Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

«Скальпель» нового поколения. Россия может вернуться к созданию «ядерных» поездов

Много лет боевые железнодорожные ракетные комплексы были ответом на американские ракеты Minuteman и проектируемую систему противоракетной обороны. «Ядерные поезда» были способны действовать с той же эффективностью, что и баллистические ракеты шахтного базирования. Позднее от них отказались, но обстоятельства могут заставить военное и политическое руководство страны реанимировать уникальный проект.

БЖРК придумали в США, но именно в СССР в него поверили

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (или БЖРК) придумали в США. Первоначальная идея была простой — повысить мобильность баллистических ракет Minuteman, только-только принятых на вооружение. К этому решению американцев подтолкнул советский опыт — в СССР ракетные комплексы часто снабжались колесами и гусеницами, и могли наносить сокрушительные удары даже во фланг противнику.

Но в Пентагоне идею сочли бредовой: поезд-прототип для твердотопливных ракет был построен, но дальше макетов и натурных экспериментов дело не пошло. В СССР к этому вопросу отнеслись серьезнее, и как только для комплекса и ракет были выбраны подрядчики, работа закипела.

Уже через пять лет начались испытания — комплекс «Молодец» (РТ-23 УТТХ «Скальпель») ничем не отличался от обычного грузового состава. Такие же вагоны, такой же локомотив. Но вместо пассажиров или коробок с соком внутри возили по три баллистических ракеты, упакованных в пусковой контейнер.

БЖРК в походном и боевом положении. Фото: ВПК.name

Определить внешность нового «поезда номер ноль» было невозможно. В 1989 году комплекс был принят на вооружение. Для РВСН построили 12 составов — это 36 ракет с дальностью пуска по 10,5 тыс. километров, местоположение которых нельзя было установить даже с помощью спутников. Еще через год информация о самом факте существования этих поездов «случайно» легла на стол к директору ЦРУ Уильяму Уэбстеру и прямо из кабинета, не проверяя данных, опытный разведчик рванул на доклад в Белый дом.

Повод для беспокойства у Уэбстера, как и у президента США был: три баллистических ракеты, запускать которые можно было прямо с путей, могли уничтожить базу флота в Перл-Харборе, Норфолке и Гуаме одновременно, и запаса боевых блоков хватило бы, чтобы разнести что-нибудь еще.

Кстати, о запуске. Для БЖРК создатели комплекса придумали хитрую схему безопасного старта. Поезд тормозил прямо посреди магистрали, и трех минут было достаточно, чтобы гидравлические упоры впились в грунт, а дежурный расчет занял свои места. Подполковник РВСН в запасе Евгений Синичкин отмечает: поезд приводился в боевое положение настолько быстро, что дежурные не успевали вскрыть конверт с пусковыми кодами.

«Дольше трех минут это мероприятие не проходило. Все было максимально автоматизировано, дежурный нажимал две кнопки на пульте, остальное компьютеры делали все самостоятельно. Расчет только проверял, чтобы все датчики были в зеленой зоне», — говорит Синичкин.

Ракеты «поезда судного дня» часто называли «вечными консервами» — они хранились в специальных герметичных контейнерах, а доступ в вагон с ядерным боеприпасом имел только старший дежурный офицер. Твердое смесевое топливо и минометный старт позволяли запускать ракету без «разогрева» — обнаружить сам факт пуска такой ракеты можно было лишь в тот момент, когда боеприпас выходил за пределы атмосферы.

Чтобы во время пуска обезопасить экипаж была придумана уникальная система — специальный гироскоп отклонял ракету после выхода из контейнера и не давал продуктам горения спалить поезд и всех «ядерных людей».

Для этой же цели создан специальный пантограф — он замыкает контактную сеть под высоким напряжением и специальным приводом убирает провода в сторону, чтобы они не мешали выходу ракеты из контейнера. Больше нигде в мире такая разработка не использовалась и даже не разрабатывалась.

Загрузка ракеты БЖРК в пусковой контейнер. Фото: Reddit

В конце 20 века Штаты убедили Россию отказаться от БЖРК, но его могут вернуть в новом виде

В 1993 году Россия и США подписали договор СНВ-3 и главным условием его заключения американцы назвали снятие всех БЖРК с боевого дежурства. С первого боевого выхода эти ракеты было невозможно контролировать, и паритет в ядерных вооружениях сместился в сторону России. После того, как этот комплекс распилили на металл под присмотром сенаторов Боба Лугара и Барака Обамы (да-да, того самого), в нише уникальных стратегических технологий образовалась брешь.

Однако «Молодец» может вернуться в новом обличии совсем скоро. Причин для этого сразу несколько. Главная — активная работа США по наращиванию ударного потенциала ракет Trident II и разработка новой перспективной МБР для замены Minuteman. Процесс доработки ядерного оружия не быстрый, но поступательный — в США рассчитывают завершить этот процесс уже до конца этого десятилетия.

Ответный ход в случае смещения ядерного паритета может быть предпринят и в России. Техническая документация на комплекс «Баргузин» (такой же, как «Молодец», но с более легкой ракетой) лежит в архивах и ждет своего часа. Доработать комплекс могут с учётом появления новой перспективной МБР, создаваемой в рамках проекта «Кедр».

Открытых данных об этой ракете мало. Источники среди военных и учёные отмечают, что научно-исследовательские работы, проводимые в рамках этого проекта, могут быть направлены на замену всего принятого на вооружение арсенала комплексов, включая «Тополь-М» и «Ярс», но точных сроков, как и данных о комплексе пока никто не раскрывает. Ветераны РВСН отмечают, что для нового ракетного комплекса, который может размещаться в железнодорожных вагонах, скорее всего будет создана принципиально другая система управления, сопряженная с системой контроля и нанесения ответно-встречного ядерного удара. Другое её название — «Периметр» или «Мёртвая рука».

В отличие от «Молодца», новый «ядерный» поезд может быть оснащен не тремя, а пятью ракетами с боевыми блоками мегатонной мощности (в старой ракете мощность боевой части составляла 550 Кт). Параллельно с этим увеличат и количество боевых блоков, и доработают их конструкцию. Техническая возможность разместить в головной части новой ракеты гиперзвуковой блок «Авангард» у военных есть, и ею, при необходимости, обязательно воспользуются.

А пока посмотрите на другие военные разработки нашей страны:

Это тоже интересно:

Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Комментарии
93
сергей арефьев
В ответ на комментарий от Новиков Михаил
Новиков Михаил
Как работник РЖД скажу, да не дай бог чтобы эти поезда вернули.
Денег или выгод они никаких РЖД не дают, а геморроя с ними очень много.
СсылкаПожаловаться
Безопасность страны,разве не выгода? Мало РЖД три шкуры дерёт за свои монопольные услуги.
СсылкаПожаловаться
aver2000
В ответ на комментарий от El
El
в СССР продолжительность железнодорожного покрытия была побольше, ну это так, к слову... основная причина отказа от проекта (это мое личное мнение) был тягач, который в сравнении с поездом может умчаться куда-угодно... опять же к слову, в современной России не могут одолеть даже браконьеров, а с мозгами-то российских чиновников этого ядерного поезда будут в РФ больше бояться, чем в США... в данном случае хочется заметить одно - хотели бы обезопасить страну и население, начинали бы с экологии, уровня образования, медицины и т.д.. как показала история СССР, через жадных дураков страны не менее эффективно уничтожаются, чем ядерными ракетами
СсылкаПожаловаться
"основная причина отказа от проекта (это мое личное мнение) был тягач, который в сравнении с поездом может умчаться куда-угодно..." - основная причина, это договор об уничтожении этого поезда. А вот у тягача поезд сильно выигрывал, и выигрыш этот состоял в скорости. тягач более предсказуем, так как более медлителен.
СсылкаПожаловаться
aver2000
Так это еще в 2015 году писали. Зачем заново? Подогревать интерес? Ну так в 2017 сказали, что проект нерентабельный, и закрыт. Теперь ждать сообщение о его закрытии в 2023 году? И так всё время?
СсылкаПожаловаться
серж
В ответ на комментарий от Владимир Старицын
Владимир Старицын
Все грехи могу простить Горбачёву, но уничтожение атомных ж\д комплексов НИКОГДА !
СсылкаПожаловаться
Да за одно ГСВГ, ему надо плешь пробить!
СсылкаПожаловаться
серж
В ответ на комментарий от РАФИДА МИФТАХОВА История переписки4
РАФИДА МИФТАХОВА
Ты. чувырла!!А работать не пробовал. Сидишь свой яд выплёскиваешь .Сам то что в этой жизни полезного сделал????
СсылкаПожаловаться
Так он хохол! Врет , как дышит!
СсылкаПожаловаться
1
В ответ на комментарий от Новиков Михаил
Новиков Михаил
Как работник РЖД скажу, да не дай бог чтобы эти поезда вернули.
Денег или выгод они никаких РЖД не дают, а геморроя с ними очень много.
СсылкаПожаловаться
денег не дают перевозки угля, касками достучались...
СсылкаПожаловаться
генерал Чарнота
ключевой момент , может ! денег нету на такие развлечения .
СсылкаПожаловаться
Новиков Михаил
Как работник РЖД скажу, да не дай бог чтобы эти поезда вернули.
Денег или выгод они никаких РЖД не дают, а геморроя с ними очень много.
СсылкаПожаловаться
андрей дудко
В ответ на комментарий от nvs
nvs
Да какой комплекс.....они космодром на дальнем востоке не могут достроить. Всё разворовали.
СсылкаПожаловаться
Кто они и кто для нас ты?
СсылкаПожаловаться
nvs
Да какой комплекс.....они космодром на дальнем востоке не могут достроить. Всё разворовали.
СсылкаПожаловаться
Том Францевич
сколько комнатных экспертов та собралось в труханах и рассказывают кого и как надо бы пугать... Клоунада.
СсылкаПожаловаться
Варяг не сдается
Поезда убрали из-за предательства придурка Горби
СсылкаПожаловаться
Евгений Васильчиков
Я за двумя руками , систему "скальпель" нужно было давно начать реанимировать,это очень хороший холодный"душ" для горячих голов!
СсылкаПожаловаться
Владимир Старицын
Все грехи могу простить Горбачёву, но уничтожение атомных ж\д комплексов НИКОГДА !
СсылкаПожаловаться
Albert Shelenkov
В ответ на комментарий от Алексей Дёмин
Алексей Дёмин
А я горжусь моей Россией !
СсылкаПожаловаться
Я тоже!
СсылкаПожаловаться
Леон Акулов
В ответ на комментарий от Виктор Корелов История переписки2
Виктор Корелов
во всем мире россию не укважают а боятся как обезьяну с гранатой!
СсылкаПожаловаться
Ну и что?. Уважение нужно в семье, на работе, в обществе. А они, враги, должны бояться. Жаль, что этого не понимает наш верховный. Зачем России договор СНВ. Наше спасение-наращивание ядерного потенциала, что бы каждая страна НАТО и их союзники знали, что для них то же есть Баргузин, Борей или Ярс.
СсылкаПожаловаться
Иваныч
В ответ на комментарий от Виктор Корелов История переписки2
Виктор Корелов
во всем мире россию не укважают а боятся как обезьяну с гранатой!
СсылкаПожаловаться
Вот и бойтесь.
СсылкаПожаловаться
александр хрусталёв
Хорошо, что сейчас возвращаются к ядерным поездам. Американцы в первую очередь с 1993 гг пытались наши поезда уничтожить. И Барак Обама принимал участие в уничтожении ракет. Он это помнит, в конце своего срока президентства объявил на весь мир, что Российская экономика уничтожена!
СсылкаПожаловаться
Виктор Корелов
В ответ на комментарий от Алексей Дёмин
Алексей Дёмин
А я горжусь моей Россией !
СсылкаПожаловаться
во всем мире россию не укважают а боятся как обезьяну с гранатой!
СсылкаПожаловаться
Виталий
В ответ на комментарий от Иннокентий Фикусов
Иннокентий Фикусов
Ну статейка написана с явными ляпами и с явно одной целью - собрать побольше комментариев, и попасть на рекламу. Отсюда - просто и банально попытаться срубить бабла... Ну это не противозаконно. Каждый зарабатывает как может, если не мешает другим и Закону. Но уважаемый автор - поезд для БЖРК имел не 4, а 8-мь колесных пар. Это же элементарно... А у Вас что на рисунке сверху??? Ракета академиков братьев Утиных весила под 100 тонн. И еще - как у вас там на рисунке их поместилось в вагоне по 3 в ширину??? Диаметр ракеты около 2,5 метров... Это ж где такие 8-ми метровые вагоны то ездят? А ракета же еще в пусковом контейнере находится... Иначе вагон при пуске спалит напрочь.... Не читайте много Рея Бредбери, братьев Стругацких и прочих фантазеров.... А то так недалеко и до коллег с Альфа-Центавра дойти.... Надеюсь Вы не курите траву-мураву и из копытца не пьете....
СсылкаПожаловаться
а лучше вообще не читайте. смотрите телевизор.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас