Кого снимать
Начнем с начала. Раз снимаем портрет, главный персонаж — это, конечно, человек. А если еще точнее — лицо человека.
Это должно быть не просто обычное лицо, каких миллионы вокруг, а такое, созерцание которого не оставит вас равнодушным. То есть, чтобы снять интересный, цепляющий взгляд портрет, недостаточно пригласить кого-то, поставить хороший свет и постараться поймать нужную эмоцию.
Нужно отыскать именно тот лик, который заставит ваше сердце биться, а в голове пробежит мысль: «Блин, она такая классная, я обязательно должен ее сфотографировать!»
Я месяцами иногда никого не фотографирую, потому что никто не нравится. Отсюда вывод — не разменивайтесь на банальные типажи, а ищите настоящую музу.
Пейзажный фотограф не снимает городской лесопарк, а едет за тридевять земель искать живописный водопад. Макрофотограф не фоткает комнатных мух, а летит в тропики за редкой красоты бабочками. Анималист не ошивается в зоопарке, а отправляется в саванну за брачными играми жирафов.
Так и вы должны искать свою музу, которая вряд ли живет в соседнем подъезде. Без вдохновения от удачной находки у вас что-то хорошее вряд ли получится.
Нужно искать интересную модель. Я не буду намеренно писать «красивую», потому что понятие красоты у всех свое и весьма сильно отличается. А вот необычные и интересные являются таковыми часто для всех.
Образ должен быть «незаезженным». То есть снимать надо не тех, кого не сфотографировал только ленивый. Старайтесь найти «свежее» лицо. Может это мой «бзик», но мне всегда нравилось работать с теми моделями, которые еще не засветились в популярных фотогалереях.
В человеке важна харизматичность. Это могут быть выразительные глаза, глубокий печальный взгляд. Вполне возможно подойдут на роль вашей модели девушки, учащиеся на факультетах актерского мастерства или уже работающие на сцене.
Рыжие и веснушчатые – это ярко! Да-да, как бы банально и трендово это ни звучало, но рыжики имеют действительно яркий типаж и прекрасно впишутся в ваш кадр. К тому же их очень мало, (особенно веснушчатых) поэтому не упускайте шанс
Как снимать
Теперь поговорим о свете. Что логично, так как фотография и есть — рисование светом. Не заморачивайтесь со сложными студийными схемами света с кучей источников, отражателей и фильтров. Все, что вам нужно для начала, — это простое большое окно.
Большинство своих портретов я снимал именно с обычным светом из окошка. Несколько моментов, которые стоит учесть:
- Свет лучше использовать не прямой, а рассеянный, это сделает светотеневой рисунок более мягким, а картинку — объемной.
- Глаза должны блестеть, поэтому ваша модель должна быть достаточно развернута к свету.
- все источники света в помещении лучше отключить, это позволит не смешивать теплый свет от ламп с холодным оконным светом и позволит отделить вашу модель от фона, так как весь свет от окна будет ложиться на нее, а все лишнее «провалится» в темноту.
- Можете использовать отражатель, чтобы подсветить ту сторону модели, на которую не попадает свет, чтобы она не сливалась с фоном. Подойдет даже обычный лист белого ватмана.
- Обязательно следите и за освещенностью рук. Кисти, так же как и глаза, передают общее настроение модели и являются точками притяжения для зрителя.
Как обрабатывать
Современная цифровая фотография почти немыслима без обработки. Особенно портретная, где ретушь уже становится необходимым условием хорошего портрета. Другое дело — как ретушировать, и как далеко можно зайти, чтобы не превратить фотографию в цифровой арт и лицо модели в пластиковое и неживое.
Я предпочитаю деликатную аккуратную ретушь, где максимально сохраняю всю натуральность моей модели, отсекая лишь некоторые недостатки кожи и усиливая объем и сияние глаз.
«Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства», — говорил австрийский оперный классик.
Вот и я советую не «городить огород» из вычурных поз, нелепых образов, причудливых тонировок и ядреной ретуши, а стараться снимать классические портреты, которые на мой взгляд всегда останутся вне времени и будут актуальны и через много лет.
Как пример, моя работа «Матильда», ставшая лучшей фотографией в любительской категории международного конкурса Sony World Photography Awards 2017, где мы не использовали сложный свет, декорации и мейкап. Идея этой съемки пришла после моего первого знакомства с «Матильдой» (девочку зовут Настя Маринина).
Она очень напоминала мне героиню Натали Портман и мы с Настиной мамой решили воплотить этот образ при следующей встрече. Нашелся чокер на шею, как в фильме, парик, который мы уже на месте укоротили до нужной длины, и наша Матильда была готова!
Фотография – средство общения. Портрет выиграл конкурс, потому что он моментально создает мощную связь со зрителем. Поймав этот пронизывающий взгляд, трудно отвести глаза, и пока вы смотрите на портрет не отрываясь, происходит непроизвольный обмен эмоциями.
Кстати, я совсем не собирался участвовать в Sony World Photography Awards, но тревожное напоминание по электронной почте, что до конца приема работ остается неделя, подействовало, и я отправил 3 фотографии на конкурс. И мне повезло.
На что снято
Для тех, кому важны технические детали, снимал я эту серию на камеру Sony A99 и недорогой мануальный объектив Samyang 85/1.4 с постоянным светом в недорогой московской студии.
Кстати, большое заблуждение, что победить на Sony World Photography Awards можно, лишь снимая техникой Sony: это первый победный кадр в любительской категории снятый на камеру Sony за последние десять лет. Поэтому дерзайте!