Влияние Первой мировой
На разных исторических этапах инженерные таланты немецких инженеров то восхваляли, то наоборот, втаптывали в грязь. Поначалу считалось, что к началу и середине войны немцы создали уникальную бронетехнику, равных которой не было в мире. Однако такие заявления делались, главным образом, исходя из продвижения немецких войск по территории Советского Союза в летний период. Первые столкновения Вермахта и сухопутных войск РККА показали, что предел прочности конструкции немецких танков существенно ниже, чем считалось ранее.
Идея принудительно посадить панцерваффе на бензиновые двигатели родилась не от хорошей жизни, а из-за последствий Первой мировой войны. После заключения Версальского мирного договора технологические возможности Германии были сильно ограничены. Некогда мощной промышленной стране запрещалось иметь тяжёлую бронетехнику и военно-морской флот.
Так что к вторжению в Польшу (1939 год) немецкая танковая армия начала готовиться, преимущественно, на бензиновых двигателях, которые идеально подходили для небольших лёгких танков. На их производство бывшие участники Первой Мировой закрывали глаза.
![Panzerbefehlswagen III, Балканы, 1941 год. Фото: Бундесархив / Wikipedia Panzerbefehlswagen III, Балканы, 1941 год. Фото: Бундесархив / Wikipedia](https://resizer.mail.ru/p/c5a5d323-e70d-5f89-9f61-d2ca063737d4/AQAKajVO1zTY0gpgiX5Fw9Zy0ZklrwufiV3W5diFBkBiNdlUP_0OQAvFt41_kF4cCJnwGaNMNBHwDaChSLh9WtjsMAo.jpg)
Дизель был готов, но выбрали другое
Захват Европы планировали не только в высшем политическом руководстве Третьего рейха, но и в промышленности. Для молниеносного механизированного спринта по земле ближайших соседей требовалось огромное количество техники. Легкие танки подходили на эту роль как нельзя лучше. Производство корпусов, орудий и бензиновых двигателей удалось быстро поставить на поток. В конечном счёте у немцев был крупный ударный «кулак» для наступления на всех нужных направлениях – порядка трех тысяч бензиновых танков.
Танки Panzerkampfwagen (Pz.KPfw) I, II и III версий были экономичны и позволяли перемещаться по полю боя с невысокой интенсивностью. Особых проблем с логистикой и снабжением бензином, когда Германия захватывала Европу, не было.
При этом задолго до вторжения в Польшу немецкие инженеры из Daimler-Benz представили дизельный двигатель для танка Pz.KPfw III. Беда была в том, что Третий Рейх торопился и мотористам из Daimler отказали в серийном производстве.
И так было не только с танками. Инженеры нацистов давно были готовы начать серийное производство техники на тяжёлом топливе, но такое переоснащение армии требовало не только денег, но и времени. Его-то Вермахту и не хватало — в Имперском министерстве вооружений и боеприпасов (RMBuM) хорошо понимали, что приказ о переброске войск будет отдан совсем скоро. Зато колёсный транспорт, например, грузовики, спокойно ездили на «солярке».
Спешка стала главной причиной, по которой Министерство вооружений (RMBuM) остановило свой выбор на бензине. Военно-морской флот Германии, который часто (и ошибочно) упрекают в расточительстве и чуть ли не национальном предательстве, к бензиновым танкам не имеет практически никакого отношения.
Большую часть времени считалось, что командование ВМФ рейха замкнуло на себе все поставки дизельного топлива. Эксперт-историк Юрий Пашолок отмечает, что массовый отказ от дизельного топлива в танках — решение сугубо политическое, и военно-морской флот Германии тут ни при чём: «В Германии насчитывалось 180 тысяч дизельных грузовиков. Это внушительный автопарк, который требовал качественного топлива в достатке. Работу этой цепочки нужно было снабжать горючим. На дизельное топливо в танках немцы тоже обратили внимание, но уже после того, как впервые перезимовали на Восточном фронте».
![Танки «Пантера» перед отправкой на фронт. Фото: Wikimedia Танки «Пантера» перед отправкой на фронт. Фото: Wikimedia](https://resizer.mail.ru/p/e4011bac-47aa-5920-8da9-6c4de8464dbc/AQAKEEIvo0wwd5UhDU25O7OhncTGZ8lSCOYOfOTAx_ZrjDXuTTsB5kgGV3K8lyanNpkIUinqwubCimrRFWnujS6apWM.jpg)
Неприятные особенности «Тигров» и «Фердинандов»
Именно на Восточном фронте, где сопротивление советских войск было особенно сильным, Вермахт впервые столкнулся с феноменом «пороховой бочки». Заключался он в том, что даже относительно простые повреждения моторно-трансмиссионного отделения и топливных баков часто заканчивались пожаром и уничтожением боевой машины.
После 1942 года, уже на танках «Тигр» и «Пантера» проявились и другие неприятные особенности бензиновых двигателей. Хотя немецкая компания Maybach создавала и строила надёжные силовые агрегаты, повреждения двигателя и баков часто сопровождались накоплением испарений бензина. Малейшая неисправность в электропроводке приводила к мощному взрыву.
Любопытно, что именно руководителю компании Карлу Майбаху часто приписывают подкуп и лоббизм бензиновых двигателей в танках. Он, согласно мнению некоторых экспертов, до конца не верил в способность танков эффективно воевать на «дизелях».
![САУ «Фердинанд». Фото: militaryarms САУ «Фердинанд». Фото: militaryarms](https://resizer.mail.ru/p/c414cfc0-0959-56d3-8afb-aae5b90efc20/AQAKxXmSVZMu3P7S-3v4i5HK8Hp75ys5e9kQdtWM5klVbg3Ucz-dxfwG8Jv1zRWvmxZ_Do7Q7aGXzEsF7yntZKZfIAM.jpg)
Однако самую серьёзную ошибку немцы совершили, когда отправили в бой «Фердинанд» — монструозную артиллерийскую самоходку с уникальной (даже по меркам Германии) конструкцией. В ней (обычно) прагматичные немцы повторили ту же ошибку, которую ранее совершил один из лучших инженеров страны — Фердинанд Порше.
Несмотря на выдающийся талант инженера, танк «Тигр» его разработки (как говорят испытатели и военные люди) «зарубили» на ходовых испытаниях — электромеханическая трансмиссия постоянно ломалась, а сам танк постоянно норовил «разуться» — при активных разворотах с него то и дело слетали гусеничные траки.
![«Тигр» разработки Фердинанда Порше. Фото: warspot-asset «Тигр» разработки Фердинанда Порше. Фото: warspot-asset](https://resizer.mail.ru/p/9795c02b-71ab-5b1f-af28-6486583f7ec0/AQAK7NF6-t-RZSnyjFNag7dZ8lO6m2RTjdFpzfLrQxHeNtizpt8hG6Clo6z-FzzcPwWKeet-oD-tghtGJZ-ori4VuRw.jpg)
Несмотря на явные недостатки, Порше получил ограниченный заказ на строительство уникальной техники, правда в слегка изменённом виде. Вместо танков ему доверили создавать тяжёлые самоходные гаубицы.
Трансмиссия на «Фердинанде» работала просто. Два двигателя «раскручивали» пару расположенных рядом генераторов, а полученное электричество поступало на тяговые электромоторы. Тяговые электромоторы передавали крутящий момент через редукторы на ведущие звездочки, и машина приводилась в движение. Ирония в том, что простые несколько узлов и агрегатов, расположенных рядом друг с другом, регулярно ломались. Эвакуация машины для ремонта даже на марше представляла логистическую проблему — быстро «сдёрнуть» с места 65-тонную машину было почти невозможно.
![Карта Курской битвы. Источник: map-site Карта Курской битвы. Источник: map-site](https://resizer.mail.ru/p/c88aa2fe-259e-5417-b73f-bd78e5ffaa11/AQAKBzjUxd7UdkxqfG7lA3in8DrUHzuTgBqYd8mrxQgCD9JmUvw9dPPZ1HPhbQpQv2eoYo8aiJ5s86PHASOPLhnFuzA.jpg)
Другие «Фердинанды» были уничтожены огнем советских танков, а всего во время отступления красноармейцам удалось уничтожить 21 тяжёлую САУ. Такие потери для Вермахта оказались чудовищны еще и потому, что «Фердинанд» вообще был изделием уникальным — выпустили всего 91 машину.
Сложное обслуживание и ремонт способствовали, скорее, массовому «вымиранию» «Тигров», «Пантер» и «Фердинандов» на поле боя. Немецкие «кошки» потребляли не дизельное топливо с грубой очисткой, а этилированный бензин OZ 74. Военный эксперт, историк бронетехники Алексей Хлопотов объяснил, что с применением бензинового двигателя проблемы таких танков, как «Тигр» лишь усугубились.
«В танке были смонтированы два первичных бензиновых двигателя, что не добавляло надежности, – рассказывает Хлопотов. – Кроме того, электрооборудование было по тем временам слишком громоздким и капризным для эксплуатации в условиях танка. Отсюда поломки и прочие неприятности. Главная проблема конкретно и 'Тигра', и Фердинанда' была в том, что двигатели были слабы для такой большой и тяжелой машины. Фактически, они работали на пределе — это повышало шансы на выход из строя гораздо раньше времени. Их форсирование было практически невозможно — очень и очень существенно возрастала масса, и как следствие, стоимость».
В постоянном снабжении Вермахта топливом на европейском театре военных действий проблем не было, однако после пересечения границы СССР немецкие тыловые службы впервые столкнулись с логистическим адом. Историки отмечают, что в самые плохие дни разрыв между передовыми частями на фронте и эшелонами с горючим мог составлять 150-200 километров, что не только замедляло продвижение, но и позволяло РККА проводить молниеносные контратаки или авианалёты на стоящую на месте технику.
![Танк «Тигр» (Panzerkampfwagen VI Tiger) 503-го тяжелого танкового батальона вермахта (S.Pz.Abt. 503), который вытянули из грязи на берегу речки у города Знаменка. / Фото – ww2images.blogspot.com Танк «Тигр» (Panzerkampfwagen VI Tiger) 503-го тяжелого танкового батальона вермахта (S.Pz.Abt. 503), который вытянули из грязи на берегу речки у города Знаменка. / Фото – ww2images.blogspot.com](https://resizer.mail.ru/p/39ed7d54-ee7b-5d7f-9288-1913bfcded73/AQAKN13yf0kg-pMmQ-Et2dAT6X-9qbpX7wPm1OrI-l4p-wfUbluFjZEC8v_qLgiSf0Y62_Q1rQGAmk8Yn-oC0QzxUJY.jpg)
Придумать придумали, но использовать не смогли
Стараниями инженерного КБ Порше в 1941 году на прототипе танка «Тигр» продемонстрировали электромеханическую трансмиссию. Из-за нее 57-тонный танк хоть и ехал заметно быстрее, но в войсках был совершенно бесполезен.
Основная претензия состояла в том, что производство генераторов и электродвигателей требовало исключительных (по меркам военного времени) затрат. Танки производства Порше оказались в полтора раза дороже обычных «Тигров» и на порядок сложнее в обслуживании. Однако эти обстоятельства немецкого промышленника волновали мало — он верил, что запуск в массовое производство решит все проблемы. Правда чудо техники — электромеханическая трансмиссия, ломалась именно тогда, когда была особенно нужна — во время преодоления склонов и спусков, переездов через рвы, да и на маршах регулярно выходила из строя. Именно по этой причине массового распространения танки Порше с ЭМТ не получили, а построенные для Вермахта «Фердинанды» умели воевать только стоя на месте.
Если внимательно изучить «прорывные» танки и самоходки в панцерваффе в начале и середине войны, то возникает дилемма: то ли немецкие инженеры не поняли задачу, то ли руководство гитлеровской Германии ошиблось в военном планировании. Кроме того, на поводу у лоббистов Карла Майбаха пошли дважды — второй раз уже при создании «Королевского Тигра» или Tiger II, в который тоже установили бензиновый двигатель.
![Фото №5 — Танк Tiger II. Фото: Pinterest Фото №5 — Танк Tiger II. Фото: Pinterest](https://resizer.mail.ru/p/23160a7f-490e-5d73-8648-fe7042ce9c1a/AQAKoHqXNkLb26trTVKeKgnuw_oTncXwkiNDBodJA1_GKWNL-0HKzunpmucrq14TlML9FwlsweqFlCGmTJ107DsML8k.jpg)
Механизм идеальной немецкой военной машины при столкновении с советской армией дал сбой в своей самой верхней точке. По заказу военного и политического руководства страны была создана боевая техника, использование которой предполагало целый ряд ограничений. План войны был прямо противоположным и требовал от танков и самоходок работы в любых условиях практически на износ.
Еще почитать: