Что происходит?
В июле этого года Netflix запустил в Индии подписку на свой сервис. Любопытны два момента — цена и условия. Подписка стоит всего $2,88 в месяц. Для сравнения, за другие планы придется отдать почти втрое больше — $7,24 или $11,58.
Условия тоже интересны. По сверхдешевой подписке приложение работает с ограничениями. За эти деньги пользователю будет доступен контент исключительно с одного устройства (смартфона или планшета) и только в разрешении 480p, а вывод изображения на большой экран окажется заблокирован. Это эксклюзивный тариф для Индии, в других странах открывать такую подписку Netflix не планирует.
Ход компании может изменить расстановку сил стриминговых сервисов в Индии. Там они стремительно набирают популярность: рекордное количество просмотров — более 100 миллионов, по данным сервиса Hotstar. Netflix очевидно не устраивает такое положение. В стране с 1,3 миллиарда людей, 4-6 миллиона человек подписано на сервис. Для сравнения, конкуренты из платформы Hotstar от компании Disney в месяц собирают около 300 миллионов активных пользователей. Велика вероятность, что с новым тарифом конкуренция усилится.
Это становится трендом
Кейс Netflix — самый громкий за последнее время, но далеко не единственный. Похожих историй хватает, последний год технологические компании, преимущественно американские, активно осваивают индийский рынок. Там они предлагают эксклюзивные услуги. К примеру, WhatsApp тестирует собственную платежную систему WhatsApp Pay исключительно в Индии.
Первопроходцем среди американских предприятий можно назвать Amazon. Первые шаги в Индии она сделала в 2012 году, летом 2013 года представила здесь первый интернет-магазин, а летом 2015 года она открыла местным компаниям доступ к одноименной торговой площадке, на которой они получили возможность продавать товары за границу. Так она сделала для электронной коммерции Индии то же, что Alibaba для Китая, — открыла путь на мировой рынок.
Производители смартфонов из Китая также успешно освоили этот рынок. Активнее всего мобильные устройства в Индии продает Xiaomi. Китайская компания открывает фирменные магазины, презентует смартфоны и выпускает их здесь прежде, чем в других странах. К примеру, Pocophone F1 (суббренд компании) вышел в Индии раньше, чем в остальных регионах, в итоге смартфон поставил рекорд по скорости продаж в одном из магазинов.
За Xiaomi последовала и корейская Samsung. Положение компании ухудшается, и чтобы сохранить лидерство по доле рынка в мире, в этой стране она начала продажи смартфонов линейки Galaxy M с выгодным соотношением цены и характеристик.
Выход на индийский рынок — не единственный ход технологических компаний. В бизнес страны инвестируют крупнейшие гиганты, вроде Google и Facebook. Компания Марка Цукерберга вложилась в Meesho, местную площадку, позволяющую компаниям и частным лицам открывать свои онлайн-магазины через американские социальные сети.
Зачем это компаниям из США?
Основная причина проста — это возможность увеличить прибыль и долю рынка. Индия — вторая страна по численности населения в мире после Китая, а местные жители активно пользуются продукцией технологических компаний. При этом, индийцы лишь недавно освоили цифровые технологии. В 2016 году страну признали одним из лидеров по темпам роста электронной коммерции — по данным исследования Morgan Stanley, в этот период в Индии каждую секунду появлялись по 3 новых пользователя.
Индия, как и Китай, важна американскому бизнесу из-за численности населения. Ее главное отличие — в отсутствии своих технологических компаний, здесь ниже конкуренция. В Поднебесной на каждый сервис из США найдется отечественная альтернатива, и она будет конкурентоспособной, тогда как в Индии американской продукции нет альтернатив.
В стране насчитывается 600 миллионов пользователей интернета. Логично, что стриминговые сервисы и подобные компании делают ставку на этот рынок ради увеличения аудитории. А для выхода в сеть нужны электронные устройства. В Индии популярны бюджетные смартфоны. Логично, что на этот рынок ориентируется самый известный производитель доступных устройств Xiaomi и стремящийся удержать лидерство по доле рынка Samsung.
При этом американские технологические компании осваивают и другие сферы бизнеса в Индии. Так, Amazon вышла на рынок доставки еды, при том что сфера переполнена и имеет явных лидеров — Swiggy и Zomato. Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев в беседе с РБК допустил, что таким образом компания просто хочет прорекламировать бренд.
Что будет дальше?
В следующем году в Индии могут появиться электромобили. Tesla планирует выход на индийский рынок в 2020 году. Известно, что Илон Маск пытался сделать это раньше, но не получилось.
Возможно, Индия станет важной частью производственной цепочки. В декабре прошлого года появилась информация, что новые модели iPhone будут собирать в Индии. В апреле этого года издание Economic Times сообщило, что 200 технологических компаний США задумались о переносе заводов по производству своей продукции из Китая в Индию. Отношения между Соединенными Штатами и Поднебесной обострены, и собирать продукцию в Китае рискованно.
Президент Форума стратегического партнерства Индии (USISPF) Микеш Акхи уверен, что так будет лучше для страны. Она станет важной частью производственной цепочки, появятся рабочие места для местных жителей. Правда, он отмечает, что для этого нужно провести ряд законодательных изменений, решить вопросы с расположением заводов и таможней. У Индии был опыт производства американских устройств — iPhone SE и 6S собирались именно в этой стране. Впрочем, перспективы переноса заводов пока туманные.
Что может помешать американскому бизнесу?
Опять политика. На фоне развития американских компаний отношения между странами напряженное. В июне этого года началась торговая война — Индия ввела дополнительные пошлины на 28 товаров, ввозимых из США. Это связано с тем, что Дональд Трамп лишил Индию и Турцию торговых льгот в рамках Генеральной системы преференций (ГСП). По словам президента Соединенных Штатов, Индия не смогла гарантировать стране, что она обеспечит равный и приемлемый доступ к рынкам.
Это тоже интересно: