Косплей на SpaceX, или как частные космические компании выживают в России

Заниматься космосом в отрыве от государственных структур в России непросто. Регулирование, нормы и крупные корпорации, фактически, разделили рынок пусковых услуг и производство спутников между теми, кто может заниматься такой работой качественно. Историй успеха частных космических компаний в России немного. Вероятно, скоро их станет больше.

Где выгоднее всего работать?

Ниша разработки и запуска тяжёлых и свертяжёлых ракет — направление, в котором (пока) преуспела только одна компания — американская SpaceX. В России все ключевые проекты такого типа традиционного возложены на крупные корпорации — РКК «Энергия», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и другие опорные организации космической отрасли. Рынок пусковых услуг в частном секторе пока представляет только S7 Space, однако дело идёт не так быстро, как хотелось бы.

Фото: facebook / S7 Airlines.
Фото: facebook / S7 Airlines.

Зато по направлению сверхлёгких ракет, на которые всё чаще обращают внимание, если дело касается вывода на орбиту кубсатов (микроспутников) и миниспутников, наметилось появление серьёзного игрока. Компания Success Rockets планирует привлечь 50 млн долларов инвестиций и уже начала разработку сверхлёгкой ракеты со стартовой массой примерно 34 тонны. Но почти сразу к такой инициативе возникает вопрос — а почему крупные государственные структуры, например, та же «Энергия», не возьмутся за создание небольших ракет?

Основные причины, почему новые частные космические компании начинают выигрывать в космической гонке у старых, — это умение работать быстрее и дешевле.

Многие крупные корпорации этой отрасли, особенно в России, создавались ещё на заре космической эры, это было продиктовано политическими и военными целями, поэтому никого серьезно не беспокоили вопросы оптимизации производственных процессов, ресурсов и экономики. С тех пор на балансе предприятий скопились огромные материальные фонды и большое количество персонала, которые нужно содержать. Поэтому у них априори будут большие накладные и амортизационные расходы. Всё это закладывается в стоимость конечного изделия.

Что касается скорости, то тут тоже есть несколько объективных факторов, которые работают не в пользу крупных корпораций. Во-первых, «проклятие координации»: чем больше и сложнее система, тем ей сложнее меняться и инициировать новое. В этом смысле, боль у крупных концернов одна на всех — Boeing, Lockheed Martin, РКК «Энергия», Airbus и многие другие крупные корпорации находятся в похожем положении. Во-вторых, крупные компании затормаживает существующий процесс финансирования новых проектов, из-за множества внутренних согласований и частого использования государственной поддержки, что влечёт больше рисков, множество ограничений и дополнительный контроль. Эти особенности влияют и на процесс создания ракет, и создание спутников, элементной базы, наземной инфраструктуры.

Действовать в стиле Илона Маска — убить всех по стоимости

Конкретные направления, в которых Success Rockets хочет преуспеть, уже известны. Любопытно, что о технологических заимствованиях речи пока не идёт. В данный момент российская частная космическая компания делает упор на создание двух ракет — суборбитальной «Небо» и орбитальной «Сталкер». В них российские «частники» планируют использовать только свои технологии и решения.

Фото: Success Rockets
Фото: Success Rockets
Фото: Success Rockets

Представители компании пояснили, что топливо тоже будет своим. Твёрдый состав на основе нитрата аммония и алюминия и собственный же твердотопливный двигатель. Над их созданием и доработкой трудится команда инженеров, химиков и физиков, которые являются сотрудниками компании. Уже успешно испытан собственный двигатель, который на данный момент является самым мощным среди продуктов частных компаний.

Однако представители Success Rockets отмечают, что в будущем чужие технологии потребуются, чтобы сэкономить бюджет и сократить время на разработку. Пока что главная статья расходов — электроника. Её закупают в КНР, а не в России, поскольку о полном импортозамещении элементной базы говорить пока не приходится.

Расчёт простой — чем надёжнее будет ракета, чем меньше будут затраты на её производство, тем меньше будет стоимость полезной нагрузки и больше прибыль.

Сейчас основные зарубежные конкуренты, обладающие сверхлёгкими ракетами, оказывают свои услуги вывода полезной нагрузки по цене 18-25 тыс. долларов за 1 килограмм.

В ближайшие годы у этих компаний стоимость будет падать, и уже сейчас видно, за счёт чего и когда это произойдет. Когда российские сверхлёгкие ракеты представят на мировом рынке, стоимость вывода одного килограмма полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту у зарубежных конкурентов будет в районе 1215 тыс. за килограмм. Российская компания заявляет, что целится в цену не выше 10 тыс. долларов за килограмм, и если их расчёты окажутся верны, то в ближайшие четыре года Success Rockets сможет заявить о себе на рынке пусковых услуг.

Сохранить моду на многоразовость и стать по-настоящему успешными можно, но действовать нужно быстро

Если говорить о быстром выходе на рынок пусковых услуг, то возможными считают два пути. Первый путь, по которому пошла компания SpaceX и другие зарубежные компании — это многоразовость. Такой путь требует большого количества денег и времени, так как сложность двигателей и других технических систем в конечном изделии становится очень высока. Второй путь, который в итоге и выбрали не только Success Rockets, но и целый ряд китайских компаний — это создание максимально дешёвой ракеты и двигателя, которые будет абсолютно невыгодно возвращать. И как раз тут российская компания пошла ещё дальше — сейчас они работают над технологией полного сжигания корпуса ступеней ракеты после их отделения, что позволит избежать их падения на Землю и загрязнения окружающей среды. Другими словами, в процессе каждого запуска будет происходить полная утилизация отработавших ступеней. В этом смысле эта технология более «зелёная», чем у SpaceX. Однако её реальную пользу в сравнении с полностью многоразовыми сверхлёгкими ракетами покажет время.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/78d0d2398adbf6e40197ab139898534b/1842586/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/5c8e15d5a2dae5802679c5e7f6ac681a/1842585/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/e29e501fb721f02040417dfac7bdba4c/1842582/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/121c3e0439bfa7eeaf922b6ba6dab470/1842576/
12фотографий
Как SpaceX и NASA готовились к первому пилотируемому запуску на МКС

Другой резонный вопрос — инфраструктура. Строить собственный космодром для запуска ракет и регулярно его обслуживать — экономическое самоубийство. В Success Rockets говорят, что на время текущих испытаний и испытательных пусков планируется использование полигонов и пусковых площадок Министерства обороны РФ.

Но на этапе начала коммерческой эксплуатации компания всё-таки настроена (при поддержке «Роскосмоса») создать собственные частные космодромы. Речь идёт о площадках в Приморском крае и Республике Дагестан, космопорт «Азия» и космопорт «Европа» соответственно, а также об одной площадке в Арктической зоне — выбор стоит между Мурманской областью и Якутией.

Конечное решение во многом будет зависеть от участия и заинтересованности местных властей. Если взять, к примеру, Дагестан, то реализация данного проекта позволит повысить инвестиционную привлекательность и улучшит имидж республики, создаст новые рабочие места, разовьёт туризм в её северной части.

Кто станет клиентом?

Интересно, что сверхлёгкие ракеты могут стать небольшим, но крайне эффективным инструментом для пополнения бюджета. Локомотивом космической отрасли стать сложно, ведь миллиардные заказы — это прерогатива государственных структур. Но фокус в том, что «Роскосмос», которому приписывали желание осваивать весь космос самостоятельно, не планирует создавать сверхлёгкую ракету, и напротив, помогает частным компаниям в этом.

На текущий момент у госкорпорации приоритетным направлением является разработка ракеты сверхтяжёлого класса, спутниковой группировки «Сфера» и развитие программы ГЛОНАСС. Именно эти задачи недавно обсуждались на совещании у Президента. В России сейчас нет ракеты сверхлегкого класса, а в условиях растущего спроса на спутниковые группировки, она будет необходима для удовлетворения потребностей частных и государственных заказчиков. Основная задача российской частной космической компании в этой партии — сделать максимально дешёвый и конкурентоспособный продукт с быстрым временем развертывания.

Основной рынок, в который целится Success Rockets — это частные российские и зарубежные заказчики. Благодаря активному развитию New Space (философии частного и более оперативного освоения космического пространства) их количество по всему миру активно растёт. По данным аналитиков, рынок малых космических аппаратов за ближайшие 10 лет может вырасти в четыре раза, главную роль в этом процессе уже играют телеком и ИТ-компании. К примеру, из отечественных компаний интерес к выведению микроспутников могут проявлять телеком-гиганты: «Мегафон», МТС, «Билайн» и другие, а также техногиганты вроде «Яндекс», Mail.ru и крупных банков.

Это тоже интересно: