Майские праздники, возможно, самый любимый период года у россиян. Новогодние каникулы — это когда на улице холодно, и ты под фильмы доедаешь десятую порцию «оливье». Зато в майские — встречи с друзьями на природе, прогулки, шашлыки, возможно, даже речка. Весна, тепло, солнце — мечта.
Этот текст — не попытка пристыдить, поучать, и не объяснение, как правильно праздновать тот или иной день. Сейчас эпоха социальных сетей. Все события из жизни уже чуть ли не по привычке автоматом сливаются в онлайн. И перед тем, как нажать кнопку «Опубликовано», все-таки стоит подумать, что, когда и зачем вы выкладываете. И какие подписи и хештеги пишете.
Не надо шутить про «Гитлер капут», обещать что-то повторить и бряцать несуществующим железом. Не надо называть купленную в ближайшем супермаркете водку «фронтовой». Речь даже не о том, что это может спровоцировать скандал, попасть в новости или разойтись по группам с мемами. Идиотских фотографий под условным хештегом #СВеликойОтечественной уже достаточно.
День Победы — дата памяти, среди церемоний которой, например, есть панихида по погибшим и возложение венков. Даже в соцсетях не стоит привязывать очень серьезные вещи к вашему не очень серьезному отдыху.
Можно смириться с нелепыми стишками, гифками и картинками на Новый год, даже 23 февраля или 8 марта. Можно принять их примерно в любой важный или не очень праздник, но только не 9 мая.
Веселые картинки с мультяшными девочками и мальчиками с невозможной для живого человека улыбкой. Шутки и анекдоты про Меркель и Трампа. Не осуждаем чувство юмора, кажется вам это смешным — сколько угодно. Найдите повод в другой день. 9 мая друг друга можно поздравить разве что с мирным небом над головой.
Комментарий эксперта
Мария Лекарева, психолог, канд. психол. наук, зав. кафедрой гештальт-терапии в Московском институте гештальта и психодрамы:
– По мере удаления реальных событий воспоминания о войне и победе переходят в разряд священных и легендарных. Создание общенационального движения «Бессмертный полк» дало возможность переживать сопричастность и связанность с Днем Великой Победы.
Однако психика человека так устроена, что в пару к торжественным и экстатическим переживанием появляются желание низвергнуть или иным образом разрядить слишком возвышенные чувства.
Скоморошество на Руси часто подвергалась гонениям со стороны деятелей церкви, за потакание мирскому в противовес возвышенному и духовному. Создатели пародийного контента вроде машины с надписью «Гитлер лох» решали несколько психологических задач. С одной стороны они сопричастны общему переживанию праздника, с другой стороны, унижая противника, они «наследуют» победителям, с третьей стороны, они нарушают антураж священнодействия и снижают градус пафоса.
Надо сказать, шапкозакидательские умонастроения в теме борьбы с фашизмом существовали и в начале Второй мировой войны. Создатели такого контента следуют не самым умным образцам, поскольку для реальной победы над фашистской Германией потребовались объединенные усилия нескольких стран.
Обесценивание противника одновременно снижает ценность усилий, что были вложены в победу и обесценивает жертвы.
С каждым годом День победы — все больше и больше день памяти. Из героев 45-го в живых почти никого не осталось. При этом в каждой семье есть свои великие люди.
Расскажите, какими были ваши прабабушки и прадедушки, что они сделали, и почему вы ими гордитесь. Есть огромное количество историй военного времени, которые не только шокируют, но и вдохновляют. Про людей, которыми хочется восхищаться. Если вам непременно хочется что-то сказать по поводу Дня победы — пусть это будет история о тех, кто помог ему случиться.
Любой нормальный ребенок играет в войнушку по шалашам. Многие современные дети гоняют «танки» за приставкой. И выходит странная и слегка лицемерная ситуация. Сначала родители одевают детей в военные кители, а потом запрещают виртуальные игры, потому что от них «едет крыша» и стимулируется нездоровая агрессия. А еще позже — «отмазывают» от армии.
И еще момент. В любой другой день ваш ребенок в военной форме будет смотреться просто странно, если он не учится условно в кадетском училище. В День Победы важнее донести до ребенка, что вообще значит эта дата.
Два года назад были опубликованы новые цифры по погибшим в СССР в период с 1941 по 1945. 42 миллиона человека, из которых 5,75 миллионов — дети до 4-х лет. Какую ассоциацию вы хотите задать, выкладывая фотографию вашего ребенка в военной форме? Готовность защищать страну? Тогда где фотографии в медицинском халате, мантии судьи и классическом костюме дипломата.
Комментарий эксперта:
Мария Лекарева, психолог, канд. психол. наук, зав. кафедрой гештальт-терапии в Московском Институте Гештальта и Психодрамы:
– Идея солдатских костюмчиков для детей противоречивая. С одной стороны, матросские костюмчики для детей аристократов были введены в моду еще королевой Великобритании для подчеркивания статуса военно морского флота и являются частью модных нарядов для детей в разных странах мира. С этой точки зрения, образ ребенка в гимнастерке дает отсылку к идее народа-освободителя, долгое время распространенной на территории СССР и к преемственности благородного духа русского солдата. Для многих молодых мам прадеды существуют уже в измерениях легенд и использование стилизованных костюмов позволяет переживать таким образом символическую сопричастность поколениям победителей, ту же функцию несут и наряды принцесс для девочек.
С другой стороны, благодаря телевидению и кинематографу образ гимнастерки неразрывно связан в восприятии людей со страданиями, копотью и кровью, а такого будущего маленьким карапузам, да и стране в целом, никто не желает. Поэтому последователи реалистичного подхода негодуют при виде «милитаризации» и «пропаганды агрессии» или «использования сакральной атрибутики войны и победы в карнавальных целях».
Для начала: «георгиевские ленточки», которые на три дня мая будут везде, не имеют никакого отношения к событиям Великой Отечественной. Конкретно этот символ придумали в 2005 году (но это не столь важно, ту же легендарную песню «День победы» тоже выпустили в 1975-м). Формально ленточки отсылают к цветам орденской колодки медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Вспомните все места, в которых вы видели оранжево-черные ленты за последние недели. Магазины, странные баннеры, еще более странные фотографии в ленте инстаграма. Очень сомнительное использование символа. Особенно когда грязная и потрепанная ленточка потом год болтается на антенне автомобиля.
Медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». получили чуть меньше 15 миллионов человек. «Георгиевских ленточек» с 2005 года раздали больше 100 миллионов. Цепляя эту ленточку себе на аватарку или завязывая на запястье, просто сформулируйте, зачем вы это делаете.
Комментарий эксперта:
Мария Лекарева, психолог, канд. психол. наук, зав. кафедрой гештальт-терапии в Московском Институте Гештальта и Психодрамы:
– Использование символики праздника в маркетинговых целях может вызывать возмущение, по аналогии с изгнанием торгующих из храма, поскольку сакральные предметы и символы могут утрачивать свой смысл при утилитарном задействовании.
Часто маркетологи не чувствуют разницы между символикой новогодних шариков и георгиевской ленты, однако это чувствуют предполагаемые потребители.
Если бы были использованы только гвоздики и надпись 9 мая, то есть отсылки были бы только к праздничной составляющей, не к торжественной, и тем более не к скорбной, реклама выглядела бы значительно более пристойной
Никто не осудит вас за желание пойти на парад. Эта часть праздника в последнее время много обсуждается, но пока парады проводят — никто не запретит вам там появляться. В конце концов это всегда можно воспринимать как выставку военной техники. Но вообще вместо парада лучше дойти до мемориала и положить парочку гвоздик. Только на всякий случай проверьте, что за мемориал перед вами.
Можно сходить в один из множества музеев, посвященных войне. Вспомнить, как и за счет чего стала возможной победа. Узнать что-то новое о своем городе или стране. Или сделать доброе дело и поздравить с Днем Победы пожилых людей. Такое «можем повторить» будет нестыдным.