Java — язык Gravity Defied, 2048 и Змейки
Java — это язык программирования, появившийся в 1995 году. Игры, созданные с помощью этого языка, популярны у пользователей современных смартфонов на Android и iOS. Например, приложение «2084», написанное за два дня девятнадцатилетним разработчиком из Италии, где игроку необходимо добиться получения числа 2048 на игровом поле 4x4 c помощью совмещения плиток с одинаковыми числами.
Java-игры можно установить на кнопочный телефон несколькими способами. Если на телефоне нет подключения к интернету, игру можно скачать на ПК и уже с него загрузить на устройство с помощью кабеля, Bluetooth или ИК-порта. В установочном файле обычно содержится несколько папок. В папке с расширением *jar лежит сама игра, папка *jad дает справочную информацию об игре, создателях и источнике скачивания. Способ попроще — передача установочного файла игры через Bluetooth с другого телефона или прямое скачивание приложения из сети. Игра автоматически упадет в папку загрузки. Если с файлом все в порядке, его получится запустить.
Развод на деньги: как пиарили и продавали Java-игры в двухтысячные
Кнопочные сотовые телефоны — особый класс устройств, ограниченных в ресурсах. Их вычислительная мощность и объем памяти ограничены, а коммуникационные возможности недостаточно надежны и медленны. Под эти характеристики легко попадет типичный мобильный телефон середины двухтысячных с объемом оперативной памяти 1-2 Мб, дисплеем с разрешением 320х240 и возможностью выйти в интернет через GPRS или EDGE. Установить на такой девайс java-игру — единственное доступное развлечение для пользователя.
Классические java-игры, разработанные для сотовых телефонов, бесплатны. Поиграть в привычную змейку или установить виртуального питомца тамагочи можно без ущерба для собственного кошелька. Платные игры скачиваются с помощью смс-сообщений. В середине двухтысячных во многие газеты и журналы были включены странички с коллекциями игр, картинок и мелодий. Пользователям предлагалось попробовать себя в бесплатных демо-версиях, чтобы после приобрести игру целиком. Каждой игре присваивался уникальный код, который нужно было отправить смс-сообщением на указанный номер. После этого с баланса телефона списывалась стоимость игры, а в ответном сообщении приходила ссылка на скачивание. Точно также работало продвижение на телеканалах, ориентированных на молодежь или детей.
Цена за смс-сообщение указывалась мелким шрифтом в углу журнальной страницы. Стоимость зависит от мобильного оператора и колеблется от 70 до 150 рублей за одну смс-ку, а значит и за одну игру. У java-игр для кнопочных телефонов простая механика и примитивная графика, чтобы удовлетворять техническим требованиям девайса. Кроме того, пользователь не был застрахован от технической ошибки или намеренного мошенничества, когда стоимость сообщения списывалась со счета, а ссылка на игру оказывалась поддельной или не приходила вовсе. Не было централизованного рынка игр. Современные игры для смартфонов можно приобрести в официальном магазине AppStore или Play Market, их цена варьируется от 15 до 1000 рублей. Они гораздо сложнее по структуре и графике, на их прохождение уходит больше времени и в случае системной ошибки можно запросить возврат потраченных средств на счет.
Кому и почему выгодно заниматься Java-играми
В цепочке продажи java-игр пользователю есть несколько действующих лиц. Разработчики передают права на распространение приложения контент-провайдерам. Это компании, занимающиеся продвижением игр, музыки и картинок. Именно они прогнозируют популярность того или иного мультимедийного контента среди потенциальных покупателей и решают, что и как продавать. Между провайдером и пользователем есть оператор сотовой связи, отвечающий за доставку приложений.
В середине двухтысячных, когда java-игры были на пике популярности, доход десятки крупнейших контент-провайдеров составлял более восьми миллиардов долларов. Их целевая аудитория — молодые люди от 14 до 25 лет — чаще всего тратили не свои деньги и не скупились ради очередной новинки: некоторые пользователи выкладывали до четырехсот долларов ежемесячно. Продажа java-игр приносит доход не только контент-провайдерам. От 30 до 50% платежей остается на счетах операторов мобильной связи. Стоимость аренды одного короткого номера, куда призывают отправить заветную смску, могла достигать пятнадцати тысяч долларов в год. Примерно четверть от всех потраченных денег полагается издателям игр в качестве лицензионных отчислений.
По данным контент-провайдера PlayFon 40% дохода на российском рынке приносили эротические java-игры. Популярностью у игроков пользовались шуточные приложения, которые якобы просвечивали одежду и обладали функцией рентгена. Часто оказывалось, что после отправки двух смс-сообщений общей стоимостью более 600 рублей, никакой ссылки на установку не было.
С появлением смартфонов, поддерживающих 3G, и развитием официальных магазинов приложений контент-провайдерам пришлось подстраиваться под новую реальность. Так, компания «Мобилфон» из Красноярска переключилась на разработку собственных java-игр и продуктов в области виртуальной реальности. Некоторые крупные провайдеры не смогли пережить окончание эры java-игр на кнопочных телефонах и закрылись. При этом, сайты, которые обещают платную подписку на множество игр с помощью отправки смс-сообщения, до сих пор существуют и, вероятно, продолжат предлагать пользователям кнопочных телефонов игровой контент.
Какие игры переехали с кнопочных телефонов на современные смартфоны
Змейка
Классическая игра, позволяющая убивать время на кнопочных телефонах Nokia. Игрок управляет змейкой, которая ест яблоки. Цель игры — сделать змею как можно длиннее и не позволить ей столкнуться со своим хвостом или границами экрана. В переиздании для смартфонов за движения змейки отвечают виртуальные кнопки на изображении классических моделей Nokia. В Play Market количество установок превысило 10 миллионов, а рейтинг игры в App Store — 4,6/5.
Gravity Defied
Минималистичный симулятор мотокросса в 2D-графике, благодаря которому не один кнопочный мобильник на эмоциях врезался в стену. Суть игры — проехать на мотоцикле до конца трассы. Первые уровни состоят из обычных равнин и редких холмов, преодолеть которые несложно. По ходу игры трасса усложняется: появляются острые скалы, трамплины, удержаться на которых иногда можно только благодаря везению.
Bounce
Bounce — простая аркада, в которой нужно катить шар через препятствия и пропасти. Она была предустановлена на популярные в в двухтысячных модели телефонов Nokia. Для тех, кто проводил в Bounce свободное время в дороге, между уроками или парами, комбинация 787898 — не пустой звук. Этот чит-код на бессмертие делал прохождение игры легким развлечением, позволяя не думать о том, как сохранить жизни.
Bobby Carrot
Головоломка, в которой игрок управляет кроликом, собирающим морковку вышла в 2004 году. Изначально она была предустановлена на телефоны Samsung, но вскоре стала доступна и пользователем других устройств. Для тех, кто соскучился по простой механике и интуитивному управлению, игру адаптировали под сенсорные дисплеи: в нижней части экрана есть четыре стрелки, которые управляют кроликом. Больше ста тысяч пользователей Android загрузили современное переосмысление привычной игры.
Stack Attack
Эта java-игра появилась еще на телефонах с черно-белыми экранами. Главный герой — строитель, который пытается ровно складывать падающие коробки. Собранные ряды исчезают как в тетрисе, а пользователю приходится еще и уворачиваться от летящих на него ящиков. Позже появилась цветная версия, а классическую двухцветную адаптировали под сенсорные дисплеи.
Это тоже интересно: