Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Рассылка
Получайте главные новости дня от Hi-Tech Mail.ru

4 российских самолета, которые заменят «Боинги» и «Аэробусы»

В России все больше говорят о возрождении гражданского авиапрома. Если с военными самолетами мы всерьез можем тягаться с продукцией «вероятного противника», то гражданские самолеты еще в девяностых стали неконкурентоспособными в сравнении с хлынувшими в страну иномарками, что привело к развалу отрасли. Однако теперь разрабатываются новые машины, способные вернуть российским производителям былую славу и прекратить, наконец, засилье импорта. Или неспособные?
1

«Суперджет-75»

Sukhoi Superjet 75 — родственник «Суперджета-100», который долгое время был единственным новым самолетом в российской истории. Для обывателя отличие новой машины от старой — только в пассажировместимости. Подумаешь, сделали тот же «Суперджет», только не на 100 пассажиров, а с более коротким фюзеляжем, на 75, ну и что? Однако на самом деле отличий гораздо больше, и главное — это то, что новый самолет станет гораздо более «российским».

«Суперджет-75» будет короче, чем выпускающийся сейчас «Суперджет-100». Фото: wikimedia
Если на выпускающемся сейчас «Суперджете-100» большинство компонентов — импортные, то на новом их количество будет сведено к минимуму.

Если сейчас «Суперджеты» оснащаются двигателями SaM146 с тягой 7,7 тс совместного производства французской SNECMA (она же выпускает вместе с GE моторы CFM56 для «Боингов» и «Аэробусов») и НПО «Сатурн», а авионика импортная (поставляется концерном Thales), то на новый самолет предлагается устанавливать полностью российский двигатель ПД-7 Пермского моторного завода с тягой 7,9 тс и российскую же авионику, унифицированную с авионикой МС-21 (об этом чуть позже).

Есть, правда, один нюанс: этот двигатель еще только предстоит разработать. Однако буквально недавно «Росавиация» сертифицировала семейство двигателей ПД-14, к которому принадлежит перспективная силовая установка, то есть базовая «платформа» готова и осталось только, грубо говоря, создать один из ее вариантов для конкретного самолета.

Работы над самолетом, начатые в 2018 году, займут около 4 лет. «Суперджет-75» будет предназначен для региональных маршрутов протяженностью 1500-2000 километров.

В этом сегменте у него есть сильные конкуренты — например, Embraer-170 (активно используется S7 Airlines) или Bombardier CRJ-700. Однако наш «Суперджет» гораздо комфортнее: диаметр фюзеляжа больше на полметра, так что салон значительно просторнее, а высокие пассажиры не будут биться головой об потолок, как в иномарках. Багажные полки вместительнее, что особенно актуально с ростом популярности тарифов, предполагающих только ручную кладь.

2

МС-21

МС-21 расшифровывается как «Магистральный самолет 21-го века». Первый экземпляр собран еще в 2016 году, серийное производство обещают начать в 2020 году. Основное преимущество самолета — высокая доля композитных материалов в фюзеляже, за счет которых он существенно легче своих конкурентов: Airbus A320 и Boeing-737. Те разработаны в 1980-х и 1960-х годах соответственно и последние поколения (A320neo и 737 MAX) отличаются преимущественно количеством электроники и более экономичными двигателями, а сам планер и фюзеляж в целом неизменны.

Первый полет опытного МС-21 состоялся в мае 2017 года. Сейчас построено 3 самолета: 2 летают, один на прочностных испытаниях. Фото: wikimedia
За счет малого веса самолет будет потреблять примерно на 10% меньше топлива, чем последние версии конкурентов, а стоить в полтора раза дешевле.

Но это пока на бумаге: реальные показатели экономической эффективности до начала массовой эксплуатации серийных машин никому, конечно, не известны. «Суперджет-100» — конструктивно тоже прекрасный самолет, вот только процесс поставки запчастей организован таким образом, что в их ожидании бортам приходится подолгу стоять на земле вместо того, чтобы работать. Начало серийного производства самолета уже было перенесено с 2017 на 2020 годы, но мы на них точно полетаем: «Аэрофлот» заключил контракт на поставку 50 МС-21 в 2020-2026 годах с опционом еще на 35. Вот только этот срок опять может быть сдвинут: из-за вновь введенных санкций стала невозможной поставка импортных компонентов для композитного крыла. Разработчики уверяют, что есть российские аналоги и санкции ни на что не повлияют, но почему тогда эти аналоги не использовали с самого начала?

Большинство компонентов — российского производства, импортная только часть электроники. Двигатель может быть как американский Pratt&Whitney, аналогичный устанавливаемым на Airbus и Boeing, так и российским ПД-14.

Для пассажира же главное преимущество — ширина салона. В проходе МС-21 смогут легко разойтись два человека, а тем, кто спешит в туалет, не придется перепрыгивать через тележки с едой во время обслуживания бортпитанием.

3

Ил-96-400М

А этот самолет на поверку оказывается не новым, а модернизацией еще советской разработки Ил-96-300 конца 1980-х. Тех машин было построено всего пару десятков, а затем развал СССР и появление иномарок привели к тому, что этот лайнер массовым так и не стал.

Новая версия Ил-96-400М представляет собой удлиненную почти на 10 метров базовую модель; это широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, вмещающий до 400 пассажиров.
Ил-96-400 пока существует только в виде военных и грузовых версий. На фото борт, дооборудованный для использования в качестве воздушного пункта управления. Фото: wikimedia
Главное его преимущество заключается в том, что разрабатывать машину нужно не с нуля, достаточно просто модернизировать то, что уже придумано ранее.

Сегодня лайнер такой конструкции выглядит морально устаревшим как минимум из-за того, что на нем четыре двигателя. Это делает его гораздо «прожорливее» по сравнению с двухдвигательными. То есть, при общей суммарной мощности два двигателя потребляют едва ли не в полтора раза меньше керосина, чем четыре, и четырехмоторные конфигурации использовались ради отказоустойчивости в те годы, когда надежность двигателей была ниже, чем сейчас, а моторов большой мощности, способных заменить несколько маленьких, не существовало.

В перспективе Ил-96 собираются переделать в двухмоторный, однако двигатель ПД-35 для этих целей только начали разрабатывать — то есть до серийного производства самолетов с такими двигателями пройдет еще лет десять. Хочется надеяться, что разработчики модернизируют салон — в Ил-96-300 очень не хватало багажных полок (и сами полки маленькие, и мало полок). Зато у каждого пассажира был собственный вентилятор в спинке впереди стоящего кресла; в большинстве широкофюзеляжных самолетов индивидуального обдува нет из-за того, что многим было бы не дотянуться до панели на потолке.

4

Ил-114

Ил-114 — самый маленький, но самый важный самолет. Он предназначен для местных авиалиний и сможет перевозить до 64 пассажиров на расстояние до 1500 км. Почему самый важный? Да потому, что местное воздушное сообщение в стране практически полностью развалено еще в девяностых, а сейчас поставлена задача его восстановить, только вот летать не на чем. Надежные и неприхотливые Ан-24, способные сесть практически в поле, не выпускаются уже 40 лет и морально устарели еще тогда — и сегодня почти все они выведены из эксплуатации. А альтернативы нет!

Ил-114 — небольшой региональный самолет, незаслуженно забытый в лихие девяностые. Фото: wikimedia

На самом деле Ил-114 — тоже не новый самолет, его разработали в конце 1980-х, но потом, в девяностых, он стал не нужен; построили всего 17 машин, большинство из которых до мая 2018 года летали на внутренних рейсах в Узбекистане. Сейчас же производство восстанавливается и с 2020-2021 года обещают выпускать по 12 самолетов каждый год с возможностью дальнейшего наращивания производства. Главное преимущество Ил-114 заключается в том, что он турбовинтовой и по сравнению с реактивным такой же вместимости расходует на 30% меньше топлива. Конечно, и летит он в полтора раза медленнее, но для таких расстояний, для которых он предназначен, это не имеет значения. Лететь в соседнюю область час или полтора — какая разница, главное, что не трястись всю ночь в поезде или не потратить примерно столько же времени на полет с пересадкой в Москве, как это сегодня бывает.

Больше летающих аппаратов:

Расскажи друзьям про новые российские самолеты — нажми одну из кнопок ниже!
Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Вы подписались на рассылку.Отменить
Подписаться на рассылку
Комментарии
347
Денис Байкович
В ответ на комментарий от Олег Левшин
Олег Левшин
Просьба к автору не описывать инженерные вопросы в статье, не нужно портить о себе мнение читателей, т.к. флагманы дальней авиации А380 и 747-й запроектированы с 4 двигателями, такие были условия задачи: max грузоподъёмность и дальность полёта при определённой скорости и массе, я думаю это всем понятно, все в школе учились)))) ИЛ-96 отличный самолёт, единственный конкурент для "зарубежных партнёров" по всем условиям задачи (см. выше). Историю, как "убивали" завод и модель самолёта Ил-96 можно поискать в инете. Так что эта статья морально устарела через 20 минут после выпуска, а не эта модель самолёта!!! Плюс ко всему, если всё же начнётся поток финансирования в эту отрасль , это развитие в целом и науке, и промышленности, не мне объяснять вам, только у есть опасения, что этот поток разобьют на ручейки ;))) , а они уже потекут мимо КБ и цехов.
СсылкаПожаловаться
Мда.... "Я у мамы инжЫнер"...
Олег, грустное зрелище Вы и Вам подобные представляют, когда рассуждают об инжЫнерии.
Элементарно начните с взлётного веса сравниваемых В/С. Поясняю для кряклов, клерков, алкаголиков, наркоманов и прочих граждан, деградированных постиндустриализмом до такой степени, что даже в "Вики для одноклеточных" заглянуть не способны.
1. В-747-800 - 442 Т
2. А-380 - 560 Т
3. Ил-96 - 250 Т (270 у 96-400)
4. В-777-300ER - 352 Т
5. В-767-400ER - 204 Т
Я не утомил Вас "цЫфрами", "инжЫнер"?
СсылкаПожаловаться
Трикотажная фабрика
В ответ на комментарий от ЖОРЖ
ЖОРЖ
Хорошо быть критиком - ни за что не несёшь ответственность !
А что вы сделали сами,чтобы поднять наше отечественное авиостроение?
Вот,и задайтесь этим вопросом наша доблестная молодёжь!
СсылкаПожаловаться
Я построил самолёт. На коленке. В единственном экземпляре. Правда двинателя нет и комплектующие все импортные - недоступны сейчас. Но построил.К 2039 году разработаю наконец и двигатель. Если доживу. А уже освоил несколько десятков миллиардов рублей на создание самолёта на коленке. И это - главное. Я - миллиардер, мои родственники миллиардеры. Результат моей деятельности очень хороший. Для меня.
СсылкаПожаловаться
Трикотажная фабрика
В ответ на комментарий от владимир вовкотруб
владимир вовкотруб
Слово ЭКОНОМИКА в исполнении Медведева звучит как какая-то абстракция.15 лет назад еще были спецы с советским прошлым кричали: Если не предпримем срочных мер по восстановлению промышленности, потеряем экономическую безопасность! Сейчас об этом уже все молчат,МЫ ЕЕ ПОТЕРЯЛИ. У НАС НЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ, АВИАСТРОЕНИЯ, ЭЛЕКТРОНИКИ И ЭЛЕКТРОДЕХНИКИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ СВОЕЙ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ. ЭТИХ ЗАВОДОВ УЖЕ НЕТ. Те, клторые остались, не могут работать и на 10% по сравнению с советским периодом.В СССр делали 1200 самолетов в год, сейчас 20, и то комплектующие из за бугра. Все заводы, в т.ч. почти все военные, теперь АО и быстрыми темпами становятся собственностью англосаксов. Государство строить новые заводы не будет, миллиардеры тем более(зачем,им и так хорошо). Да разуйте глаза, зайдите в любой магазин (хоть инструменты вплоть до пасатиж и отверток или бытовая техника)-где вы увидите что-нибудь российское? Нефть, газ, да еще в области балету. И конечно по количеству миллиардеров мы впереди планеты всей. Интересно, почему мы не слышим эти вопросы и дискуссии на главных каналах? Соловьев, Скабеева, АУ! Владимир Владимирович, вы не в курсе?
СсылкаПожаловаться
Ему пофиг.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас
Новости Hi-Tech Mail.ru