечно, запись ему не дали.

Это же визуальное детектирование помогает ловить лихачей. Камеры на въезде и выезде отслеживают превышение скоростного режима. Нарушителю автоматически вышлют штраф. Так что не превышайте скорость — если вы в тоннеле, это не значит, что вас не видят.

Умный тоннель сам себя тушит

Камеры-детекторы, датчики загазованности, вентиляторы — часть громадной умной системы тоннеля. Это настоящий живой организм. Он собирает статистические данные о трафике и происшествиях. Яркость освещения автоматически меняется в зависимости от погодных условий. А главное — тоннель моментально реагирует на нештатные ситуации.

Авария в тоннеле страшнее, чем на шоссе. Столкновение двух авто может привести к цепной аварии, потому что свернуть в тоннеле, в общем-то, некуда. Устранять последствия столкновения даже двух машин внутри тоннеля тоже сложнее. А что будет, если одна из машин заполыхает?

Изображение с камер передается на двухэтажный экран. Мониторы краснеют и желтеют в зависимости от скорости движения автомобилей.
Изображение с камер передается на двухэтажный экран. Мониторы краснеют и желтеют в зависимости от скорости движения автомобилей.

Умный тоннель знает, что делать. Очаг пожара мгновенно купируется. Автоматически с двух сторон от огня опускается водяная штора — дренчерная завеса, плотный водяной поток. Она не дает огню расползаться и не пускает дым. Включается и основное дымоудаление — те самые вентиляторы, которые устраняют лишнюю загазованность, начинают работать в полную силу.

Люди, попавшие в тоннель, уходят по боковым эвакуационным выходам. По продуманной системе коридоров-переходов они покидают опасную зону, в которой локализован огонь. А ведет их голос из мегафонов. Он, как и всегда в таких случаях, просит сохранять спокойствие и следовать инструкциям.

Для тех, кто сидит в машине и не слышит мегафона, есть «фишка». Система оповещения тоннеля настраивается на радиочастоты внутри машины. Водитель услышит просьбу покинуть тоннель из собственной магнитолы.

Операторы из диспетчерской тем временем вызовут пожарных и службы спасения. И для всех МЧСников, которые окажутся внутри тоннеля, тоже будет работать собственная радиоволна без помех.

Программная начинка диспетчерского пункта спасает тоннель и водителей почти без участия операторов из центрального диспетчерского пункта. Система может начать тушить несуществующий пожар по ошибке, и тогда операторы выключают систему.

Страшных происшествий с крупными возгораниями в тоннеле не случалось. Но для контроля «Гормост» периодически проводит учения, во время которых «прогоняет» ситуацию с ДТП и пожаром. Ближайшие пройдут в мае.

Подземный город под столицей

Каждый тоннель Москвы особенный. Алабяно-Балтийский, например, стоит на четырех подземных речках. Две спрятаны в коллекторы. А одна, речка Таракановка, особенно активна. Ее уровень иногда повышается, возникают протечки. Из-за сложной геодезии инженеры придумали систему насосов для удаления лишней воды.

— В 2014 году прецедент был — по вине строителей основной тоннель затопило. Поэтому решили заложить более мощную насосную станцию, — объясняет Андрей Абрамов.

Для того, чтобы не допустить потопов при таянии снега и дождях, рядом с тоннелем построили колоссальную насосную станцию. На поверхности — это четыре технических здания размером с киоск каждая. А под поверхностью — уходящая вглубь под землю конструкция с 11-этажный дом.

Металлические лестницы и мостики, ведущие вниз, специально сделаны не сплошным листом, а ячеистой сеткой — чтобы конденсат не приводил к ржавчине. Андрей Абрамов рекомендует держать смартфоны в карманах.

— Если упадет, придется доставать. Это будет непросто, — интригующе говорит он и кивает под ноги.

Смотрим вниз, и дыхание перехватывает. Мы внутри насоса, высотой в 35 метров. Нет, если телефон упадет, можно с ним попрощаться. Под ногами, под сетчатыми прозрачными настилами, пропасть. В самом низу вместо пола вода.

Вниз зигзагами уходят лестницы. Ощущение, будто мы внутри бетонного здания без окон, стен, полов. Все каменно-стальное, серое, немного в пыли. Слышен шум воды, усиливающийся по мере спуска. Раз лестничный пролет, два пролет. Спускаемся с остановкой — Андрей Абрамов дает отдохнуть.

— Я при приеме новых сотрудников всегда спрашиваю, готов ли он к такому количеству ступенек, — ничуть не запыхавшись, с улыбкой говорит мужчина. — Надо быть готовым по 15 раз в день проходить вверх-вниз 11 этажей.

Лучше один раз увидеть 11-этажную насосную станцию, чем читать про нее. Так что вот видео.

Насосная станция тоннеля высотой в 11-этажный дом.

Внизу очень шумно — постоянно работает насос. Он автоматически качает сюда потоки воды. Видимо, из-за дна и песка вода выглядит мутной, хотя по факту чистая. В насосной она очищается от бензина и отправляется в природные водоемы.

За стеной от насоса-колосса проходит зеленая ветка метро. Целостность сооружений — вопрос жизни и смерти. За вибрациями, трещинами и состоянием конструкций постоянно следят датчики, расставленные по периметру насосной станции.

Вот так, по-инженерному остроумно продумана каждая деталь тоннеля. Он устроен так, чтобы при любых обстоятельствах оставаться работоспособной транспортной артерией города, самостоятельной единицей.

Если какая-то часть электроники выйдет из строя, ее подстрахует запасная. Если автоматика выйдет из строя, ее подстрахует человек. Если отключится электричество в квартале или в городе, наготове автономный генератор.

За предоставленное фото диспетчерского центра «Гормоста Hi-Tech Mail.Ru благодарит Андрея Перечицкого.