Перед входом
Человеку, чтобы попасть в магазин Amazon Go, нужно установить на смартфон фирменное мобильное приложение с привязанной к нему банковской картой (можно использовать даже карту банка из РФ). Требуется открыть программу и отсканировать специальный QR-код у турникета возле входа.
У российского аналога система такая же, только вместо Amazon необходимо установить приложение Take&Go, привязать к нему карту Visa (пока только ее) и указать адрес электронной почты для получения чека. Ну а дальше путь стандартный — отсканировать личный QR-код на входе и зайти в магазин.
К слову, оба приложения работают на iOS и Android.
Все ходы записаны
У Amazon задействована умная система, которая включает в себя комбинацию ИИ, компьютерного зрения и данных, полученных с нескольких датчиков. На потолке висят сотни небольших камер: они отслеживают положение всех продуктов на полках. Как только посетитель берет товар в руки, покупка автоматически зачисляется в его виртуальную корзину. Если клиент передумал и вернул товар на полку, то деньги за него не спишутся. Причем необязательно класть продукт на то же место — компьютерное зрение и датчики контролируют все полки (по крайней мере, стараются).
Компания публично не раскрывает все технологии работы магазина, но незадолго до его открытия она получила патент, описывающий некоторые особенности. Среди прочего там говорится, что полки должны быть оборудованы датчиками RFID — специальные сканеры определяют, когда товар взяли с полки или вернули на место. Кроме того, все полки оборудованы умными весами.
В российской «Азбуке вкуса» используется схожая технология, разработанная американской компанией Zippin. Принцип не изменился: на потолке развешаны камеры, распознающие клиентов и следящие за их действиями в магазине. Сложные алгоритмы ИИ связывают покупателя и его покупки, и после выхода из магазина у человека автоматически списываются деньги со счета.
Однако есть и довольно серьезное отличие от Amazon. По словам блогера Wylsacom, который сделал обзор московского магазина, в «Азбуке» полки оборудованы только весами. Соответственно, система определяет, что пользователь взял или вернул товар по изменившемуся весу полки. Отсюда возникает сложность — передумавший клиент может положить продукт только на ту полку, с которой его взял. Иначе он рискует заплатить за товар, оставшийся в магазине. Впрочем, «приговор» можно будет обжаловать в приложении.
Пора на выход
В обоих случаях стоять на кассе, повторно сканировать QR-код или пробивать выбранные товары вручную не нужно — достаточно пройти через турникет, и в течение часа с клиента спишутся деньги. В приложении можно будет посмотреть список покупок и убедиться, что ИИ все просчитал верно.
Лучше всего проверить результат, потому что даже самые умные алгоритмы могут ошибаться. В «Азбуке» такого еще не происходило (благо магазин открылся совсем недавно, да и работает в тестовом режиме). А вот в Amazon уже случались неприятные инциденты.
Например, русскоговорящие авторы YouTube-канала «Startup & Travel — Инсайты из Кремниевой долины» рассказали, что посетили один из американских магазинов без касс и продавцов в первую неделю после открытия. Паре засчитали покупку товара, который они посмотрели, но так и не взяли с собой. Правда, возврат средств в приложении занял меньше минуты — не пришлось даже общаться со службой поддержки.
Сотрудники присутствуют
Несмотря на высокую технологичность магазинов, часть сотрудников в них все-таки присутствует, ведь кому-то нужно расставлять новые поступления товара на полки. В Amazon также есть специальный человек, который следит за алкогольным отделом — он не позволяет несовершеннолетним клиентам брать напитки с содержанием спирта.
Наверняка подобная система будет задействована и в России, но в будущем. Просто в единственном тестовом магазине (а точнее, в открытом закутке) алкогольные напитки пока не продаются.
Будущее без очередей
Повсеместное открытие подобных «беспилотных» магазинов должно положительно сказаться на покупателях: они полностью избавятся от необходимости стоять в очередях в кассу. Однако внедрение подобной технологии стоит довольно дорого.
По данным экспертов инвестиционного банка RBC Capital Markets, только на техническое обслуживание каждого магазина Amazon Go приходится тратить минимум миллион долларов (68 миллионов рублей по текущему курсу). При этом компания намерена открыть более 3000 точек без продавцов и касс уже к 2021 году.
В российской «Азбуке» пока не делились планами, а также не озвучили стоимость внедрения. Но аналитики посчитали, что инвестиции в пилотирование и интеграцию проекта на 5-7 магазинов могут составить 25-30 миллионов рублей. По словам партнера группы консультирования в области ИТ КПМГ в России и СНГ Тимофея Хорошева, только оборудование для одной торговой точки будет стоить от 500 тысяч рублей, а остальные средства пойдут на разработку приложения и программной части.
Это тоже интересно: