Почему списали Abrams?
К М1 Abrams, несмотря на череду успешных для США войн, накопилось немало претензий. Силовая установка, орудие, ситуационная осведомленность экипажа на поле боя ‒ всё это требовало замены. Обычной модернизацией до уровня M1A2SEP и TUSK для боёв в городе, а также вопрос выживаемости на поле боя решить так и не удалось. Зато боевая масса значительно выросла и в самой навороченной версии М1 начал весить более 65 тонн.
В 2018 году в рамках борьбы с терроризмом значительная часть отправленных в Ирак М1 была либо повреждена, либо попала в руки проиранских вооруженных формирований, и почти сразу после этого официальные лица в Пентагоне начали делать заявления о скором списании боевой машины со службы.
И хотя официальная похоронка на М1 по-прежнему не оформлена, возобновить его производство даже при желании будет невозможно. Завод в Лиме, производивший машины, почти канул в небытие — с 2019 года темпы производства бронетехники меньше одной машины в месяц.
После начала вывода американских войск из Ирака и Афганистана стало очевидно, что громоздкой бронетехнике больше нет места в войсках, и Пентагон начал делать ведущим компаниям недвусмысленные предложения о замене сверхтяжелого танка.
Однако поиски экстренной замены М1 лёгкими тоже назвать нельзя — сначала военные не могли определиться с требованиями, потом «кошмарили» поставщиков, и в итоге после нескольких лет мытарств боевой машины будущего до сих пор нет. М1, кстати, по-прежнему выпускаются в версиях SEP V3 и других «высокозащищенных» модификациях, однако кроме как сдерживанием непонятных угроз эти машин не занимаются, и в реальных боевых действиях не участвуют.
Замену легенде делали две компании, но обе потерпели неудачу
Несмотря на то, что М1 производят и в 2020 году, приговор этой машине вынесли пятью годами ранее. Полноценной заменой М1 долгое время считались бронемашины Stryker, однако им в последнее время досталось «на орехи». Военные критиковали мобильность, 105-миллиметровую пушку, которая не пробивает броню не только современных танков, но и боевых машин предыдущего поколения, и низкую надёжность конструкционных элементов, не выдерживающих контакта с ракетами и фугасами.
В 2018 году американские морпехи вообще заявили, что настолько тяжёлая и неповоротливая машина как М1 им просто не нужна, а позднее рейнджеры и сухопутные войска армии США внезапно «прозрели» и начали критиковать отправленные им в помощь колёсные танки Stryker. В итоге Пентагон срочно начал поиски одного из двух «стульев», на который и родные войска посадить не стыдно, и на экспорт продать тоже захочется.
Конкурс на создание машины по проекту MPF (Mobile Protected Firepower) выиграли две компании ‒ BAE Systems и General Dynamics. Первые не стали мудрить с начинкой и перевыпустили танк М8, который производили с 1985 по 1994 годы. Любопытно, что почти никаких изменений в конструкцию не добавили. Танк по-прежнему оснащается пушкой калибра 105-мм и форсированным двигателем мощностью 630 лошадиных сил. Машина имеет три варианта бронирования и может комплектоваться индивидуально под каждый род войск.
General Dynamics пошли другим путём. Взяв за основу дизайн САУ М109, компания представила самоходную машину с орудием калибра 120-мм. Переднемоторную компоновку новая боевая машина унаследовала от единой модульной платформы, на которой британцы построили БМП «Аякс», поэтому вариант от General Dymanics получился наиболее приемлемым для военных по целому ряду характеристик.
В апреле 2020 года танк Griffin 2 представили официально, однако шансы на успех у этой машины, как говорят специалисты, пока что минимальны.
Главным минусом обеих машин считается посредственное бронирование. Тут новым танкам указали на невозможность установки комплексов активной защиты Trophy, которые американская армия закупала в Израиле. Обстрел прототипов BAE Systems и General Dynamics показал, что о тесном огневом контакте с противником пока не может быть и речи. Датчики систем оказались недостаточно оперативными по части засечки облучения противником, а многослойная гомогенная броня не выдерживала попаданий обычных противотанковых ракет и разрыва корректируемых бомб, например таких, как GBU-22 Paveway.
В итоге в фокусе внимания оказались не два танка, которые должны были заменить М1, а совершенно другой проект. В августе 2020 года Центр наземных транспортных систем (GVSC) армии США сообщил о том, что работы над боевой машиной следующего поколения в рамках программы Future Decisive Lethality находятся на завершающей стадии. Однако внимательный читатель и любитель техники сразу найдет нестыковку. Программа FDL выросла из программы NGCV, в рамках которой создают перспективную боевую машину на замену БМП Bradley, и потеснить Abrams с позиций первого разносчика демократии у этой программы вряд ли получится.
Хотя бы потому что перспективный боевой модуль, который сможет занять промежуточное положение между 25-миллиметровой пушкой Bushmaster и танковым орудием калибра 105/120 мм, в США по-прежнему нет.
Новый танк придется ждать не менее трех лет – и это оптимистичный прогноз
Попытка создать перспективный танк для войн будущего в США пока не может увенчаться успехом сразу по нескольким причинам. Во-первых, представленные BAE Systems и General Dynamics машины при сравнительно небольшой массе (до 25 тонн в самом защищенном варианте) обладают посредственным бронированием, и вряд ли переживут встречу с ПТРК или «истребителем танков», таким как «Спрут-СДМ».
Во-вторых, полностью провалилась концепция создания «супертанка», которую реализовали в России. Т-14 на платформе «Армата» смогли поместить на сравнительно легкую «тележку», в результате чего масса танка не превышает 45–47 тонн в обычном исполнении и 48 тонн в исполнении «полный фарш» для боёв в городской застройке.
Самый защищенный вариант бронемашины, допускаемый к участию в программе NGCV, приближается к 40 тоннам. При этом достоверных данных о том, чем будет вооружена машина, по-прежнему нет, и скорее всего, появления танковой пушки Rheinmetall L44 калибром 120-мм на этой машине любители американской бронетехники не дождутся.
С учётом того, с какой путаницей и спорами заказчик системы и подрядчики подошли к решению вопроса, относительно будущего бронемашин в США возникает немало вопросов. Что касается танка М1 Abrams, который американцы поспешили списать с боевой службы, то, вероятнее всего, супертяж американской армии на какое-то время останется в строю и еще повоюет.
Горизонт планирования бронетанковых соединений в США, на котором М1 рассчитывают поменять на более современную машину ‒ это примерно 2023 год. Не исключено, что «поправка на ветер» спровоцирует сдвиг программы вправо на пару лет. Это значит, что фактически перед выбором «оставить или заменить» американские военные окажутся к середине 20-х годов.
Какими будут прототипы, доработанные BAE Systems и General Dynamics к этому времени, пока неизвестно. Но прорывные артиллерийские решения и уникальные системы бронирования за такое время вряд ли успеют появиться.
Это тоже интересно: