Новые технологии, старая ракета
Работой над «Ангарой» российские аэрокосмические промышленные предприятия занимаются больше 20 лет. Разрабатывать ракету начали ещё в середине 90-х, когда космос был никому не нужен, но люди, создающие ракеты, хорошо понимали, что рано или поздно новая ракета понадобится как военным, так и гражданским заказчикам. В 2014 тяжелая версия ракеты «Ангара» совершила свой первый полёт.
Следующие шесть лет выдались для «Ангары» не самыми простыми. Снижение спроса на одноразовые тяжелые ракеты, спровоцированное выходом на рынок многоразовых Falcon 9, заставил разработчиков срочно пересмотреть подходы к использованию ракетной техники такого уровня. Однако базовые решения «Ангары» пересматривать не стали — 14 декабря 2020 года на испытательный пуск вышла не новая ракета, созданная с применением нового разгонного блока и двигателей третьей ступени, а та же самая, какую запускали с Плесецка шесть лет назад. Самое очевидное из незначительных улучшений конструкции — облегченная конструкция. Двигатели, система управления — остались с прежних времён.
Новые разгонные блоки появятся у «Ангары» лишь в этом году. Если всё пойдёт по плану.
Список задач остался неизменным
«Роскосмос» часто сравнивали со SpaceX. Это возмущало руководство российской госкорпорации, и нередко руководитель агентства Дмитрий Рогозин говорил, что основная миссия его структуры — обеспечение бесперебойного доступа в космос. Рогозин действительно не лукавил — «Роскосмос» это исключительно государственная структура, главная задача которой — исполнение Федеральной Космической Программы. Для этих целей и была создана «Ангара».
Уже потом идут Илон Маск, полёты NASA на МКС и всё прочее. Именно для государственных задач в ГКНПЦ им. Хруничева «Ангара» и создавалась изначально. Первым и главным заказчиком ракеты в середине 90-х вообще стали военные, которым срочно требовался тяжелый космический грузовик, способный вытолкнуть огромные и сверхсекретные военные спутники на орбиты постоянного дежурства.
Коммерческая эксплуатация «Ангары» — вопрос по-прежнему открытый. Прибыль от пусков на МКС, как и от любых других заказчиков внутри страны можно назвать заработком лишь условно — так или иначе стоимость пуска в 50-60 млн. долларов в состоянии потянуть лишь очень крупные окологосударственные структуры. А как быть с зарубежными заказчиками? Спойлер — пока никак. Точнее, уже никак.
Пуски в интересах зарубежных заказчиков приносили «Роскосмосу» до четверти всей прибыли, однако с 2022 года любой внешний клиент госкорпорации будет попадать в специальный список Пентагона и Госдепа. Один полёт на российской ракете — и компании (даже американской) будет закрыт доступ к участию в государственных тендерах. С учётом того, что только за рубеж в 2020 году США продали оружия и оборонных технологий почти на 200 млрд. долларов, возникает вопрос: на чьей стороне окажутся заказчики.
Если притока валюты от коммерческих пусков «Ангары» не будет, то окупить расходы на проектирование, серийное производство и содержание армии рабочих на производственных мощностях будет просто невозможно, а это значит, что самый крупный проект страны рискует обернуться сокращениями. Спрос на «Ангару» со стороны военных финансированием можно назвать лишь условно — это, скорее, не прибыль, а перемещение денег из одной части государственного бюджета в другую.
Но в любом случае — эти догадки лишь предстоит подтвердить, и откровенно говоря, в таком развитии событий хочется ошибаться.
«Ангара» будет многоразовой, но когда — никто не знает
Ракета, которую вывели на стартовый стол 14 декабря (хотя по плану пуск должны были провести еще 28 ноября) 2020 года — это всё еще одноразовое изделие. Это значит, что после отделения разгонных блоков и включения двигателей второй ступени уникальные ускорители и двигатели сгорят в атмосфере.
В пусковом графике «Ангары» помимо полётов с Плесецка значится ещё и космодром Восточный. Единственный крупный зарубежный заказчик, который сейчас есть у «Роскосмоса» — это британская компания OneWeb. Британцы выводят на орбиту спутниковую группировку аналогичную Starlink Илона Маска, и потенциально этот контракт имеет огромные перспективы.
Критически важным для исполнения этого контракта (и всех ему подобных) становится срок изготовления ракеты, который явно и во много раз превышает срок изготовления спутников связи. Вопрос перехода «Ангары» на многоразовые ракетные ускорители «Крыло-СВ» (они же «Байкал») — это вопрос времени. Технология уже готова, отработана, но единой, полноценно модульной и многоразовой конструкции по-прежнему нет.
Через пару дней после намеченного (и второго в истории) пуска тяжелой «Ангары», с Восточного запустили «Союз» со спутниками OneWeb. Если заказ на спутники OneWeb будут отрабатывать полностью, то многоразовая «Ангара» пришлась бы как нельзя кстати — минимальная стоимость вывода, минимальное время подготовки. Успевай только спутники подвозить.
Но полетит многоразовая «Ангара» в лучшем случае в 2023 году. Зная особенности российского ракетостроения и тягу к смещению сроков вправо можно сделать осторожное предположение, что уникальная (как по стоимости, так и по важности разработки) ракета-носитель полетит в космос не раньше, чем в 2025 году.
Кому, кроме российских военных к этому моменту будет нужна российская ракета — большая загадка.
Это тоже интересно: