Назад в будущее!
— Уже в 2020 году на выставке Expo-2020 в Дубае будут представлены безопасные летающие машины и план их использования по всему миру. Тогда же начнутся тестовые перелеты, — говорит Илья Ханыков, бизнес-советник проекта McFly.Aero. — Эта отрасль находится на пересечении «умных» городов и технологий авиастроения.
Уже в 2020 году на выставке Expo-2020 в Дубае будут представлены безопасные летающие машины и план их использования по всему миру.
Летающие машины были фантастикой во время выхода фильма «Назад в будущее». Это аж 1985 год. Режиссер Роберт Земекис представлял, что через много лет все автомобилисты будут перемещаться по воздуху.
Сейчас это уже не фантастика, а план, конкретное будущее, которое должно наступить в ближайшие годы. Даже в России. Все технологии ведут именно к этому.
Российский проект McFly.Aero (созвучно с именем героя «Назад в будущее» Марти Макфлаем) уже проектирует собственную модель — электрический летательный аппарат вертикального взлета и посадки, который готовится к перевозке пассажиров.
План глобальный: подготовить инфраструктуру и массово внедрить аэротакси в городах по всему миру. Участниками стартапа являются несколько разработчиков летательных аппаратов, в том числе — Bartini, директором и соучредителем которого является Илья Ханыков.
Концептов аэромобилей создано десятки
Более 30 компаний в мире активно разрабатывают решения для систем аэротакси. В их числе как крупные корпорации, например, Boeing и Airbus, так и стартапы.
Как и во многих других отраслях, современные технологии снижают порог входа разработчикам новых продуктов. Появились более быстрые и дешевые возможности для прототипирования летательных аппаратов, новые композитные материалы, источники питания, возросла вычислительная мощность полетных контроллеров.
Человечество давно стремится к вертикальному взлету, посадке и перемещению по воздуху на небольшой высоте.
Уже созданы десятки концептов и моделей аэротакси. Кто-то делает небольшие вертолеты, кто-то — большие квадрокоптеры и конвертопланы. Все используют распределенную электрическую тягу, которая лежит в основе этого нового технологического витка в воздушном транспорте.
— Человечество давно стремится к вертикальному взлету, посадке и перемещению по воздуху на небольшой высоте, — объясняет Илья Ханыков. — Разработки велись давно, но с использованием электрических двигателей процесс пошел быстрее. Да, существуют вертолёты, но это громоздко, дорого, шумно и небезопасно.
Мы разрабатываем свою модель, а также готовим необходимые условия — стараемся интегрировать разные системы и имеющиеся решения для ввода любых подобных аппаратов в городскую среду.
Модель Bartini — может стать «летающей Tesla»
Разработку российского аэротакси возглавляет Владимир Салатов, инженер с богатым авиационным прошлым. В 2015 году он решил собрать собственный летательный аппарат, нашел команду и начал разрабатывать прототип Bartini. Звучит по-итальянски элегантно, но назвали его в честь советского авиаконструктора Роберта Бартини, учителя Сергея Королева.
Год назад Bartini представили виртуальную модель летательного аппарата на Международном авиакосмическом салоне. Сейчас они собирают свой прототип на базе лаборатории МИСиС и проводят тестовые полеты.
Bartini внешне похож на дорогую Tesla, только без колес. Или на корабль инопланетян.
Электрический аппарат вертикального взлета и посадки, который в финальной версии должен преодолевать 150 км, достигать скорость в 300 километров в час. А аккумулятор должен будет держать зарядку не менее 30 минут.
Bartini активно занимается поиском инвесторов. Для запуска стартапа очень помогли в Сколково, лабораторию и оборудование для разработки предоставил МИСиС.
Сейчас задача — показать, что идея работает, и испытать все возможные технологии в поисках лучшей. Также проверить аэродинамику, прочность и системы управления.
Это модель — половина от будущей модели, то есть сейчас человек в нее не сядет, она используется только для экспериментов с двигателями, крыльями и турбинами.
— Пока что мы собрали модель-демонстратор, — объясняет Владимир Салатов. — Чем больше будет создано моделей от разных компаний, тем лучше. Самолеты и автомобили появлялись точно так же — все предлагали свои разработки, и в итоге остались те, что наиболее оптимально обслуживали тот или иной сценарий использования. Судя по тому, как развиваются технологии, мир опробует аэротакси уже очень скоро, максимум через два года», — говорит Владимир.
Более того, человек уже летает на подобном аппарате — например, на Volocopter, Ehang Passenger Drone.
Изменить имя ради идеи
Идея McFly захватывает сотрудников. Николай Бежко, коммьюнити-менеджер, который занимается полезными связями и продвижением философии летающего транспорта, сменил имя. Теперь по паспорту он Ник Макфлай.
У нас появляется аппарат, и мы решаем, где он будет летать. Сейчас мы ищем людей по всему миру, которым понравится наша идея.
— У нас появляется аппарат, и мы решаем, где он будет летать. Сейчас мы ищем людей по всему миру, которым понравится наша идея, — говорит Ник. — Участником сообщества может стать любой человек, даже просто лайкая наши посты на Facebook.
McFly успешно использует технологию блокчейна. Основной инструмент — токен. Его можно получить за криптовалюту, либо за усилия ради общего блага — скорейшего появления городского аэротакси.
Токенами участники сообщества вознаграждают друг друга за полезные действия в любой точке мира. Кроме того, токен — это часть развивающейся технологии — он будет применяться для регистрации будущих полетов в системе и расчета за них.
— Один из самых активных участников нашего коммьюнити — эксперт по авиации из Индии, — рассказывает Ник Макфлай. — Он нашел информацию про нас в интернете и связался с нами. Его заинтересовала наша разработка, и он, как человек, имеющий большой опыт в авиации, знакомит нас с экспертами, помогает им выстроить бизнес на этом новом будущем рынке. Например, он свел нас с владельцем сервиса вертолетного такси, который делится секретами этого дела.
Аэротакси могут появиться в 4 странах
Возможность внедрения аэротакси обсуждается с представителями Индии, России, Мексики и Индонезии. Кто поддерживает идею в Москве — пока секрет.
— Идеальный участник нашего сообщества — эксперт по авиации, который понимает, что летающие машины — это не через 20 лет, а уже вот-вот. С ним можно обсуждать, как создавать и масштабировать городскую авиацию. Среди наших советников, например, — в прошлом главный архитектор Барселоны, а сейчас глава исследовательской архитектурной лаборатории, — объясняет Ник.
Что нужно сделать, чтобы в городах запустились аэротакси?
- Договориться с городами;
- Обустроить взлетные и посадочные площадки;
- Организовать места для подзарядки аккумуляторов;
- Найти пилотов;
- Предложить пассажирам свои услуги за доступную стоимость.
Сначала это могут быть экскурсионные и развлекательные перелеты, затем — обычное средство передвижения по городу.
Разрешат ли аэротакси в городах?
Один из главных вопросов перед внедрением нового типа общественного транспорта — поправки в законодательства разных стран.
В США обсуждают вопросы высоты построек, допустимого уровня шума днем и ночью, другие требования, которые в итоге будут предъявлены аппаратам при их сертификации. Официально ее еще нет.
Пока стоит вопрос и о том, к какому именно типу летательного аппарата будет относиться аэротакси — к вертолетам, самолетам, квадрокоптерам. Или же будет придумано что-то новое.
Мы хотим, чтобы наше сообщество было как можно более локально автономным. Люди на местах должны будут самостоятельно организовывать бизнес в конкретном городе.
McFly.Aero старается максимально ускорить процесс, разрабатывая систему массовой городской авиации, в которой пассажир смог бы выбирать из максимально широкого разнообразия летательных аппаратов.
— Мы хотим, чтобы наше сообщество было как можно более локально автономным. Люди на местах должны будут самостоятельно организовывать бизнес в конкретном городе, — поясняет Ник Макфлай. — Мы разрабатываем своего рода методичку, руководство организатора сообщества. Это поможет даже тем, у кого не было предпринимательского опыта.
После того, как город согласится реализовать идею и найдется несколько площадок для взлета и посадки, запустить движение по воздуху можно уже через год, утверждают в McFly.Aero.
И плохие дороги станут не страшны.
Это тоже интересно: