Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

В России изобрели плавучую АЭС — это будущее атомной энергии

19 декабря 2019 года — день, многое изменивший в городе Певек, расположенном в Чукотском АО России. Тогда плавучий энергоблок (ПЭБ) впервые запитал сеть произведенной электроэнергией. Событие поистине мирового масштаба.

«Академик Ломоносов» — первая плавучая атомная электростанция, обеспечивающая город не только электричеством, но и тепловой энергией. Проект строился более 10 лет и на его реализацию потратили свыше 37 млрд рублей. Его начали разрабатывать в далеком 2007 году, а полноценная эксплуатация в итоге созданной энергетической инфраструктуры началась в мае прошлого года. Цель проекта — построение ПЭБ, способного запитать самые отдаленные населенные пункты планеты. А еще «Академик Ломоносов» — самая северная в мире АЭС, отнявшая данное звание у Билибинской АЭС.

Фото: Росатом

История плавучих АЭС

«Академик Ломоносов» действительно первая в мире плавучая атомная тепловая электростанция (ПАТЭС), хотя многие будут утверждать обратное, приведя в пример американскую баржу 1970-х годов с атомным реактором — MH-1A Sturgis. Но в том-то и дело, что последняя изначально была пароходом Charles H. Cugle, впоследствии переоборудованным и снабженным ядерной энергоустановкой с водо-водяным реактором производства Martin Marietta. Итоговая ядерная баржа служила для восполнения нехватки электроэнергии в Панамском канале с 1968 по 1975 г., выдавая не более 10 МВт.

Фото: US Army Corps of Engineers / US Atomic Energy Commission

История создания АЭС небольшой мощности в Советском Союзе начинается с 1970-х годов. Тогда стартовала активная разработка реакторов для автономных атомных энергетических источников, способных дать от 6 до 100 МВт электроэнергии. Проектированием занимался ОКБМ (сейчас АО «ОКБМ Африкантов»), по итогу представив два решения в виде АБВ-6Э и КЛТ-40С. Последний как раз и трудится в «Академике Ломоносове».

«Академик Ломоносов» — следующая ступень развития АЭС

Строительство плавучей АЭС началось 13 лет назад, а береговую инфраструктуру для нее стали возводить только осенью 2016 года. ПЭБ оснастили парой реакторов малой мощности КЛТ-40с, а производство электроэнергии возложили на 220-тонные парогенераторы. Мощность электростанции достигает солидных 70 МВт, а вот тепла выделяется до 50 Гкал/ч. Срок службы установки — от 35 до 40 лет, включая средний ремонт раз в 10-12 лет.

Вырабатываемых энергетических ресурсов достаточно, чтобы обеспечить теплом и электричеством населенный пункт с численностью около 100 000 человек. В недалеком будущем «Академик Ломоносов» заменит Билибинскую АЭС (дает 48 МВт, трудится с 1974 г.) и дополняющую ее Чаунскую ТЭС.

ПЭБ — это мобильная система, но существовать без наземной инфраструктуры она не в состоянии. В случае с г. Певек, на объекты береговой линии было потрачено 7 млрд рублей: наземная инфраструктура обеспечивает связь плавучей АЭС с высоковольтными и тепловыми сетями города. Также береговая линия имеет специальный мол-причал, необходимый для защиты ПЭБ от дрейфующих льдов и шторма в море.

Особенностью станции является дополнительная возможность использования ее в качестве опреснителя морской воды. По оценкам экспертов, в сутки ПЭБ может опреснять от 40 до 240 тысяч кубометров воды.

Фото: twitter / @RosatomGlobal

Основная цель и перспективы ПАТЭС

Идея плавучих АЭС проста — электрификация и снабжение теплом труднодоступных регионов, которые бедны на полезные ископаемые и где крайне сложно поддерживать возобновляемые источники энергии. В этом случае ПАТЭС — едва ли не единственный выход из трудного положения.

Что касается «Академика Ломоносова», власти Чукотского АО считают, что станция ускорит социально-экономическое развитие Крайнего Севера. «Росэнергоатом» и вовсе относит плавучую АЭС к важнейшим элементам инфраструктуры, способствующим развитию Севморпути. Западные эксперты не менее восторженны проектом и считают российскую разработку первым шагом в декарбонизации Арктики.

В перспективе госкорпорация «Росатом» планирует создать семь ПАТЭС, сделав следующее поколение более мобильным за счет уменьшения габаритов, при этом увеличив их мощность. В планах государственного холдинга оснащение будущих плавучих АЭС более производительными реакторами РИТМ-200М, способными выдавать до 100 МВт мощности. Еще говорится об экспорте технологии другим странам и на данный момент ведутся переговоры с компаниями из Азии, Африки и Латинской Америки.

Фото: Росэнергоатом

Запад не желает отставать

Согласно данным Международного энергетического агентства, ввиду роста населения и его благосостояния, увеличивается спрос на электроэнергию. Причем спрос растет быстрее, чем происходит внедрение возобновляемых источников энергии. Тем самым вновь увеличивается зависимость от полезных ископаемых, и ускоряется процесс изменения климата. ПАТЭС — это действительно выход, естественно не лишенный недостатков, но о них позже.

«Академик Ломоносов» стал толчком для иностранных компаний. В конце декабря 2020 года датский стартап Seaborg Technologies заявил о готовности сделать атомную электроэнергию доступной альтернативой полезным ископаемым. Амбиции компании впечатляют, поскольку создать свои плавучие АЭС она планирует уже к 2025 году. То есть идея создания мобильных атомных электростанций — это уж точно не прихоть России, — концепция интересна и коллективному Западу.

Безопасность ПАТЭС

Противников плавучих атомных тепловых электростанций не меньше, чем приверженцев. Еще бы, речь идет о ядерном топливе и радиоактивном загрязнении в случае аварии: Чернобыльская катастрофа и авария на Фукусима-1 свежи в памяти, а человечество до сих пор пожинает плоды тех страшных событий.

Насколько безопасны ПЭБ? В «Росэнергоатоме» уверяют, что «Академик Ломоносов» безопасен, поскольку станция проектировалась с большим запасом прочности и она успешно может противостоять внешним угрозам. Руководитель дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС «Росэнергоатома» Виталий Трутнев говорит, что плавучая АЭС разрабатывалась с приоритетом на безопасность, а сама сборка реакторной установки производилась в несколько этапов под пристальным наблюдением государственной экологической экспертизы с проведением всех необходимых испытаний на безопасность.

Еще одним аргументом сторонников плавучих АЭС является повсеместное внедрение в будущем защитной системы, способствующей превращению ядерного топлива в твердое тело за пределами активной зоны реактора.

С другой стороны, представители Гринписа, как западные, так и отечественные, считают ПАТЭС рецептом катастрофы, ведь сейчас они обладают всеми недостатками классических АЭС, и дополнительно подвержены рискам из-за непредсказуемости работы в прибрежных районах. Случись авария, будет утрачен источник энергии, а на устранение последствий катастрофы придется потратить колоссальные средства и человеческие ресурсы. Дополнительно остается под вопросом электрификация населенных пунктов во время плановых ремонтных работ с отключением ПЭБ от сети.

Это тоже интересно:

Поделись с друзьями — нажми на одну из кнопок ниже!
Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Пока ни одного комментария, будьте первым!
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас