В России изобрели плавучую АЭС — это будущее атомной энергии

19 декабря 2019 года — день, многое изменивший в городе Певек, расположенном в Чукотском АО России. Тогда плавучий энергоблок (ПЭБ) впервые запитал сеть произведенной электроэнергией. Событие поистине мирового масштаба.

«Академик Ломоносов» — первая плавучая атомная электростанция, обеспечивающая город не только электричеством, но и тепловой энергией. Проект строился более 10 лет и на его реализацию потратили свыше 37 млрд рублей. Его начали разрабатывать в далеком 2007 году, а полноценная эксплуатация в итоге созданной энергетической инфраструктуры началась в мае прошлого года. Цель проекта — построение ПЭБ, способного запитать самые отдаленные населенные пункты планеты. А еще «Академик Ломоносов» — самая северная в мире АЭС, отнявшая данное звание у Билибинской АЭС.

Фото: Росатом
Фото: Росатом

История плавучих АЭС

«Академик Ломоносов» действительно первая в мире плавучая атомная тепловая электростанция (ПАТЭС), хотя многие будут утверждать обратное, приведя в пример американскую баржу 1970-х годов с атомным реактором — MH-1A Sturgis. Но в том-то и дело, что последняя изначально была пароходом Charles H. Cugle, впоследствии переоборудованным и снабженным ядерной энергоустановкой с водо-водяным реактором производства Martin Marietta. Итоговая ядерная баржа служила для восполнения нехватки электроэнергии в Панамском канале с 1968 по 1975 г., выдавая не более 10 МВт.

Фото: US Army Corps of Engineers / US Atomic Energy Commission
Фото: US Army Corps of Engineers / US Atomic Energy Commission
Фото: US Army Corps of Engineers / US Atomic Energy Commission
Фото: US Army Corps of Engineers / US Atomic Energy Commission
Фото: US Army Corps of Engineers / US Atomic Energy Commission

История создания АЭС небольшой мощности в Советском Союзе начинается с 1970-х годов. Тогда стартовала активная разработка реакторов для автономных атомных энергетических источников, способных дать от 6 до 100 МВт электроэнергии. Проектированием занимался ОКБМ (сейчас АО «ОКБМ Африкантов»), по итогу представив два решения в виде АБВ-6Э и КЛТ-40С. Последний как раз и трудится в «Академике Ломоносове».

«Академик Ломоносов» — следующая ступень развития АЭС

Строительство плавучей АЭС началось 13 лет назад, а береговую инфраструктуру для нее стали возводить только осенью 2016 года. ПЭБ оснастили парой реакторов малой мощности КЛТ-40с, а производство электроэнергии возложили на 220-тонные парогенераторы. Мощность электростанции достигает солидных 70 МВт, а вот тепла выделяется до 50 Гкал/ч. Срок службы установки — от 35 до 40 лет, включая средний ремонт раз в 10-12 лет.

Вырабатываемых энергетических ресурсов достаточно, чтобы обеспечить теплом и электричеством населенный пункт с численностью около 100 000 человек. В недалеком будущем «Академик Ломоносов» заменит Билибинскую АЭС (дает 48 МВт, трудится с 1974 г.) и дополняющую ее Чаунскую ТЭС.

ПЭБ — это мобильная система, но существовать без наземной инфраструктуры она не в состоянии. В случае с г. Певек, на объекты береговой линии было потрачено 7 млрд рублей: наземная инфраструктура обеспечивает связь плавучей АЭС с высоковольтными и тепловыми сетями города. Также береговая линия имеет специальный мол-причал, необходимый для защиты ПЭБ от дрейфующих льдов и шторма в море.

Особенностью станции является дополнительная возможность использования ее в качестве опреснителя морской воды. По оценкам экспертов, в сутки ПЭБ может опреснять от 40 до 240 тысяч кубометров воды.

Основная цель и перспективы ПАТЭС

Идея плавучих АЭС проста — электрификация и снабжение теплом труднодоступных регионов, которые бедны на полезные ископаемые и где крайне сложно поддерживать возобновляемые источники энергии. В этом случае ПАТЭС — едва ли не единственный выход из трудного положения.

Что касается «Академика Ломоносова», власти Чукотского АО считают, что станция ускорит социально-экономическое развитие Крайнего Севера. «Росэнергоатом» и вовсе относит плавучую АЭС к важнейшим элементам инфраструктуры, способствующим развитию Севморпути. Западные эксперты не менее восторженны проектом и считают российскую разработку первым шагом в декарбонизации Арктики.

В перспективе госкорпорация «Росатом» планирует создать семь ПАТЭС, сделав следующее поколение более мобильным за счет уменьшения габаритов, при этом увеличив их мощность. В планах государственного холдинга оснащение будущих плавучих АЭС более производительными реакторами РИТМ-200М, способными выдавать до 100 МВт мощности. Еще говорится об экспорте технологии другим странам и на данный момент ведутся переговоры с компаниями из Азии, Африки и Латинской Америки.

Фото: Росэнергоатом
Фото: Росэнергоатом
Фото: Росэнергоатом
Фото: Росэнергоатом
Фото: Росэнергоатом

Запад не желает отставать

Согласно данным Международного энергетического агентства, ввиду роста населения и его благосостояния, увеличивается спрос на электроэнергию. Причем спрос растет быстрее, чем происходит внедрение возобновляемых источников энергии. Тем самым вновь увеличивается зависимость от полезных ископаемых, и ускоряется процесс изменения климата. ПАТЭС — это действительно выход, естественно не лишенный недостатков, но о них позже.

«Академик Ломоносов» стал толчком для иностранных компаний. В конце декабря 2020 года датский стартап Seaborg Technologies заявил о готовности сделать атомную электроэнергию доступной альтернативой полезным ископаемым. Амбиции компании впечатляют, поскольку создать свои плавучие АЭС она планирует уже к 2025 году. То есть идея создания мобильных атомных электростанций — это уж точно не прихоть России, — концепция интересна и коллективному Западу.

Безопасность ПАТЭС

Противников плавучих атомных тепловых электростанций не меньше, чем приверженцев. Еще бы, речь идет о ядерном топливе и радиоактивном загрязнении в случае аварии: Чернобыльская катастрофа и авария на Фукусима-1 свежи в памяти, а человечество до сих пор пожинает плоды тех страшных событий.

Насколько безопасны ПЭБ? В «Росэнергоатоме» уверяют, что «Академик Ломоносов» безопасен, поскольку станция проектировалась с большим запасом прочности и она успешно может противостоять внешним угрозам. Руководитель дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС «Росэнергоатома» Виталий Трутнев говорит, что плавучая АЭС разрабатывалась с приоритетом на безопасность, а сама сборка реакторной установки производилась в несколько этапов под пристальным наблюдением государственной экологической экспертизы с проведением всех необходимых испытаний на безопасность.

Еще одним аргументом сторонников плавучих АЭС является повсеместное внедрение в будущем защитной системы, способствующей превращению ядерного топлива в твердое тело за пределами активной зоны реактора.

С другой стороны, представители Гринписа, как западные, так и отечественные, считают ПАТЭС рецептом катастрофы, ведь сейчас они обладают всеми недостатками классических АЭС, и дополнительно подвержены рискам из-за непредсказуемости работы в прибрежных районах. Случись авария, будет утрачен источник энергии, а на устранение последствий катастрофы придется потратить колоссальные средства и человеческие ресурсы. Дополнительно остается под вопросом электрификация населенных пунктов во время плановых ремонтных работ с отключением ПЭБ от сети.

Это тоже интересно: