Взрывы — это нормально
Для начала стоит сделать одно важное уточнение: неудачи Илона Маска с кораблем Starship (он же BFR, он же Big Falcon Rocket) имеют временный характер и почти никак не связаны с проблемностью технологии. Ракеты Falcon 9, которые не сразу научились приземляться обратно на космодром, тоже поначалу упорно не хотели делать этого надлежащим образом.
Ребята из SpaceX, похоже, совсем не переживают из-за уничтоженных прототипов ракет. Вот, например, видео с интересным названием How Not to Land an Orbital Rocket Booster, где на протяжении двух минут разбиваются дорогущие прототипы Falcon 9. Что стало с ракетами потом, все прекрасно знают — сейчас Falcon 9 превратились в основной транспорт землян для полётов на МКС и одну из самых востребованных систем вывода полезной нагрузки на орбиту.
Инженер-ракетостроитель Андрей Григорян поясняет, что на этапе создания принципиально новой ракетной техники такие взрывы — это нормально.
«Я часто вижу комментарии в твиттере и в соцсетях вообще, что у Маска и его компании не хватает ума спроектировать надёжную ракету, которая не будет взрываться. Тут хочется сказать, что Starship — это даже не новая ракета, это новый тип космонавтики. Раньше монополия на такие махины была только у госструктур, теперь нет», — говорит эксперт.
Что особенного в Starship?
Во-первых, Starship — это первая в истории человечества многоразовая ракета-носитель сверхтяжелого типа. Это значит, что на орбиту она может выводить столько же грузов, сколько знаменитая советская «Энергия», а потом спокойно сможет возвращаться обратно. Однако мало кто обращает внимание, что Starship — это еще и орбитально-космический самолёт огромного размера. Сам Илон Маск не раз говорил, что в перспективе Starship заменит и Falcon 9 и Falcon Heavy, заняв положение флагманского носителя для любых типов задач. Вместо этих ракет будет создана единая первая ступень — Super Heavy.
Если ракету достроят и проверят хотя бы к середине 20-х годов, то SpaceX останется одним из ключевых подрядчиков NASA по лунной миссии «Артемида» и будет возить в дальний космос части орбитальной лунной станции. К обсуждению проекта станции вернулись совсем недавно. Однако лунная миссия — не совсем то, к чему стремится Илон Маск. Одна из главных задач Starship — стать новым «Конкордом». Как и сверхзвуковой самолет, корабль Илона Маска должен возить людей между континентами, но делать это «скороварка» будет уже в верхних слоях атмосферы. Там, где проще и дешевле летать.
Революция или нет?
Главное в истории с кораблями Starship пока скрыто от общественности. Всё дело в том, что наземных космодромов, которые нужно строить, содержать и за которые нужно регулярно отчитываться властям, Илон Маск строить не хочет. Вероятнее всего Starship будет летать с морской пусковой платформы. Для постройки первых прототипов SpaceX уже купила две бывших нефтяных платформы, и теперь активно думает над их модернизацией.
Что это даст в перспективе? Во-первых, снижение расходов, связанных с содержанием наземной инфраструктуры. Во-вторых, безопасные (для тех, кто на Земле) запуски. В-третьих, Starship сможет использоваться как универсальный транспорт на Земле — для этого он оснащён аэродинамическими поверхностями, с помощью которых огромный корабль со стартовой массой под пять тысяч тонн сможет маневрировать как обычный бизнес-джет.
С точки зрения и космических рейдов, и обычных пассажирских перевозок Starship может заткнуть за пояс почти все существующие виды транспорта. Ракетные технологии, вероятно, будут «обнулены» ракетой из-за низкой стоимости пуска. Планируется, что стоимость запуска корабля будет ограничена отметкой в 8–10 млн долларов, а в перспективе цены на запуск «скороварок» могут упасть до 2 млн долларов.
Это в 40 раз ниже, чем у современных ракет-носителей, и почти вдвое меньше, чем у небольших ракет, которые в данный момент предлагают к запуску космические стартапы. При этом корабль можно сконфигурировать для любых задач — от военных до абсолютно гражданских за несколько часов без необходимости строить ещё один корабль.
Ругали, но, похоже, что зря?
Главная претензия, предъявляемая Илону Маску, — отсутствие современных двигателей. Дескать, не стал американец думать над двумя супердвигателями и просто установил в ракету 34 двигателя Raptor, шесть из которых настроены на работу в безвоздушном пространстве.
Усложнение схемы, которое, вероятно, и стало одной из причин крушения двух прототипов Starship на полигоне Бока-Чика в Техасе, в перспективе может привести SpaceX к стопроцентно прогнозируемому поведению корабля. Кандидат технических наук, инженер-технолог Сергей Чемсенков отметил, что большим количеством двигателей Маск в итоге добьётся высокой надёжности всей системы.
Главное, чего удалось добиться в этой ракете, — это выполнения показателей по тяге и обеспечение возможности забрасывать на орбиту практически любые спутники и грузы вообще. Плюс к этому очевидны попытки резервировать надежность. Если какой-то двигатель откажет, остальные вытянут. По моим соображениям — примерно пять двигателей установлено как раз для резервирования
Похоже, что Илон Маск задумал похоронить классические ракеты и сделать один вариант на все случаи жизни. Посмотрим, сможет ли он добиться этого так быстро, как обещал.
Это тоже интересно: