Атомная электростанция Три-Майл-Айленд в штате Пенсильвания прекратила свою работу 20 сентября 2019 года после 45 лет эксплуатации. Однако в марте 1979 она могла стать «первым Чернобылем».
Проблема с клапаном
Энергоблок No2 в ночь с 27 на 28 марта 1979 года работал в штатном режиме. На тот момент имелись сразу две проблемы, которые, как считают эксперты, запустили целую цепочку событий, приведших к аварии. Затвор одного из клапанов компенсатора давления протекал. Также был закупорен трубопровод выгрузки теплоносителя из второго контура реактора. Персонал знал об этих неполадках, однако корректно среагировать на опасность не сумел.
Накануне аварии рабочие 11 часов пытались продуть этот затор смесью из воды и сжатого воздуха. Предполагается, что в ходе прочистки был поврежден клапан. Это привело к тому, что в 4 часа утра 28 марта сработали пневмоприводы, соединенные с системой подачи воздуха. Они полностью перекрыли поток теплоносителя во второй контур реактора.
Температура и давление в первом контуре реактора из-за плохого охлаждения начали резко расти. Конструкция предусматривала подобную нештатную ситуацию, поэтому сработала аварийная система. Регулирующие стержни опустились в активную зону и заглушили ее, также дополнительные насосы начали подачу воды во второй контур, чтобы продолжать теплообмен. Однако вода не циркулировала, так как ремонтники забыли открыть задвижки, закрытые пневмоприводом. Операторы этого не увидели, потому что датчики были попросту закрыты предупреждающими табличками рабочих.
Цепная реакция
Вода в первом контуре из-за повышенной температуры начала кипеть еще сильнее, из-за чего росло давление. Для этого на станции был предусмотрен компенсатор — бак, который собирал излишки воды. Когда ситуация нормализовалась, должен был закрыться электромагнитный затвор. Но он, как мы уже знаем, протекал, из-за чего не сработал.
Это привело к переполнению бака, который в результате лопнул. Радиоактивная вода и пар начали поступать в гермооболочку — помещение, где располагался реактор. Не спасла ситуацию и система аварийной подачи теплоносителя в активную зону — он также выливался наружу.
Через 8 минут после аварии операторы поняли, что задвижки закрыты. Это ситуацию уже не спасло, так как вся вода попадала в помещение. В итоге пар полностью вытеснил жидкость из первого контура, это создало иллюзию переполненности системы водой. Работники станции отключили один из аварийных насосов, что только усугубило ситуацию. О течи они пока даже не подозревали.
К 6 часам утра активная зона реактора начала плавиться из-за нагрева до 2 тысяч градусов Цельсия, так как вся вода выкипела. Из-за реакции начал выделяться водород. Прибывшие утром инженеры обнаружили течь и устранили ее. При этом только к вечеру операторы сумели восстановить работу первого контура реактора.
Около 20 тонн расплавленного урана все же вырвалось из активной зоны реактора, однако основная оболочка расплавлена не была благодаря успешному восстановлению системы аварийного охлаждения.
Всю следующую неделю до 4 апреля сотрудники станции занимались удалением образовавшегося водородного пузыря в гермооболочке. Только после этого полный контроль над ситуацией вернулся в их руки. В противном случае взрыв мог унести жизни десятков тысяч людей.
Риски и последствия
Если бы процесс продолжился, образовавшаяся лава, содержащая около 50 тонн урана, полностью расплавила бы дно корпуса реактора и бетонное основание гермооболочки. После этого радиоактивная масса могла оказаться в земле и грунтовых водах, заразив почти весь регион.
Значительную часть опасных веществ удалось сдержать благодаря герметичному защитному сооружению, однако через вентиляцию некоторая доля все же попала в атмосферу.
На утро после аварии информация просочилась в СМИ, и штат охватила паника. Около 195 тысяч человек добровольно покинули 32-километровую зону вокруг АЭС. Комиссия по ядерному регулированию заверила, что значимого количества радиации за пределами АЭС зафиксировано не было, а доза, полученная местными жителями, сравнима с одним сеансам рентгена. Тем не менее, люди были напуганы и решили не рисковать.
В общей сложности свои дома покинуло около 40% людей, которые жили в радиусе 15 миль от станции. Целые районы превратились в безжизненные города-призраки. В свои дома они вернулись лишь через три недели.
Власти же, хоть и ввели чрезвычайное положение, изначально решили, что необходимости эвакуировать население нет, хотя такой сценарий предусматривался в первые дни, когда существовал риск взрыва водорода. Причиной аварии назвали отказ оборудования и усугубившие ситуацию действия операторов.
С тех пор первый энергоблок не работает и находится под постоянным наблюдением. Только на его очистку потребовалось около 14 лет, что обошлось в один миллиард долларов.
Протесты против мирного атома
По официальным данным, жертв аварии не зафиксировано, однако катастрофа стала для США поводом приостановить в стране развитие атомной энергетики. Во многом на это повлияли массовые выступления. В мае антиатомный митинг в Вашингтоне собрал 65 тысяч человек. Еще около двухсот тысяч вышло на улицы Нью-Йорка.
На фоне всех этих событий власти США вынуждены были отказаться от всех проектов строительства АЭС после 1979 года. Комиссия по ядерному регулированию, которая ранее выдавала лицензии на возведения, полностью сконцентрировалась на надзоре за работой уже существующих станций. Однако на сайте организации все еще имеется раздел, посвященный сертификации новых АЭС. Также в последние годы участились сообщения о намерении некоторых компаний реализовать свои проекты в этой сфере.
Еще больше в СМИ информации о различных мелких неполадках, выявленных американской комиссией и закрытии действующих станций. Три-Майл-Айленд ликвидируется в связи с устареванием оборудования. Несмотря на то, что атомная энергия является одной из самых дешевых, работа станции признана экономически нецелесообразной.
Это тоже интересно: