300 миллионов долларов в долг
Джефф окончил Принстонский университет в 1986 году по по электроинженерии и компьютерным наукам. Сразу после института он устроился по специальности на Уолл-стрит — был на разных должностях, в частности занимался разработкой сети для международной торговли и дорос до вице-президента в компании D. E. Shaw & Co.
Летом 1994 года Безос ушел из нее и основал свой онлайн-магазин. Amazon — крупный маркетплейс, но начинался он как книжный магазин. Первоначальные инвестиции составили $300 000, которые бизнесмен занял у отца. «Он спросил у меня: «Что такое интернет?» Он инвестировал не в бизнес-идею или компанию. Он инвестировал в своего сына», – рассказывал Безос в 1998 году. Уже в 1997 году компания вышла на IPO. Отказываясь от карьеры на Уолл-стрит, Джефф шел на риск, ведь тогда в сфере онлайн-торговли не было никаких гарантий. «Это очень раскрепощающее ожидание, ожидание провала», — говорил предприниматель.
Действия Безоса не были совершенно безумными: он видел более перспективную нишу. На Уолл-стрит Джефф получал шестизначную зарплату и мог рассчитывать на дальнейший карьерный рост, но этого оказалось мало. В один день Безос заметил стремительное развитие интернета и понял что потенциал этой сферы перевешивает все, на что он может рассчитывать на Уолл-стрит. «Я узнал, что число пользователей интернета росло по 2300% в год. Я никогда не видел и не слышал о чем-либо, что росло бы так быстро, поэтому идея создания онлайн-магазина книг с миллионами товаров казалась мне захватывающей», — говорил бизнесмен.
Джефф отвечал за интернет-бизнес в D. E. Shaw & Co и видел, как компании развиваются с нуля. «В тот момент, я понимал, что не сделаю я, сделает кто-то другой. Знал, что буду жалеть, если не попытаюсь», — говорит Джефф.
Уйдя из офиса, Безос снял дом в Белвью (город рядом с Сиэтлом), его гараж стал первым офисом Amazon. В Сиэтле было множество талантливых программистов (спасибо штаб-квартире Microsoft), плюс базы двух крупных книжных оптовых дистрибьюторов Ingram и Baker & Taylor. Именно книги Безос выбрал товаром для продажи после анализа того, что нужно продавать через интернет. План развития он расписывал, путешествуя по Америке в автомобиле.
Первые продажи и взлом системы
Первую книгу Amazon продал в июле 1995 года, это была работа Дугласа Хофштадтера и других членов Исследовательской группы Fluid Analogies «Концепции Fluid и творческие аналогии: компьютерные модели фундаментальных механизмов мышления».
Первым клиентом компании был ученый Джон Уэйнрайт. Он считается главным архитектором ScriptX и MaxScript, развивал Kaleida Labs, одно из первых совместных предприятий Apple и IBM, тогда главных соперников на рынке персональных компьютеров. Но вошел в историю благодаря нескольким кликам на сайте Джеффа Безоса.
В 1995 году Уэйнрайта пригласили на бета-тестирование в компанию, занимавшуюся продажами книг в сети. Ученый понял, что ему не хватает литературы и купил «Концепции». Этот заказ стал первым для Amazon. Уэйнрайт до сих пор хранит книгу и обертку, на которой написано «Спасибо за покупку на Amazon.com», а заказ по-прежнему висит на сайте в истории покупок у его профиля.
Сразу после открытия Безос устроил масштабную распродажу — книги-бестселлеры продавались по цене в 30% ниже, чем в других магазинах. На остальные 300 тысяч книг из ассортимента Amazon, действовала скидка в 10%. Джефф продавал их в убыток, чтобы привлечь внимание клиентов. Зато покупать их в Amazon было выгоднее, чем в крупных сетевых магазинах, что и привлекало клиентов.
Кроме того, Безос заставлял пользователей следить за развитием сайта. Ежедневно компания публиковала выборку книг и назначала на каждую скидку до 40%.
Почему Amazon назван именно так?
Изначально сайт назывался cadabra.com от фразы «абра кадабра». Товарный знак забраковал юрист, потому что разглядел в нем слово «труп» (cadaver). Тогда Безос выбрал название relentless.com, но оно не выделялось, поэтому поиски оптимального нейминга продолжались. Кстати, домен relentless.com до сих пор принадлежит Безосу. Если вы введете его, браузер перекинет вас на Amazon. В 1995 году Джефф нашел слово «Амазонка». Предпринимателю понравилось и слово, и ассоциация с самой большой рекой мира — он хотел, чтобы его компания ассоциировалась с чем-то могущественным. Но у этого названия был и другой плюс.
В начале развития интернета сайты перечислялись в алфавитном порядке, и сайту играло на пользу название с первой буквы алфавита. Толчком для Amazon стало попадание в подборку Yahoo «Что нового?». Поисковый сервис был не единственным, где публиковались подобные рейтинги, а нейминг позволял проекту быть в топе поиска. Причем, Безосу написал лично один из основателей Yahoo Джерри Янг. «Кажется, у вас интересный сайт. Давайте мы разместим ссылку на него на нашей странице «Что нового?», — написал топ-менеджер.
Безос вспоминает, что испугался предложения, но принял его. Риск оправдался — продажи подскочили: за неделю Amazon принял заказов на $12 тысяч. Опасения частично подтвердились — справляться с нагрузкой стало сложно. Из заказов на $12 тысяч компания отправила книг всего на $846. На следующей неделе число заказов еще увеличилось, но и компания извлекла уроки из прошлого опыта и стала сильнее — в общей сумме стоимость всех заказов составляла $15 000, отправить книг удалось уже на $7000. Программист Amazon сделал так, что после каждого оформленного заказа на компьютерах всех сотрудников звенел звоночек. Когда их стало слишком много, его пришлось отключить.
Бизнес в гараже
Важнейшие принципы Джеффа Безоса — скорость и экономность. Они помогли компании развиться до технологического гиганта, они же доставляли сотрудникам неудобства и заставляли их выкручиваться из непростого положения.
Безос спешил занять свободную нишу, поэтому к моменту запуска сервиса сайт был недоработан и имел ряд багов. «Мы обнаружили, что клиенты могли заказать отрицательное количество книг! В этом случае сайт посылал деньги на кредитную карту покупателя, а те, очевидно, должны были прислать нам книги», — рассказывал предприниматель.
В гараже был не меньший хаос. В первое время после запуска Amazon не было столов, чтобы сотрудники могли заворачивать на них посылки, рассказывается в книге Брэда Стоуна «Магазин всего: Джефф Безос и эра Amazon». Поэтому работники оборачивали книги на полу, стоя на коленях.
Получив первую выручку, компания переехала в офис и получила пространство в 100 кв. м и в придачу новый гараж – на 40 кв. м. Но и здесь магазин сэкономил. Первый стол был собран самостоятельно — его соорудили из деревянной двери, купленной неподалеку. Она стала одним из символов компании — в офисе компании в Сиэтле до сих пор стоят несколько столов из деревянных дверей.
Безос не тратил лишнего даже когда добывал книги, тогда основной и единственный товар магазина. У него было ряд трюков для обхода правила, и вот один из них. Получая заказы, компания заказывала книги у дистрибьютера и пересылала их по адресу покупателя. Система ставила ограничение: заказать можно было не меньше десяти книг. Сотрудники успешно обходили его: они брали нужную и вносили девять непопулярных книг, в большинстве случаев приезжала одна, та самая, а дистрибьютер извинялся за отсутствие других.
Да. Несмотря на ошибки команды и финансовые ограничения, за первый год существования к декабрю 1996 года число клиентов составило 180 тысяч. Далее рост только ускорился — к октябрю 1997 года число зарегистрированных аккаунтов пробило 1 миллион. В 1999 году журнал TIME назвал основателя компании человеком года, притом что он не был экоактивистом.
В книге «В один клик. Джефф Безос и история успеха Amazon.com» биограф бизнесмена Ричард Брандт говорит, что секрет успеха Amazon не в подходе к ведению бизнеса или уникальности продукта. Компания банально успела выйти в интернет одной из первых и занять на тот момент свободную, но перспективную нишу. В 1995 году число пользователей интернета достигло 16 миллионов человек, и этот показатель стремительно увеличивался. При этом, компании медленно осваивали интернет, чем и воспользовался Amazon.
Пузырь доткомов
В 2018 году журнал Forbes признал Джеффа Безоса самым богатым человеком в мире. Хотя 17 лет назад положение компании было критичным. Ее положение подкосил «бум доткомов» — экономический пузырь, существовавший в период приблизительно с 1995 по 2001 год. Он образовался в результате резкого взлета акций интернет-компаний, а когда «лопнул», некоторые из них не вышли из кризиса и объявили себя банкротами. Среди них были WorldCom, NorthPoint Communications, Global Crossing, JDS Uniphase, XO Communications и Covad Communications. Amazon тоже находилась в сложном положении — цена одной ее акции падала со $100 до $6.
Правда, Джефф Безос не паниковал и видел положительное даже в той ситуации. Один из эпизодов приводит Fast Company. Во время одного из выступлений Безос сначала показал слайд с акциями Amazon, где они падают с пикового уровня в $100 до $6. «Если вы смотрите на вещи таким образом, то вы пессимист», — сказал предприниматель. Затем он продемонстрировал слайд с графиком акций Amazon с момента когда они стали публичными ($1,50) и до дня выступления ($11,64). И сказал: «Я предпочитаю смотреть на вещи таким образом, потому что я оптимист».