«Радио» с доступом за тысячу долларов. Почему все говорят про клабхаус

Если казалось, что в 2021 придумать новую социальную сеть уже невозможно, то Clubhouse (или клабхаус) — доказательство того, что это не так. Рассказываем, кто вывел голосовое общение на новый уровень и почему приглашения в некоторые чаты стоят больше 60 тысяч рублей.
Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Идейный вдохновитель новинки — бывший сотрудник Google Пол Дэвисон. В феврале 2020 года он вместе с бывшим коллегой-разработчиком Google начал работу над Clubhouse. Приложение запустилось спустя месяц, а за лето стало настоящим феноменом, благодаря ставке на эксклюзивность и закрытость. Попасть в Clubhouse можно только по приглашению, на старте создатели активно привлекали знаменитостей. Среди пользователей приложения — Джаред Лето, Опра Уинфри, Марк Цукерберг. Настоящий взлет популярности Clubhouse случился в конце января 2021 года, когда в социальной сети зарегистрировался Илон Маск. Тогда за шесть дней в приложение пришло больше миллиона новых пользователей, хотя до сих пор новинка доступна лишь владельцам устройств с iOS. Многие уже зарабатывают на продаже инвайтов в приложение по цене от 250 до 1000 долларов.

Все, что можно делать в Clubhouse, — слушать или говорить. Пользователи уже неофициально называют социальную сеть раем для любителей отправлять голосовые сообщения — интерфейс не предусматривает возможности вести переписку. При регистрации нового участника просят представиться и выбрать интересующие его темы. Общение происходит в комнатах или клубах. Разница в условиях входа, тематике и числе потенциальных участников. Клубы — сообщества людей с одинаковыми интересами. Комнаты могут быть публичным, доступными только для участников клуба или приватными. Участникам комнаты приходят уведомления о начавшемся разговоре, а когда они присоединяются — уведомления приходят и их подписчикам. Таким образом комната из пяти участников может превратиться в дискуссионный клуб на пять тысяч человек.

При запуске приложения пользователь видит комнаты, в которых состоят их друзья, и клубы, подобранные на основе указанных при регистрации интересов. К комнате можно присоединиться в любой момент, покинуть тоже — никаких уведомлений остальным участникам беседы не придет. Создатели Clubhouse сделали ставку на потребление контента в моменте и живое общение, поэтому при попытке записать разговор аккаунт пользователя могут заблокировать. При регистрации каждому новому члену дается возможность пригласить двух друзей, но уже сейчас понятно, что спрос на доступ гораздо выше. Некоторые пользователи стали продавать приглашения, цена варьирует от 50 до 800 долларов. Популярность Clubhouse можно объяснить и тем, что после подключения каждый пользователь может пообщаться с совершенно разными людьми со всего мира: от музыкальных продюсеров до разработчиков и актеров. Социальной сетью можно пользоваться не только в развлекательных, но и в образовательных целях, присоединяясь к профессиональным сообществом и узнавая что-то новое.

Несмотря на то что приложение только-только появилось в публичном поле, оно уже спровоцировало несколько конфликтных ситуаций. Так власти Китая заблокировали доступ к Clubhouse в стране после того, как выяснили, что социальная сеть может стать площадкой для обсуждения политики и прав человека. В российских телеграм-каналах обсуждается тот факт, что само приложение ведет запись всех разговоров, хотя пользователям запрещено это делать. Создатели обещают надежное шифрование записей, однако невозможно гарантировать, что обсуждения однажды не окажутся в руках спецслужб. Несмотря на это, многие эксперты пророчат приложению популярность TikTok — инвесторы оценили стоимость стартапа в сто миллионов долларов.

Это тоже интересно: