Юридическая база вопроса
В 2019 году Госдума начала готовить поправки в федеральный закон «О защите прав потребителей». Так, с 1 марта 2021 года предоставлять возможность оплаты по карте должны будут предприниматели, чей денежный оборот не превышает 30 млн рублей, а с 1 июля 2021 — 20 млн рублей. Сейчас обязательными к приему являются карты национальной платежной системы МИР. Но рассматривается вариант, при котором с 2023 года все магазины, вне зависимости от оборота, должны будут использовать эквайринг и обязательно принимать к оплате не только карты МИР, но и других платежных операторов.
Цель нового законопроекта — массово внедрить безналичную оплату, тем самым обеспечив прозрачность торговли для налоговой. Некоторые микропредприятия используют только наличный расчет, так как связаны с теневым рынком и продукцией низкого качества. Реализовать такие товары проще всего напрямую или через интернет, где возможность отследить операцию ниже всего. Для малого бизнеса не всегда выгодно вводить оплату через терминал из-за комиссии банка за эквайринг.
Руководитель юридической фирмы КОДЕСТ Юлия Кочаровская в разговоре с Hi-Tech Mail.ru отметила, что организации и индивидуальные предприниматели при расчете с покупателями за оказанные услуги обязаны применять контрольно-кассовую технику в целом. «За неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.5 КоАП. Это влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от четверти до половины размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей. Штраф на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств или электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей».
Эксперт по правовым вопросам Азамат Аминов подчеркивает, что согласно Письму ФНС от 20 июня 2018 г., в законе нет запрета на использование индивидуальным предпринимателем для получения оплаты за оказанные услуги своей личной банковской карты. При этом он должен обналичить денежные средства в банкомате и внести их на свой расчетный счет, открытый для осуществления предпринимательской деятельности.
«Банки обязаны сообщать в налоговые органы всю идентифицирующую счета информацию об открытых счетах индивидуального предпринимателя. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщика для дачи пояснений в связи с уплатой и перечислением налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой. Для избежания проблем с контролирующими органами предприниматели должны использовать контрольно-кассовую технику. При переводе денег на личный банковский счет продавца, потребитель не получит кассовый чек. Может оказаться, что номер счета принадлежит не продавцу, а третьему лицу, например, родственнику. В случае возникновения спора потребителю придется доказывать факт оплаты конкретного товара. Нужно требовать и сохранять кассовые чеки. Через некоторое время после оплаты товара или получения услуги может потребоваться замена или возврат товара», — добавил юрист.
Что говорят сами предприниматели
Просьбу перевести деньги через онлайн-приложения банков чаще всего можно услышать от продавцов мелких торговых точек. Такие случаи встречаются не только в спальных районах, но и в центре города. Так, сотрудница корнера с уходовой косметикой в универмаге «Московский» на Комсомольской площади в Москве предложила перевести деньги через онлайн-приложение одного из банков. По ее словам, деньги за товар приходят на ее личную карту, после чего она вкладывает средства в кассу в конце рабочего дня. Тем не менее чек о совершении покупки корнер выдает.
На одной из самых оживленных улиц в центре Москвы недавно открылась студия пленочной фотографии. Ребята занимаются не только проявкой пленки, но и продажей фототехники, печатью, обработкой онлайн-заказов. Студия принимает оплату наличными или перевод по номеру карты через онлайн-приложение. На вопрос о том, почему нельзя оплатить услуги через банковский терминал, сотрудница рассказала, что у них нет возможности использовать эквайринг, а также для их точки это необязательно.
Стоковые магазины или секонд-хэнды часто отказываются от использования терминалов в пользу наличной оплаты. Это не касается сетевых магазинов, но вполне применимо для одиноких точек. Так работает магазин одежды из Европы на улице Красная Пресня. Сотрудница секонд-хэнда рассказала, что отказалась от использования банковского терминала и переводов на карту потому, что считает наличные «более надежным способом оплаты товара». По ее мнению, это уменьшает риск мошенничества и облегчает торговлю.
В подвальном этаже высотного дома около станции метро Баррикадная расположился продуктовый магазин. Рядом со входом в торговый зал — корнер с сухофруктами и орехами. Банковский терминал тут есть, но воспользоваться им можно очень редко. Гораздо чаще продавцы предлагают перевести деньги по номеру телефона или карты. Они объясняют это тем, что в магазине не всегда ловит связь, поэтому терминал часто зависает или не включается. Интернета в помещении действительно нет, поэтому, чтобы оплатить кулек грецких орехов, приходится выходить из здания и ловить соединение на улице.
«Что касается причин такого поведения предпринимателей, это может быть нежелание платить налог с дохода. Сомнительно, что все денежные средства, перечисленные на карту владельца или продавца, по итогу попадут в доход юридического лица и будут отражены в отчетности. Еще некоторые малые предприятия, имеют кассу, но не хотят заключать договор с банком и устанавливать эквайринг. Опять же, их смущают дополнительные расходы и проценты, которые удерживает обслуживающая организация. Для покупателей покупка без получения чека — больший риск, чем кажется. Например, такой подход есть в забегаловках типа “кофе с собой”. Там же можно купить сэндвич — и отравиться. В этом случае взыскать компенсацию с продавца будет практически невозможно, а если бы у покупателя был чек, то процесс спора проходил бы быстрее и проще», — комментирует Юлия Кочаровская.
Прямые переводы на карту против терминалов
Уже несколько лет оборот денежных средств при переводе с карты на карту значительно превышает тот же показатель при оплате картой в терминале магазинов. Среди плюсов такого способа движения денег — не нужно ходить в банк, сервис доступен круглосуточно, перевод зачисляется в течение одной минуты, редко — в течение нескольких дней.
Банковская услуга, благодаря которой каждый из нас может расплатиться за утренний кофе по карте называется эквайринг. Банк-эквайер вычитает из полученной суммы комиссию, заранее установленную в договоре с клиентом, а остальные средства переводит на счет. Терминалы можно встретить практически в любом месте: в кафе, на вокзалах, на заправках, в корнерах с уличной едой, у курьеров доставки. Они называются POS-терминалы. Благодаря их использованию, компания упрощает расчеты и ведение бухгалтерии. Кроме того, в сравнении с наличным расчетом, нет необходимости проводить инкассацию — сбор денег с торговых точек и доставку в банк. Угроза получить фальшивую купюру в качестве оплаты тоже сводится к минимуму.
Отказаться от использования терминала можно в нескольких случаях. Согласно статье 16.1 федерального закона «О защите прав потребителей», если денежный оборот предпринимателя составляет меньше 40 млн рублей в год, устанавливать терминал можно по желанию. При этом, даже если выручка продавца превысила эту цифру, но в одной конкретной точке составила меньше 5 млн рублей, использовать терминал на этом объекте торговли также не обязательно. Подобные условия выглядят простыми на первый взгляд, однако имеют много подводных камней как для предпринимателя, так и для потребителя.
Что делает налоговая
Налоговые органы всегда имели возможность контролировать счета в банках. Организации обязаны в течение трех рабочих дней ответить на запрос налоговой о подозрительных транзакциях и остатках на счетах клиента. У каждого такого запроса должны быть конкретные основания: никто не проверит ваш банковский счет после того, как вы перевели деньги родителям или скинулись коллеге на подарок. Но если в налоговую поступила информация о том, что вы осуществляете незаконную предпринимательскую деятельность, служба должна инициировать официальную проверку. Ее цель — обнаружить незадекларированный доход и проверить, платите ли вы налоги в полном объеме. Чтобы оштрафовать человека, факт нарушения им налогового законодательства должен быть доказан. Любые сомнения трактуются в пользу невиновности налогоплательщика.
С крупными компаниями и ИП налоговой службе взаимодействовать гораздо проще. По каждому денежному поступлению у них есть документы и сразу ясно, где выручка, где займ, а где заработная плата. В отношении физических лиц доказать, какие именно поступления на карту — личный поток финансов, а какие — возможные зачисления от покупателей гораздо сложнее. Даже с подозрительных поступлений на счет не получится сразу же начислить налог. Сперва налоговая запросит пояснение у владельца счета.
У предпринимателей, потенциально отказывающихся от эквайринга в пользу прямых переводов, есть несколько неочевидных способов запутать налоговиков. Например, продавец на точке может попросить вас подписать денежный перевод в приложении как «возврат долга» или абстрактной фразой «за орехи». Из-за таких пояснений налоговой будет сложнее доказать факт уклонения от уплаты налогов и незаконного предпринимательства.
Доходы, не подлежащие налогообложению, регулируются статьей 217 Налогового кодекса России. Пункт 18.1 регламентирует: если кто-то высылает вам определенную сумму денег, такой перевод не облагается налогом. В этом смысле отказ маленьких торговых точек от эквайринга может означать нежелание декларировать доход и платить налоги. Факт перевода с карты на карту между физическими лицами не может быть объектом налогообложения.
Могут ли банки повлиять на ситуацию
По предварительному запросу Федеральной налоговой службы банки обязаны передавать туда сведения о финансовых потоках. Также банки могут заблокировать карту, если транзакции покажутся подозрительными.
Елена Веревочкина, управляющий Санкт-Петербургским филиалом ОАО «Росгосстрах банк», рассказывает, что ситуация отказа от использования терминалов в пользу прямого перевода возникает в небольших торговых точках или на рынках. «Первая причина — на точке просто не работает POS-терминал в момент оплаты покупки или услуги. Проблема может быть как в самом терминале, так и со связью. В этом случае продавец, боясь потерять клиента без наличных, предлагает ему оплатить товар или услугу переводом на карту. Далее продавец докладывает собственные средства в кассу в моменте или в конце дня. Таким образом получается, что клиент как бы купил товар за наличные.
Вторая причина: владелец торговой точки — индивидуальный предприниматель. Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на использование ИП для получения оплаты своей личной банковской карты с последующим внесением этих денежных средств на свой расчетный счет. Клиенту при этом нужно помнить, что за переводы с карту на карту обслуживающий банк взимает комиссию, при этом продавец экономит на комиссии за торговый эквайринг, не используя терминал. Как вариант, клиент может попросить скидку на товар или услугу, компенсирующую комиссию за перевод с карты на карту. И, разумеется, наличие кассового чека является обязательным и служит гарантией возврата некачественного товара.
Третья причина — уклонение от уплаты налогов со стороны продавца. Покупателю предлагается оплатить товар с карты на карту, при этом карта продавца в таком случае, как правило, оформлена на третье лицо. Разумеется, покупатель не может этого знать, а ответственность за неуплату налогов целиком и полностью лежит на продавце. В таком случае могут возникнуть риски для покупателя в части возврата средств за некачественный товар или услугу. Поэтому всегда нужно требовать кассовый чек или акт выполнения работ или услуг, как бы ни была осуществлена оплата. Это сильно поможет избежать негативных последствий в будущем».
Алексей Федоров, заместитель председателя правления VestaBank, добавляет, что некоторым предпринимателям комфортнее работать в серой зоне. «Они не хотят или не могут платить налоги. Не могут — значит, что у бизнеса мало прибыли. Если все предприниматели начнут принимать платежи через терминал, им придется выходить из теневой зоны. Помимо этого, эквайринг — это непростая и платная процедура. Некоторые рады были бы подключить эту услугу, но либо банки отказывают, либо это оказывается бизнесу не по карману. Сейчас существует более дешевая альтернатива эквайрингу — прием платежей через QR-код. Для малого бизнеса эта услуга дешевле и проще с точки зрения подключения.
Если вы ведете предпринимательскую деятельность, вы должны зарегистрировать ИП или ООО, сдавать декларацию и платить налоги. Нарушая закон, вы рискуете получить штраф. Чем больше получено прибыли — тем больше будет штраф. Исключение — самозанятые граждане, которые могут работать как физическое лицо, пройдя простую процедуру регистрации в налоговой.
В пресс-службе Сбербанка ситуацию по запросу Hi-Tech Mail.ru комментировать отказались.
Это тоже интересно: