Атомные автомобили и самолеты — почему они так и не появились

Открытие нейтрона в 1932 году английским физиком Джеймсом Чедвиком можно назвать началом развития ядерной энергетики. В 1970-1980-х гг. наблюдался пик популярности «мирного атома», когда множество стран активно спорили между собой, приводя весомые «за» и «против» ядерной энергии.
Ледоколы
Автомобили
Бомбардировщики
Ледоколы
Автомобили
Бомбардировщики
Ещё

Открытие Чедвика стало технологической революцией, а в середине прошлого века ведущие ученые и инженеры активно пытались внедрить атомную энергию во многие сферы жизни.

Помимо АЭС и ядерного оружия, человечество искало возможность ее применения в автомобилях, самолетах, ледоколах, подводных лодках и т.д. Некоторые идеи оказались крайне успешными – их активно применяют и сегодня. Другие замыслы по разным причинам потерпели крах. Разобрались в том, как ядерная энергия проиграла своим конкурентам в области автомобиле- и самолетостроения.

Ледоколы как пример успеха реакторных установок

До начала 1960-х ледоколы были либо дизель-электрические, либо имели паровую силовую установку. Это накладывало ряд серьезных ограничений на их работу в Заполярье. Тогда в СССР решили подойти к решению проблемы с другой стороны, применив на практике «мирный атом». Ядерный реактор, по мнению специалистов, должен был избавить моряков от необходимости дозаправки как минимум на несколько месяцев, ведь никаких заправочных станций на Северном морском пути не существовало.

3 декабря 1959 года мир увидел первое надводное судно с ядерной силовой установкой, поражающее воображение не только советских людей.

Атомный ледокол «Ленин» получил впечатляющие габариты и возможности даже по состоянию на сегодняшний день: вертолетную площадку, кинотеатр, музыкальный салон и многое другое.

Атомный ледокол «Ленин». Фото: rosatomflot.ru
Атомный ледокол «Ленин». Фото: rosatomflot.ru

Свою эффективность ледокол показал в первых же навигациях, продемонстрировав отличную работоспособность. В сутки ему требовалось не более 45 грамм радиоактивного топлива. Он отслужил 30 лет, несмотря на ряд возникавших во время его эксплуатации аварий – они были не столь значительными. В настоящее время ледокол «Ленин» на вечной стоянке в Мурманске и служит для города музеем на воде.

Успех первого атомного ледокола способствовал активному созданию серии аналогичных судов в советское время. После обретения независимости, Россия продолжила строительство атомных кораблей. Так появился самый большой ледокол в мире и по совместительству круизный лайнер – «50 лет Победы». Прокатиться на нем может любой, у кого найдется 2 млн рублей на билет.

Фото: wikimedia / Kiselev d / CC BY-SA 3.0
Фото: wikimedia / Kiselev d / CC BY-SA 3.0
Фото: wikimedia / Kiselev d / CC BY-SA 3.0
Фото: wikimedia / Kiselev d / CC BY-SA 3.0
Фото: wikimedia / Kiselev d / CC BY-SA 3.0
Фото: wikimedia / Kiselev d / CC BY-SA 3.0
Фото: wikimedia / Kiselev d / CC BY-SA 3.0
Фото: wikimedia / Kiselev d / CC BY-SA 3.0

8000 км без дозаправки — автомобили с атомным двигателем

Середину 20-го века можно охарактеризовать как время весомых научных открытий и экспериментов. Тогда же наблюдалась и «ядерная эйфория», вызванная тем, что человек наконец-то нашел практически неиссякаемый источник энергии. Некоторые инженеры даже пытались создать автомобили с ядерной силовой установкой. Ford Nucleon стал первым прототипом атомного авто.

Nucleon имел футуристический дизайн и весьма солидные технические характеристики — до 8000 км без дозаправки. Автомобиль был создан с нуля и вроде бы даже идеально продуман, но камнем преткновения стало самое главное — двигательная установка. Проблема состояла в том, что партнеры проекта, занимающиеся производством реакторов для подводных лодок, попросту не сумели создать миниатюрный аналог установки для автомобиля. Невероятный, опережающий свое время проект так и остался в виде макета.

Ford Nucleon. Фото: Ford
Ford Nucleon. Фото: Ford
Ford Nucleon. Фото: Ford

Многие не оценили задумку инженеров Ford, ведь в случае поломки силового агрегата, эвакуировать пришлось бы население в радиусе 30–40 км. Вдобавок, для успешного запуска проекта требовалось создание соответствующей инфраструктуры, ведь по истечению времени топливные капсулы необходимо было заменять на свежие на спецстанциях обслуживания. Да и нефтяные магнаты вряд ли были в восторге от перспектив такой конкуренции.

За две мировые войны инженеры и изобретатели со всего мира начали соревноваться в создании проекта самого мощного оружия, которое могло бы принести моментальную победу обладающей им стороне. Некоторые решения могут показаться просто странными, когда другие выглядели как разработка безумного ученого.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/04a81f25630d8a86e345ae51e5863b57/1877303/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/7f453df6d9388bbc1baf2fa86390d92f/1877305/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/65826a61c5475f145f30d2cde1ba70eb/1877304/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/9c9c2a886065b796f09ad6489be62116/1877302/
14фотографий
Гигантский корабль из глыбы льда, бомбы с живым пилотом внутри или танки, стреляющие молниями. Посмотреть на самое абсурдное оружие со всего мира. Листайте галерею.

Эксперименты с атомными бомбардировщиками в США и СССР

После окончания Второй мировой войны сверхдержавы, СССР и США, начали активную кампанию по наращиванию вооружения. Тогда еще не существовало межконтинентальных баллистических ракет, поэтому доставлять боеголовки на вражескую территорию в случае войны пришлось бы обычными бомбардировщиками.

Но преодолеть такие расстояния для тех самолетов без дозаправки было невозможно — предел дальности полета составлял не более 5000 км. Обе страны искали решение и видели его в создании атомных самолетов, способных летать неограниченное время и на неограниченное расстояние.

В качестве прототипа атомолета в СССР выступило воздушное судно ТУ-95. В США для этих целей использовалась модифицированная версия стратегического бомбардировщика B-36. Вся система, а именно атомный реактор и система защиты экипажа, весили порядка 16 тонн, поэтому грузоподъемность самолета была невелика. То есть даже поднять в воздух условного «Толстяка» (ядерная бомба, сброшенная на японские города в 1945 году) атомным бомбардировщиком не представлялось возможным, в отличие от классического военного самолета. Еще одной неприятностью стал радиоактивный след, оставляемый американским летательным аппаратом в воздухе, а потому проект начали сворачивать.

Бомбардировщик B-36. Фото: wikimedia / общественное достояние
Бомбардировщик B-36. Фото: wikimedia / общественное достояние
Бомбардировщик B-36. Фото: wikimedia / общественное достояние

В Советском Союзе от проекта атомолета Ту-95ЛАЛ отказались примерно по тем же причинам. Оба проекта полностью закрыли в середине 1960-х, они уступили место более экологичному, практичному и дешевому решению в виде дозаправки в воздухе. Плюс ко всему, в 1959-м и 1960-м США и СССР соответственно приняли на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты класса «земля-земля» с дальностью полета не менее 5500 км.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/c9733e350b5a0a2033c1c8a34af87e8f/1666914/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/1d5bc544bf58750d0112d26b8cfd53da/1666915/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/578cf5be00c20db62ce2cf9645440868/1666916/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/786dcbeccd02158a80c9627912867e66/1666917/
15фотографий
Оружие будущего. Какое оно? Листайте галерею, чтобы посмотреть на самые современные образцы военной техники уже сейчас.

Это тоже интересно: