Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты

4 российских самолета, которые заменят «Боинги» и «Аэробусы»

В России все больше говорят о возрождении гражданского авиапрома. Если с военными самолетами мы всерьез можем тягаться с продукцией «вероятного противника», то гражданские самолеты еще в девяностых стали неконкурентоспособными в сравнении с хлынувшими в страну иномарками, что привело к развалу отрасли. Однако теперь разрабатываются новые машины, способные вернуть российским производителям былую славу и прекратить, наконец, засилье импорта. Или неспособные?
1

«Суперджет-75»

Sukhoi Superjet 75 — родственник «Суперджета-100», который долгое время был единственным новым самолетом в российской истории. Для обывателя отличие новой машины от старой — только в пассажировместимости. Подумаешь, сделали тот же «Суперджет», только не на 100 пассажиров, а с более коротким фюзеляжем, на 75, ну и что? Однако на самом деле отличий гораздо больше, и главное — это то, что новый самолет станет гораздо более «российским».

«Суперджет-75» будет короче, чем выпускающийся сейчас «Суперджет-100». Фото: wikimedia
Если на выпускающемся сейчас «Суперджете-100» большинство компонентов — импортные, то на новом их количество будет сведено к минимуму.

Если сейчас «Суперджеты» оснащаются двигателями SaM146 с тягой 7,7 тс совместного производства французской SNECMA (она же выпускает вместе с GE моторы CFM56 для «Боингов» и «Аэробусов») и НПО «Сатурн», а авионика импортная (поставляется концерном Thales), то на новый самолет предлагается устанавливать полностью российский двигатель ПД-7 Пермского моторного завода с тягой 7,9 тс и российскую же авионику, унифицированную с авионикой МС-21 (об этом чуть позже).

Есть, правда, один нюанс: этот двигатель еще только предстоит разработать. Однако буквально недавно «Росавиация» сертифицировала семейство двигателей ПД-14, к которому принадлежит перспективная силовая установка, то есть базовая «платформа» готова и осталось только, грубо говоря, создать один из ее вариантов для конкретного самолета.

Работы над самолетом, начатые в 2018 году, займут около 4 лет. «Суперджет-75» будет предназначен для региональных маршрутов протяженностью 1500-2000 километров.

В этом сегменте у него есть сильные конкуренты — например, Embraer-170 (активно используется S7 Airlines) или Bombardier CRJ-700. Однако наш «Суперджет» гораздо комфортнее: диаметр фюзеляжа больше на полметра, так что салон значительно просторнее, а высокие пассажиры не будут биться головой об потолок, как в иномарках. Багажные полки вместительнее, что особенно актуально с ростом популярности тарифов, предполагающих только ручную кладь.

2

МС-21

МС-21 расшифровывается как «Магистральный самолет 21-го века». Первый экземпляр собран еще в 2016 году, серийное производство обещают начать в 2020 году. Основное преимущество самолета — высокая доля композитных материалов в фюзеляже, за счет которых он существенно легче своих конкурентов: Airbus A320 и Boeing-737. Те разработаны в 1980-х и 1960-х годах соответственно и последние поколения (A320neo и 737 MAX) отличаются преимущественно количеством электроники и более экономичными двигателями, а сам планер и фюзеляж в целом неизменны.

Первый полет опытного МС-21 состоялся в мае 2017 года. Сейчас построено 3 самолета: 2 летают, один на прочностных испытаниях. Фото: wikimedia
За счет малого веса самолет будет потреблять примерно на 10% меньше топлива, чем последние версии конкурентов, а стоить в полтора раза дешевле.

Но это пока на бумаге: реальные показатели экономической эффективности до начала массовой эксплуатации серийных машин никому, конечно, не известны. «Суперджет-100» — конструктивно тоже прекрасный самолет, вот только процесс поставки запчастей организован таким образом, что в их ожидании бортам приходится подолгу стоять на земле вместо того, чтобы работать. Начало серийного производства самолета уже было перенесено с 2017 на 2020 годы, но мы на них точно полетаем: «Аэрофлот» заключил контракт на поставку 50 МС-21 в 2020-2026 годах с опционом еще на 35. Вот только этот срок опять может быть сдвинут: из-за вновь введенных санкций стала невозможной поставка импортных компонентов для композитного крыла. Разработчики уверяют, что есть российские аналоги и санкции ни на что не повлияют, но почему тогда эти аналоги не использовали с самого начала?

Большинство компонентов — российского производства, импортная только часть электроники. Двигатель может быть как американский Pratt&Whitney, аналогичный устанавливаемым на Airbus и Boeing, так и российским ПД-14.

Для пассажира же главное преимущество — ширина салона. В проходе МС-21 смогут легко разойтись два человека, а тем, кто спешит в туалет, не придется перепрыгивать через тележки с едой во время обслуживания бортпитанием.

3

Ил-96-400М

А этот самолет на поверку оказывается не новым, а модернизацией еще советской разработки Ил-96-300 конца 1980-х. Тех машин было построено всего пару десятков, а затем развал СССР и появление иномарок привели к тому, что этот лайнер массовым так и не стал.

Новая версия Ил-96-400М представляет собой удлиненную почти на 10 метров базовую модель; это широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, вмещающий до 400 пассажиров.
Ил-96-400 пока существует только в виде военных и грузовых версий. На фото борт, дооборудованный для использования в качестве воздушного пункта управления. Фото: wikimedia
Главное его преимущество заключается в том, что разрабатывать машину нужно не с нуля, достаточно просто модернизировать то, что уже придумано ранее.

Сегодня лайнер такой конструкции выглядит морально устаревшим как минимум из-за того, что на нем четыре двигателя. Это делает его гораздо «прожорливее» по сравнению с двухдвигательными. То есть, при общей суммарной мощности два двигателя потребляют едва ли не в полтора раза меньше керосина, чем четыре, и четырехмоторные конфигурации использовались ради отказоустойчивости в те годы, когда надежность двигателей была ниже, чем сейчас, а моторов большой мощности, способных заменить несколько маленьких, не существовало.

В перспективе Ил-96 собираются переделать в двухмоторный, однако двигатель ПД-35 для этих целей только начали разрабатывать — то есть до серийного производства самолетов с такими двигателями пройдет еще лет десять. Хочется надеяться, что разработчики модернизируют салон — в Ил-96-300 очень не хватало багажных полок (и сами полки маленькие, и мало полок). Зато у каждого пассажира был собственный вентилятор в спинке впереди стоящего кресла; в большинстве широкофюзеляжных самолетов индивидуального обдува нет из-за того, что многим было бы не дотянуться до панели на потолке.

4

Ил-114

Ил-114 — самый маленький, но самый важный самолет. Он предназначен для местных авиалиний и сможет перевозить до 64 пассажиров на расстояние до 1500 км. Почему самый важный? Да потому, что местное воздушное сообщение в стране практически полностью развалено еще в девяностых, а сейчас поставлена задача его восстановить, только вот летать не на чем. Надежные и неприхотливые Ан-24, способные сесть практически в поле, не выпускаются уже 40 лет и морально устарели еще тогда — и сегодня почти все они выведены из эксплуатации. А альтернативы нет!

Ил-114 — небольшой региональный самолет, незаслуженно забытый в лихие девяностые. Фото: wikimedia

На самом деле Ил-114 — тоже не новый самолет, его разработали в конце 1980-х, но потом, в девяностых, он стал не нужен; построили всего 17 машин, большинство из которых до мая 2018 года летали на внутренних рейсах в Узбекистане. Сейчас же производство восстанавливается и с 2020-2021 года обещают выпускать по 12 самолетов каждый год с возможностью дальнейшего наращивания производства. Главное преимущество Ил-114 заключается в том, что он турбовинтовой и по сравнению с реактивным такой же вместимости расходует на 30% меньше топлива. Конечно, и летит он в полтора раза медленнее, но для таких расстояний, для которых он предназначен, это не имеет значения. Лететь в соседнюю область час или полтора — какая разница, главное, что не трястись всю ночь в поезде или не потратить примерно столько же времени на полет с пересадкой в Москве, как это сегодня бывает.

Больше летающих аппаратов:

Расскажи друзьям про новые российские самолеты — нажми одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Комментарии
279
Денис Байкович
В ответ на комментарий от Олег Левшин
Олег Левшин
Просьба к автору не описывать инженерные вопросы в статье, не нужно портить о себе мнение читателей, т.к. флагманы дальней авиации А380 и 747-й запроектированы с 4 двигателями, такие были условия задачи: max грузоподъёмность и дальность полёта при определённой скорости и массе, я думаю это всем понятно, все в школе учились)))) ИЛ-96 отличный самолёт, единственный конкурент для "зарубежных партнёров" по всем условиям задачи (см. выше). Историю, как "убивали" завод и модель самолёта Ил-96 можно поискать в инете. Так что эта статья морально устарела через 20 минут после выпуска, а не эта модель самолёта!!! Плюс ко всему, если всё же начнётся поток финансирования в эту отрасль , это развитие в целом и науке, и промышленности, не мне объяснять вам, только у есть опасения, что этот поток разобьют на ручейки ;))) , а они уже потекут мимо КБ и цехов.
СсылкаПожаловаться
Мда.... "Я у мамы инжЫнер"...
Олег, грустное зрелище Вы и Вам подобные представляют, когда рассуждают об инжЫнерии.
Элементарно начните с взлётного веса сравниваемых В/С. Поясняю для кряклов, клерков, алкаголиков, наркоманов и прочих граждан, деградированных постиндустриализмом до такой степени, что даже в "Вики для одноклеточных" заглянуть не способны.
1. В-747-800 - 442 Т
2. А-380 - 560 Т
3. Ил-96 - 250 Т (270 у 96-400)
4. В-777-300ER - 352 Т
5. В-767-400ER - 204 Т
Я не утомил Вас "цЫфрами", "инжЫнер"?
СсылкаПожаловаться
Трикотажная фабрика
В ответ на комментарий от ЖОРЖ
ЖОРЖ
Хорошо быть критиком - ни за что не несёшь ответственность !
А что вы сделали сами,чтобы поднять наше отечественное авиостроение?
Вот,и задайтесь этим вопросом наша доблестная молодёжь!
СсылкаПожаловаться
Я построил самолёт. На коленке. В единственном экземпляре. Правда двинателя нет и комплектующие все импортные - недоступны сейчас. Но построил.К 2039 году разработаю наконец и двигатель. Если доживу. А уже освоил несколько десятков миллиардов рублей на создание самолёта на коленке. И это - главное. Я - миллиардер, мои родственники миллиардеры. Результат моей деятельности очень хороший. Для меня.
СсылкаПожаловаться
Трикотажная фабрика
В ответ на комментарий от владимир вовкотруб
владимир вовкотруб
Слово ЭКОНОМИКА в исполнении Медведева звучит как какая-то абстракция.15 лет назад еще были спецы с советским прошлым кричали: Если не предпримем срочных мер по восстановлению промышленности, потеряем экономическую безопасность! Сейчас об этом уже все молчат,МЫ ЕЕ ПОТЕРЯЛИ. У НАС НЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ, АВИАСТРОЕНИЯ, ЭЛЕКТРОНИКИ И ЭЛЕКТРОДЕХНИКИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ СВОЕЙ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ. ЭТИХ ЗАВОДОВ УЖЕ НЕТ. Те, клторые остались, не могут работать и на 10% по сравнению с советским периодом.В СССр делали 1200 самолетов в год, сейчас 20, и то комплектующие из за бугра. Все заводы, в т.ч. почти все военные, теперь АО и быстрыми темпами становятся собственностью англосаксов. Государство строить новые заводы не будет, миллиардеры тем более(зачем,им и так хорошо). Да разуйте глаза, зайдите в любой магазин (хоть инструменты вплоть до пасатиж и отверток или бытовая техника)-где вы увидите что-нибудь российское? Нефть, газ, да еще в области балету. И конечно по количеству миллиардеров мы впереди планеты всей. Интересно, почему мы не слышим эти вопросы и дискуссии на главных каналах? Соловьев, Скабеева, АУ! Владимир Владимирович, вы не в курсе?
СсылкаПожаловаться
Ему пофиг.
СсылкаПожаловаться
владимир вовкотруб
Почему при Советах жили скромнее?(хотя и голодных не было, образование, медицина, коммуналка и много чего еще бесплатно, в т. ч. квартиры). Да потому, что строили десятками, сотнями каждый год новые заводы, фабрики, электростанции. Был Госплан, строили там, где был излишек рабочей силы, возводили новую инфраструктуру. Мы полностью себя обеспечивали и экспортировали самолеты, станки, прессы и пр. во многие страны. Плюс помогали многим странам.Сейчас доход миллиардеров сравним с бюджетом страны.Каким образом военка оказалась в частных руках, кто-нибудь знает? Вседелается по тихому. А наши думцы молчат.При Ельцине была "семья" (Березовский, Чубайс, Юмашев и др), но но нанешняя "семья" даст фору ельцинской многократно. Ничего менять они не собираются, нет у них такой программы
СсылкаПожаловаться
владимир вовкотруб
Слово ЭКОНОМИКА в исполнении Медведева звучит как какая-то абстракция.15 лет назад еще были спецы с советским прошлым кричали: Если не предпримем срочных мер по восстановлению промышленности, потеряем экономическую безопасность! Сейчас об этом уже все молчат,МЫ ЕЕ ПОТЕРЯЛИ. У НАС НЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ, АВИАСТРОЕНИЯ, ЭЛЕКТРОНИКИ И ЭЛЕКТРОДЕХНИКИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ СВОЕЙ СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ. ЭТИХ ЗАВОДОВ УЖЕ НЕТ. Те, клторые остались, не могут работать и на 10% по сравнению с советским периодом.В СССр делали 1200 самолетов в год, сейчас 20, и то комплектующие из за бугра. Все заводы, в т.ч. почти все военные, теперь АО и быстрыми темпами становятся собственностью англосаксов. Государство строить новые заводы не будет, миллиардеры тем более(зачем,им и так хорошо). Да разуйте глаза, зайдите в любой магазин (хоть инструменты вплоть до пасатиж и отверток или бытовая техника)-где вы увидите что-нибудь российское? Нефть, газ, да еще в области балету. И конечно по количеству миллиардеров мы впереди планеты всей. Интересно, почему мы не слышим эти вопросы и дискуссии на главных каналах? Соловьев, Скабеева, АУ! Владимир Владимирович, вы не в курсе?
СсылкаПожаловаться
ЖОРЖ
Хорошо быть критиком - ни за что не несёшь ответственность !
А что вы сделали сами,чтобы поднять наше отечественное авиостроение?
Вот,и задайтесь этим вопросом наша доблестная молодёжь!
СсылкаПожаловаться
Pavel Dorofeev
Куда там Боингу да наших 12 самолётов в год! Они по 800 смолётов в год производят. Они просто не смогут так резко затормозить и сократить производство, чтобы дать нам обеспечить наше заявленное конкурентное преимущество!
СсылкаПожаловаться
Billy
В ответ на комментарий от Murr March
Murr March
Относительно двигателей - даже не смешно... Просто грустно - мусолили-мусолили один, не довели до ума - взялись за другой. Теперь уже про третий трындят. Стыдно за страну - в Советское время делали 2500 летательных аппаратов в год(!!!) разных марок, теперь один-единственный никак довести не можем. В общем, с новым движком ещё - "курочка ещё в гнезде. яичко ещё - известно где... Срамота!!!
СсылкаПожаловаться
А сколько в нынешнее время производится в РФ? Не забываем, что в СССР входили те, ныне "самостийные" страны, в которых производилась значительная часть машин. Есть статистика по РСФСР и нынешней РФ?
СсылкаПожаловаться
Murr March
Относительно двигателей - даже не смешно... Просто грустно - мусолили-мусолили один, не довели до ума - взялись за другой. Теперь уже про третий трындят. Стыдно за страну - в Советское время делали 2500 летательных аппаратов в год(!!!) разных марок, теперь один-единственный никак довести не можем. В общем, с новым движком ещё - "курочка ещё в гнезде. яичко ещё - известно где... Срамота!!!
СсылкаПожаловаться
Сергей Карпов
В ответ на комментарий от Р История переписки2
Комментарий удален.Почему?
по первой фразе понятно- вы за белых...
СсылкаПожаловаться
vasya sholc
В ответ на комментарий от Р История переписки2
Комментарий удален.Почему?
А чо ты, придурок, всем указываешь, чо делать? Нормальный человек хочет летать в нормальных самолётах а не в гробах. Любишь дермо, люби. Тя надо в стоматологическое кресло советского производства посадить - быстро вылечишься от любови к отечеству, баран.
СсылкаПожаловаться
Сергей Карпов
78тысяч заводов и фабрик уничтожено за 20лет.Саратовский авиазавод например .Завод во время войны давал фронту каждый третий истребитель!.Далее ЯК 40,ЯК 42 самые надежные самолеты в мире! Был истребитель с вертикальным взлетом ЯК 141 сверхзвуковой,первый в мире опережал всех на 20лет. Амы стырили технологии и вот вам F 35/а гав..к Ермишин (деректор развала )говорят проживает в майами ....
СсылкаПожаловаться
Андрей Чернов
Быстро всё забылось. Развал, вообще-то, был искусственным. Началось всё с запретов стран прогрессивного запада на полёты самолетов сов. производства из-за якобы очень шумных двигателей. Но это, по скромному счету, скромный эпизод. Руководство и запад старались так, что уже лет 20 от сов. авиапрома не должно было остаться и головешек.
СсылкаПожаловаться
АЛЕКСАНДР ХОРКОВЕЦ
А как же молния?
СсылкаПожаловаться
Mart
В ответ на комментарий от Мария Мезенина
Мария Мезенина
Цитата с туполев ру : Самолет ТУ-334 – российский ближнемагистральный турбореактивный самолет на 102 пассажира и дальностью полета 3150 км с расчетной коммерческой нагрузкой.
Первый полет самолета ТУ-334-100 состоялся 8 февраля 1999 года.
ТУ-334 создан на базе перспективных разработок в области аэродинамики, конструкции, материаловедения, бортового оборудования и оснащен высокоэкономичными двигателями. Это позволило достичь высоких аэродинамических характеристик и низких эксплуатационных расходов. Не? Автор статьи вообще в курсе российских КБ и собственных разработок, не связанных с разворовыванием бюджетных средств??
СсылкаПожаловаться
Вы правы! Спасибо за комментарий.
СсылкаПожаловаться
Мария Мезенина
Цитата с туполев ру : Самолет ТУ-334 – российский ближнемагистральный турбореактивный самолет на 102 пассажира и дальностью полета 3150 км с расчетной коммерческой нагрузкой.
Первый полет самолета ТУ-334-100 состоялся 8 февраля 1999 года.
ТУ-334 создан на базе перспективных разработок в области аэродинамики, конструкции, материаловедения, бортового оборудования и оснащен высокоэкономичными двигателями. Это позволило достичь высоких аэродинамических характеристик и низких эксплуатационных расходов. Не? Автор статьи вообще в курсе российских КБ и собственных разработок, не связанных с разворовыванием бюджетных средств??
СсылкаПожаловаться
андрей лесников
не будет ничё этого,щас сердюков закроет заводы и заставит покупать списанное старьё
СсылкаПожаловаться
Виктор Корелов
вся страна огрязла во взятках! у иностранных партнеров даже есть статья расходов в бюджете : НА ВЗЯТКИ!!!
СсылкаПожаловаться
Виктор Корелов
вот теперрь начнется свистопляска!чинуши не зинересованы в отечественном производителе! не будет возможности воровать!
СсылкаПожаловаться
Zoloto Lileka
В ответ на комментарий от valeri ageev
valeri ageev
А как объяснить и чем мотивировать, закрытие проектов господином Христенко и Мантуровым выпуск ИЛ-96 - 300 для начала. А почему в бухать столько миллиардов рублей на выпуск суперджет таким сырым, и запретить выпуск Ил -114; готовый самолёт ТУ 334; ТУ 204, и снова готовы тратить деньги - новая авантюра. Почему усиленно не заниматься МС-21. А свой дальний ИЛ - 96- 400м и заниматься им усиленно довести до логического завершения. И кто хотя бы раз назовёт - АВАНТЮРИСТОВ - из за кого произошло такое страшное отставание, и это не обходимо для того, что бы другим не повадно было сковывать выпуск Российских самолётов. Это ж и дураку понятно, что затормозили на такой долгий срок Российских самолётов не за красивые глазки, А ЗА ЧТО???
СсылкаПожаловаться
Валерий ответ на вопросы там в начале 90х! Как подписали в Беловежской Пуще и стали сырьевой базой для ВТО. С тех пор они диктуют нам: как жить, что производить, на чем летать, как воспитывать своих детей, как распоряжаться природными ископаемыми и многое другое. Идеологически нас разложили по Директиве 1948 Алена Даллеса, загнали в беспросветные долги. А теперь торопятся загнать в электронный концлагерь, чтобы контролировать разум каждого. Вот как то вот так.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас