Когда компания DJI показала свой Spark, все сказали «вау». Было за что: это компактный дрон, размерами сопоставимый со смартфоном, в два раза меньше и легче предыдущей компактной модели — Mavic Pro. Он управляется со смартфона или жестами, способен взлетать и садиться с ладони.
Все круто, но потенциально уменьшение квадрокоптеров может негативно сказаться на их ремонтопригодности, а также на том, как часто они будут ломаться в принципе.
Редакция Hi-Tech Mail.Ru решила изучить вопрос и вместе со специалистами сервисного центра CopterTime разобрала сразу три квадрокоптера фирмы DJI: миниатюрный Spark, компактный Mavic Pro и крупный Phantom 4.
DJI Spark сложно разобрать и очень дорого ремонтировать
Первое, что мы видим внутри Spark после снятия крышки — турбинный вентилятор, очень похожий на такой же у Mavic. И вообще система охлаждения у всех дронов DJI очень похожа: вентилятор прогоняет воздух через радиатор, и он выходит через отверстия на противоположном конце корпуса. Вряд ли у коптера будут проблемы с охлаждением, впрочем, это вообще не их «болезнь».
Самое слабое место в коптерах DJI (и в коптерах вообще) — камера. С ее неполадками в сервис обращаются чаще всего. Связано это с ее легкостью и хрупкостью конструкции: даже если при падении дрона на камеру не приходится прямой удар, ее повреждает сила инерции.
И вот с этим могут быть проблемы у Spark. Если у Mavic Pro и Phantom добраться до камеры можно буквально сняв крышку или выкрутив несколько болтиков, то у Spark она расположена в максимально труднодоступном месте.
Чтобы извлечь модуль камеры, надо сперва вытащить всю остальную «начинку». Это значительно увеличит стоимость ремонтных работ, даже если сама камера будет стоить не очень дорого.
Вторая после камеры популярная поломка — лучи. Лучи Spark (вытянутые «руки» с моторами и лопастями) интегрированы с рамой, так что корпус тоже придется менять целиком, то есть, опять-таки, полностью разбирать его. У предшественника — Mavic Pro — лучи можно поменять каждый по отдельности.
При этом если разница в цене между отдельным лучом и корпусом будет, скорее всего, не очень велика, то разница в стоимости работы будет значительна: из-за стремления уплотнить конструкцию и сделать коптер очень маленьким у производителя не вышло расположить элементы внутри корпуса удобно — так, чтобы можно было легко их извлекать и менять.
В Россию официальные поставки DJI Spark пока не начались. Деталей, соответственно, тоже пока нет. Поэтому о стоимости и особенностях его ремонта ничего конкретного сказать нельзя — непонятно даже, будет ли доступна замена отдельных составляющих или же единственной возможностью починить Spark будет просто менять всю его «начинку» разом.
Разбирать DJI Mavic Pro гораздо проще и чинить дешевле
В то время как у DJI Spark внутри вообще нет свободного места, у Mavic Pro — тоже компактного дрона, но не такого — есть несколько свободных полостей. Это говорит о том, что при «укладке» начинки внутри корпуса разработчики руководствовались не только соображениями компактности, но и эргономикой.
Разбирается Mavic Pro гораздо легче, чем Spark. Основная «начинка» у него расположена под верхней крышкой, снизу еще есть крышка-радиатор с термо-пастой между ней и корпусом. Разбирать квадрокоптер целиком, выковыривая всю начинку, не приходится, у опытного мастера это занимает несколько минут.
Модульная компоновка DJI Phantom 4
В Phantom 4 «начинка» скомпонована иначе, чем в компактных дронах. С корпуса снимается модуль камеры (оцените, как легко его заменить — не надо залезать глубоко внутрь), а потом корпус разделяется на две части, строго по центру между которыми расположены «мозги» гаджета. Часть оборудования — два компаса и четыре антенны — вмонтированы в шасси дрона.
В этом дроне, как и во всех дронах DJI, реализован модульный принцип. Например, съемный блок с камерой включает в себя еще вентилятор, охлаждающий всю систему и разъемы для microSD и microUSB. Если что-то из этого выходит из строя — меняется модуль целиком. Но это у больших квадрокоптеров.
Судя по конструкции маленького Spark, вполне может оказаться, что у него в принципе нет отдельных модулей под замену, а меняется начинка целиком (или вообще не меняется).
Замену шлейфов на камерах на Phantom 3 и 4 также можно выполнить самостоятельно, а вот шлейфы на Mavic Pro официально не продаются. А если брать неоригинальные запчасти, то придется покупать сразу 3-4 штуки — часто попадаются нерабочие.
На Phantom 4 замена корпуса требует пайки — сначала отпаять, затем припаять моторы — а паяльник есть не у каждого. При замене моторов на Phantom 3 по неопытности можно перегреть плату, а на Phantom 4 контакты одного из моторов проходят близко к очень тонкому шлейфу, который нужно либо снимать (и будет вероятность порвать его в процессе), либо отгибать, фиксировать и паять очень аккуратно.
Теоретически, разобрать корпус и заменить поломанный элемент можно самому, без обращения в сервис. Вопрос, с какого раза это получится без потерь. Например, у того же Phantom 3, разбирая корпус, можно случайно сбить с платы конденсаторы или оторвать провод GPS-антенны; а у Phantom 4 и Phantom 4 Pro можно оторвать провода антенн компаса.
Какие коптеры надежнее и дешевле в ремонте
Несмотря на довольно значительные различия в конструкции больших и маленьких дронов, по «ломучести» они примерно одинаковы. Можно даже утверждать, что маленькие дроны будут ломаться меньше: они легче, менее инертны, а у Spark и Mavic, к тому же, складные лопасти, позволяющие им не падать при столкновении с препятствием.
Например, во время съемки для этого материала DJI Spark довольно серьезно задел лопастями ветку дерева. Будь на его месте Phantom 4 — он бы упал. Spark отскочил, сделал сальто и полетел дальше.
Но чем меньше корпус — тем сложнее его разбирать и добираться до места поломки. В частности, до самой часто ломающейся части дронов — камеры (обычно это механические повреждения, связанные с ударом при падении и столкновении).
У Phantom 4 модуль с камерой снимается практически в первую очередь, не надо разбирать корпус. У Mavic Pro для демонтирования камеры крышку придется снять, но дальше она снимается очень легко, вопрос пары манипуляций. У Spark, чтобы извлечь камеру, надо перебрать весь (мы не преувеличиваем) корпус, и самое последнее, что вы извлечете — будет камера.
Также с уменьшением корпуса заметна тенденция к увеличению модулей внутри него — в маленьких дронах все и сразу (процессор, датчики, etc) монтируется на одну плату, что делает невозможным модульный ремонт: при поломке одного из элементов придется менять плату целиком. А чем больше корпус — тем более дробная конструкция, и тем легче ремонтировать или менять ее отдельные части. У Phantom 4 такой проблемы нет.
Все комплектующие маленьких дронов расположены внутри корпуса гораздо плотнее, чем у больших «товарищей», но нельзя утверждать, что это негативно повлияет на их работу. Что точно можно сказать — выше вероятность что-то случайно сломать во время ремонта, сама работа по разборке сложнее.
С защитой от ударов и влагозащитой ситуация при уменьшении корпуса не ухудшается в силу того, что ни того, ни того у квадрокоптеров просто нет. В ходе эволюции дронов разработчики разве что перенесли важные элементы конструкции в нижнюю часть корпуса, чтобы туда не капал дождь, ну и просто высокую влажности они выдерживают. Падение в воду — смерть либо сразу, либо через несколько недель, вне зависимости от размера аппарата.
Поломка | DJI Phantom 4 (цена комплектующих / цена ремонта) | DJI Mavic Pro (цена комплектующих / цена ремонта) | DJI Spark (цена комплектующих / цена ремонта) |
---|---|---|---|
Замена камеры | 29 172 р. / Бесплатно при покупке новой камеры | 29 000 р. / 1500 р. | На момент подготовки публикации элемент нельзя купить / 3000-4000 р. |
Замена задних лучей | Отдельно лучи не меняются | 5520 за луч / 1200 р. | Отдельно лучи не меняются |
Замена передних лучей | Отдельно лучи не меняются | 5520 за луч / 1800-2400 р. (дороже задних, потому что больше разбирать) | Отдельно лучи не меняются |
Замена корпуса | 4692 р. / 3500 р. | Средняя часть — 1920 р., верхняя — 1750 р., нижняя — 3800 р. / 4000 р. за среднюю часть (так много в связи с полной переборкой аппарата), а нижняя бесплатно | На момент публикации элемент нельзя купить / 3500-4000 р. |
Какие мы сделали выводы?
Главная тенденция современного дроностроения — «больше дронов, хороших и разных». Постепенно, как это было, например, с фотоаппаратами, линейки дронов расширяются и пополняются не только дорогими профессиональными моделями, но и аппаратами для обывателей, продающимися дешевле.
Нельзя сказать, что компактные дроны — это такие же дроны, как и большие, только в маленьком корпусе. Они менее устойчивы, хуже и меньше летают, у них (как, например, у Spark) нет системы дублирования датчиков, что потенциально повышает риск их отказа.
Проще говоря, это просто более дешевый продукт, предназначенный для расширения аудитории — дрон за 40 тысяч (стартовая цена на DJI Spark) может купить гораздо больше людей, чем дрон за 70 (базовая версия DJI Mavic Pro) или дрон за 100 тысяч (Phantom 4).
Однако, попытка сэкономить и купить миниатюрный DJI Spark может обернуться тем, что в случае поломки камеры, например, придется заплатить за ремонт чуть ли не полную стоимость устройства. А если купить дрон сейчас, на старте продаж, и с ним случится неприятность, то починить его и вовсе будет невозможно – компонентов и деталей в наличии попросту нет.
Благодарим экспертов центра CopterTime за помощь в подготовке материала. Если надо купить квадрокоптер, или он сломался, — смело обращайтесь к ним – починят оперативно и качественно.
- За счет чего уменьшаются дроны?
- Более «простая» начинка.
- Отказ от дублирования систем.
- Очень высокая плотность сборки.
- Благодаря техническому прогрессу комплектующие стали меньше.
- И чем это грозит потребителю?
- Крайне неудобный доступ к отдельным элементам конструкции.
- Из-за монтажа всех основных элементов на одну плату придется менять плату целиком, а не только то, что сломалось.
- Стоимость работ по замене комплектующих выше.
- Из-за плотной компоновки даже опытный мастер может что-то сломать в процессе разбора.
- Отсутствие дублирующих датчиков и антенн повышает риск отказа во время работы.