«Ковер» из камер раскинулся по городу
В московской системе городского видеонаблюдения более 145 тысяч камер. Они распределены по столице «ковром», чтобы было меньше «слепых» зон, — почти на каждом подъезде, во дворах, на школах и детских садиках, на площадях, у входов в метро, в скверах и парках, у торговых центров и ярмарок.
На подъездах камеры вмонтированы рядом с домофонами на уровне среднего роста человека. «Глаз» неподвижной камеры смотрит прямо в лицо входящего в дом человека.
Угол обзора подъездных камер — широкий, но он не меняется. А вот во дворах, на площадях и в скверах обзор камер составляет 360 градусов. В них есть зум, и их можно поворачивать.
Зум дворовых камер — 10-кратный. Записи с городских площадей увеличиваются в 30 раз. Можно рассмотреть номер машины, яму на дороге, улыбку на лице туриста.
Хранилище для миллиарда видеочасов
Городские события «пишутся» 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Ежегодно камеры записывают 1,2 миллиардов часов видео.
С 145 тысяч камер записи идут по оптоволоконным сетям в Единый центр хранения данных. Там находятся серверы, принимающие видеокартинки, проводится сервисное обслуживание системы видеонаблюдения и хранятся данные.
Ядро этой громадной системы — несколько сотен серверов. Они принимают трафик, передаваемый со скоростью 120 Гбит в секунду. Тут все работает по протоколу RTSP. Это — стриминговый протокол, позволяющий потреблять контент в режиме реального времени. По нему же работают Skype, QuickTime и медиаплееры.
Система хранения архивов видеоданных состоит из 93 стоек — это шкафы с полками, похожие на картотеки. Общее количество жестких дисков в шкафах более 11 тысяч штук! Объем системы хранения — 20 петабайт (следующая единица после терабайт — ред.). Обслуживают всю эту махину 20 инженеров департамента и несколько десятков сотрудников четырех операторов связи.
Архитектура программного обеспечения системы модульная. Каждая часть выполняет узкую задачу. Отдельный модуль получает «картинку» и данные от информационных систем. Другой модуль открывает доступ пользователям.
Шлюзы, по которым идут потоки видео, защищены примерно так же хорошо, как банковские личные кабинеты протоколами HTTPS и зашифрованным каналом с обновляющимимся сертификатом. Камеры находятся в изолированном сегменте — напрямую из Интернета доступа нет, только через специальный VPN.
Кто следит за 145 тысячами камер
Те 13,5 тысяч пользователей, которые имеют прямой доступ к видео, — это коммунальщики и правоохранители. Коммунальные службы следят через камеры за вывозом мусора, уборкой снега и листьев, стрижкой травы. Полиция ищет по записям преступников.
Видеозапись — неоспоримое доказательство. Это инструмент, с которым надо уметь обращаться. Прямой доступ к видеозаписям ограничен. Пользователи камер, в том числе правоохранители, не могут вмешаться в запись или стереть ее.
Пользователи системы могут только просматривать записи, управлять углом съемки, зуммировать кадр. Правда, были случаи, когда пользователи отворачивали камеры в сторону на целый день — не хотели, например, чтобы снималась парковка или уборка двора. Потом была придумана система защиты от таких нарушений.
Случалось, что запись оказывалась в сети. Человеческий фактор никто не отменял, поэтому видео иногда «сливаются» в сеть или попадают к журналистам. Но департамент информационных технологий, курирующий проект городского видеонаблюдения, всегда знает, кто из пользователей это сделал. И принимает меры.
Добавлен механизм автоматического возврата камеры к углу обзора по умолчанию и автоматический скриншот с видео в определенные часы — чтобы не пропустить происходящее в Москве. У автоматики всегда приоритет: работающий в этот момент с камерой человек не сможет повернуть или увеличить изображение, пока не будет сделан скрин.
Та же автоматика следит за исправностью камер. Если одна из них сломана, украдена, потеряла связь с сетью, то на станцию мониторинга идет автоматическое оповещение. Тогда операторы стараются как можно быстрее вернуть камеру в строй.
Находит домушников, воров и хулиганов
Главная задача системы видеонаблюдения вовсе не слежка за нами всеми, а безопасность города-многомиллионника. Чтобы было проще отогнать от себя мысль «за мной следят», мы решили поделиться несколькими историями москвичей, которым камеры здорово помогли. Имена пострадавших и пойманных опускаем.
- Пенсионерка судилась с коммунальщиками. В решающий момент из офиса управляющей компании пропали важные для разбирательства документы. В краже обвинили женщину. Подъездная камера наблюдения обеспечила ей алиби — на записи было видно, что женщина в тот день находилась дома.
- Одной девушке городская камера помогла найти молодого человека, сбившего на машине ее 90-летнего дедушку. Водитель скрылся с места преступления, но камера зафиксировала наезд и номер машины. Преступника нашли.
- Совсем недавно представители МВД Москвы по горячим следам поймали уличного вора. Он вырвал из рук женщины сумку и убежал. Пустую сумку мужчина выкинул в урну, а сам нырнул в подъезд. Здесь-то его лицо и зафиксировала камера. Через полчаса вора задержали.
- Еще одна москвичка нашла на записи подъездной камеры домушника, обокравшего ее квартиру. На видео она не только разглядела лицо вора, но и обнаружила, что ему хватило нахальства вынести краденное в ее собственном чемодане.
По данным департамента информационных технологий, примерно в 70% случаев видеозаписи используются при раскрытии преступлений. А сколько преступлений не произошло из-за «отпугивающего» эффекта камер, можно только гадать.
Если хочется получить запись
Просто так взять и присоединиться к просмотру жизни Москвы нельзя. Запись можно увидеть если что-то случилось. Потерпевший звонит по номеру горячей линии 8-495-587-00-02 и просит сохранить запись в архиве. Обычно видео хранится 5 дней, а потом автоматически стирается. После звонка пострадавшего оно «проживет» еще 30 дней.
Видео с присвоенным ему порядковым номером на флешке или диске передается полиции или адвокату пострадавшего. Эти материалы используются в поисках нарушителя и в суде. В руки потерпевшиму запись не попадает.
Но массовый доступ к системе видеонаблюдения Москвы когда-то все же будет.
Когда-нибудь доступ к системе видеонаблюдения получат все москвичи. Но надо понять, что именно нужно людям. Продумать удобные сервисы и инструменты доступа. Это будет синергия нескольких информационных потоков
Будущие Яндекс.Пробки и городские камеры
В 2015 году департамент информационных технологий в качестве пилота дал 200 тысячам активных пользователей сайта Хабрахабр и портала госуслуг доступ к системе видеонаблюдения без возможности поворачивать камеры и приближать «картинку». Ведомство выясняло, как москвичи будут использовать «прямой эфир» из Москвы.
Какое-то время интерес к реалити-шоу с улиц Москвы был. Но сейчас из 200 тысяч человек с доступом к камерам, возможностью пользуются едва ли полторы тысячи москвичей. Эксперимент показал — бесцельный просмотр видео никому не нужен.
Полезным может быть продуманный сервис. Например, совмещение видео с Яндекс.Пробками. Видим мы на карте переход уровня пробок из «красного» в «желтое» и не понятно, что там,— вдруг карта врет? Тогда мы включаем камеру и оцениваем ситуацию на дороге уже собственными глазами.
В Smart City будут камеры с интеллектом
Глобально у городской системы видеонаблюдения два вектора развития: увеличение количества камер и придание системе интеллекта. С количеством примерно понятно — оно будет расти не физически, а за счет интеграции в систему уже существующих. С интеллектом системы сложнее.
Придание интеллекта видеонаблюдению — главный тренд времени и глобальный план департамента. Москва превратится в настоящий «умный» город, внедрив системы видеоаналитики для быстрой обработки миллиарда видеочасов.
«Видеоаналитика — объектовая история, она используется на охраняемых объектах. Город не загнать в рамки режимного объекта — тут меньше границ, почти все линии можно пересекать, можно в любом количестве собираться и при любой скорости передвигаться», — добавляет Дмитрий Головин.
Сейчас появляются гибридные системы видеонаблюдения на основе нейронных сетей с возможностью обучения. Именно эти сети подходят для города.
Real-time-анализ происходящего в городе возможен. Это называется адаптивной системой: городская инфраструктура, то есть все ее службы, адаптируются к изменяющимся условиям за счет постоянного наблюдения и анализа данных.
Сразу перевести город на автоматизированный принцип слаженной работы всех сфер сложно. Московские власти будут делать из столицы Smart City постепенно.
Технологии «умного» города внедрены и прекрасно себя чувствуют в Нью-Йорке, где за мусорными баками следит интеллектуальная система, в Барселоне, напичканной датчиками-сенсорами для орошения, и в Лондоне с его четырьмя миллионами видеокамер.
В мире нет города, инфраструктура которого работает автоматизировано. Но локальные примеры говорят о последовательном внедрении умных технологий по мере финансовых сил и программных ресурсов. Так что смартизация мегаполисов — вопрос времени.
За главную фотографию к материалу Hi-Tech Mail.Ru благодарит Алексея Белкина