Все началось 20 лет назад, виновных в теракте на «Пушкинской» так и не нашли. Взрывы продолжались до 2010-го
8 августа 2000 года в подземном переходе между станциями «Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская» произошел взрыв. Жертвами стали 13 человек, пострадали 118 прохожих. Дело расследовали как теракт, но подозреваемые так и не были точно установлены. В 2006 году расследование приостановили в связи с предполагаемой гибелью злоумышленников.
Следующий инцидент произошел в 2004. 6 февраля в утренний час пик в вагоне поезда на перегоне между двумя станциями террорист-смертник привел в действие взрывное устройство. 41 человек погиб, более 250 пострадали. В поезде сработала система автоматического пожаротушения «Игла», предотвратив возгорание всего состава. В 2006 году организаторов преступления приговорили к пожизненному заключению. Через шесть месяцев, 31 августа 2004 года, у станции метро «Рижская» произошел еще один взрыв. Жертвами стали 10 человек. Террористка планировала совершить подрыв внутри метрополитена, однако заметив, что на входе дежурят и проводят досмотр сотрудники правоохранительных органов, привела бомбу в действие снаружи вестибюля. Как и в предыдущих случаях, после теракта были усилены меры безопасности не только в метро, но и по всей Москве.
Последний крупный теракт произошел в московском метрополитене 10 лет назад на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры». Жертвами двух взрывов в утренний час пик стал 41 человек. Сразу после трагедии кинологами были обследованы все станции метро, чтобы исключить возможность продолжения серии терактов. Следственные действия велись почти год и в августе 2010 российские силовые структуры сообщили о ликвидации организатора преступления.
Как в московском метро становится безопаснее
Каждые несколько лет в метро усиливают меры безопасности. Это может быть связано со значимыми массовыми событиями, обстановкой в мире или чрезвычайными ситуациями в соседних городах. Так, в 2015 году из-за напряженных отношений с Украиной пассажиров стали чаще досматривать. На тот момент в подземке ежедневно проверяли более ста тысяч человек. А после взрыва в петербургском метрополитене в 2017 году, были усилены наряды полиции, дежурящие на каждой станции. Распространенной стала практика дежурства кинологов, для оперативного обнаружения взрывных устройств. Усиленные меры безопасности внедрили на станциях новых линий МЦД, на МЦК и на железнодорожных вокзалах.
Еще в 2016 году московскую подземку оснастили интеллектуальной системой видеонаблюдения. Общее число камер превысило пять тысяч. Функционально они разделены на два типа. Для фонового наблюдения за пассажирами в вестибюлях, скоплениями большого количества людей в часы пик и возникновениями бесхозных предметов — IP-камеры. Видеокамеры машинного зрения — для автоматического распознавания безбилетников и нарушителей общественного спокойствия. На основании этих данных формируется картотека подозрительных людей, которых впоследствии будет идентифицировать камера. Система отслеживает передвижение такого человека в подземке и, если необходимо, передает дежурным на станции информацию.
Для проверки багажа пассажиров неподалеку от турникетов установлены рентгеновские интроскопы — конвейеры, сквозь которые проезжает ваша сумка... именно в тот день, когда вы куда-то опаздываете. Ежегодно полиция может выявить от 70 до 200 тысяч потенциально опасных предметов, среди которых — садовые инструменты, газовые баллоны и даже птицы без клеток. Работники метрополитена рассказывали, что особенное внимание привлекают люди с крупными рюкзаками или багажом, неславянской внешности, одетые слишком тепло для текущего сезона.
Металлодетекторы также помогают в обнаружении опасных предметов. Они настроены так, чтобы распознавать поражающие элементы в составе взрывных устройств в большом количестве. Световой индикатор показывает, рядом с какой частью тела человека расположен предмет, на котором сработала рамка. Эффективность этого способа проверки нередко ставится под вопрос: в условиях большого пассажиропотока сложно проконтролировать, чтобы все прошли через металлодетектор. Кроме того, на каждой станции установлены взрывозащитные контейнеры, куда в первую очередь необходимо поместить бесхозную вещь, обнаруженную в поезде или вестибюле.
Совсем недавно стало известно, что систему безопасности московского метро ждет значительный апгрейд. Теперь система распознавания лиц будет действовать не только на турникетах, но и в каждом четвертом вагоне поездов. Также будет доступно программное обеспечение, позволяющее просматривать данные с регистраторов в режиме реального времени. В метро планируется разместить 12 304 вагонных камеры и 418 серверов распознавания лиц. Цель кампании — повысить уровень безопасности пассажиров и развернуть систему оперативного реагирования в критических ситуациях.
Не все верят в теорию о безопасности. Через камеры можно контролировать население
Вопрос о внедрении в метро системы распознавания лиц стал дискуссионным. Мария Юхова, эксперт компании RecFaces, считает, что внедрение новых технологий пойдет на пользу транспортной системе. «Безусловно, московский метрополитен, как критически важный объект нашего города, ежегодно развивается. Особое внимание уделяется физической и информационной безопасности объектов и граждан. В прошлом году началось тестирование новой системы оплаты поездок с помощью лицевой биометрии. Технология работает следующим образом: система фиксирует каждого пассажира, пытающегося пересечь турникет. Биометрическая платформа распознает лицо и согласно заданным параметрам, например, пополнена ли карта тройка, дает команду на открытие турникета. Это сокращает время на передвижение через турникеты и увеличивает скорость пассажиропотока, что особенно актуально в часы пик.
Лицевая биометрия в метро появилась достаточно давно. Ее активно использует служба безопасности метрополитена для контроля ситуации на станциях и расследований инцидентов. Первоочередной вопрос, который волнует многих граждан, далеких от ИТ-индустрии и цифровых технологий: персональные данные и их дальнейшее использование. Как специалист компании-разработчика решений лицевой биометрии могу сказать, что платформа хранит фотографии в деперсонифицированном хранилище биометрических шаблонов. Каждый шаблон имеет уникальный ID-портрет, без указания профиля, к которому он привязан. Отдельно хранится метаинформация: возраст, пол и прочее».
Но это позиция специалиста, а для обычного пассажира метро камеры наблюдения – скорее, повод для дискомфорта. А страх перед возможным терактом у многих остается.
Это тоже интересно: