Рынок российского онлайн-экспорта растет. Какие отечественные товары покупают за границей?

Несмотря на пандемию коронавируса, онлайн-экспорт российских товаров за границу в 2020 году вырос почти в полтора раза. В этом заслуга нацпроекта «Международная кооперация и экспорт»: государство оказывает поддержку региональным предпринимателям. Какие товары самые ходовые за границей, на каких зарубежных площадках российские экспортеры размещают свою продукцию и что ждет этот рынок в будущем — в нашем материале.

Главная площадка

Самым популярным в России экспортным маркетплейсом считается международная торговая площадка eBay. По данным агентства Data Insight, каждый пятый отечественный экспортер (21%) использует этот американский сервис для продажи товаров за рубежом. Так, в 2020 году объем рынка онлайн-экспорта на этой площадке показал новый рекорд в 1,16 миллиарда долларов (вырос на 42 процента по сравнению с предыдущим отчетным периодом). Если же заглядывать далеко вперед, то к 2030 году реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен составить не менее 70 процентов по сравнению с 2020 годом.

Среди регионов-лидеров по доле экспорта отметилась Башкирия, которая оказалась на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Благодаря поддержке Госкомитета Республики Башкортостан по внешнеэкономическим связям и АНО «Центр поддержки экспорта Республики Башкортостан» свои товары на маркетплейсе разместила компания ООО «Инки Ингредиенты красоты». Эта компания производит косметику для маникюра и педикюра, а также средства по уходу за лицом и волосами — всего в ее арсенале более 80 наименований товаров. Еще в республике располагается ООО «Реседа» — другая компания, выпускающая профессиональную наружную косметику, созданную из натуральных природных компонентов. В Башкортостане также экспортируют через eBay экосумки, шопперы и хозяйственные сумки из натуральных материалов: этим занимается фирма ИП Татаринова Марианна Владимировна.

В топ-10 регионов-лидеров экспорта вошла и Ярославская область. Здесь eBay штурмуют создатели водного велосипеда Seabike. Компания, которая производит необычные устройства с 2017 года, получает меры государственной поддержки от департамента регионального развития и внешнеэкономической деятельности Ярославской области. Другой пример успешного экспортного опыта — компания «Шкура-Декор», занимающаяся пошивом меховых накидок для автомобильных кресел и декоративных ковров из овчины и шкур пушных зверей. Бизнесмены создали личные кабинеты в зарубежных маркетплейсах при поддержке Центра экспорта Ярославской области.

В Тюменской области отметилась творческая мастерская SATURN (ИП Владимир Соколов). Производители размещают на маркетплейсе уникальные предметы декора и аксессуаров из ценных пород дерева и эпоксидной смолы. Товары пользуются большой популярностью в России, а также их активно раскупают в Японии, США, Германии, Австрии и многих других странах. Чтобы выйти на международный рынок, компания обратилась в региональный Центр поддержки экспорта, после чего местные специалисты разработали коммерческое предложение и презентационные материалы на английском языке, а затем разместили их на eBay.

Помимо перечисленных регионов, в топ-10 лидеров по экспорту также входят Марий Эл, Московская, Воронежская, Саратовская и Омская области.

Штурм Китая

Хоть eBay и является основной площадкой для экспорта российских товаров, она не единственная. В 2019 году АО Российский экспортный центр (РЭЦ) открыл Национальный магазин российских пищевых товаров на внутрикитайской Tmall.com. Такое решение позволило отечественным поставщикам легко выйти на китайский рынок без дополнительных барьеров, что особенно важно для малых и средних предприятий из регионов.

Лучше всего об успехах экспорта через Tmall говорят цифры. Так, за 14 месяцев зарубежные потребители совершили 1,12 миллиона покупок на общую сумму 270 миллионов рублей. Всего же на внутрикитайской площадке представлены 318 товаров от 93 компаний.

Самые ходовые товары Национального магазина — кондитерские изделия от ООО «КДВ Групп» и Холдинга «Объединенные кондитеры». Согласно данным на конец января 2021 года, эти компании с момента открытия продали продукцию на 97 миллионов рублей.

На втором месте по объему продаж стоит компания MAKFA: этот производитель экспортировал за рубеж муку на 11 миллионов рублей. Следом идут изготовители тортов из Иркутской области, которые известны в Китае под брендом Shuang Shan. Их объем продаж составил 8,3 миллиона рублей.

Китайцы также обратили внимание на продукцию кондитерской фабрики «Услада», которая выставляет недорогие товары в яркой упаковке. Местная сеть «Сугуо» заметила, что изделия российских кондитеров пользуются популярностью, поэтому решила закупать товары для оффлайн-магазинов. Так, к концу 2021 года «Услада» будет поставлять свою продукцию для тысячи шанхайских супермаркетов.

Еще китайские бизнесмены приняли решение о долгосрочной работе с подмосковным производителем АО «Компания ПРОДУКТ-СЕРВИС», которая производит кофе под брендом LEBO.

«Мы реально на себе ощущаем эту поддержку»

Успех российских экспортеров за границей во многом обеспечен поддержкой нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Производителям помогают на всех этапах жизненного цикла экспортных проектов. Речь идет не только о финансовой поддержке: помимо субсидий, компаниям помогают в анализе рынков сбыта товаров и поиске потенциальных покупателей. Для наглядности лучше всего рассмотреть реальные примеры.

Ханты-Мансийская компания «Сфагнум», которая производит сфагновый мох в брикетах и армированных модулях, вышла на международный рынок после того, как Фонд поддержки предпринимательства Югры «Мой Бизнес» помог ей разместить продукцию на eBay. Центр поддержки экспорта Югры консультировал основателей «Сфагнума» по вопросам внешнеэкономической деятельности, сформировал коммерческое предложение под целевые рынки, посодействовал в подготовке презентационных материалов на иностранных языках и помог с поиском зарубежных партнеров.

Фото: национальныепроекты.рф
Фото: национальныепроекты.рф

«СмартГидроКомпани» — производитель «автономных грядок» из Перми — экспортирует свою продукцию в Германию и Швецию, а недавно их товары начали продаваться на международных торговых площадках Amazon, eBay и AliExpress под брендом «Здоровья клад». Краевой Центр поддержки экспорта дал компании субсидии, чтобы та смогла получить маркировку СЕ — это означает, что гидропонные установки и проращиватели соответствуют всем стандартам и требованиям Европейского Союза.

«За два года мы вывели на зарубежные рынки 147 пермских компаний. Наши эксперты консультируют предпринимателей по вопросам таможенного, валютного регулирования, правового законодательства, расчету логистики и сертификации продукции. Также мы помогаем предпринимателям в адаптации сайтов, защите интеллектуальной собственности, поиске партнеров, получении международных сертификатов», — отметила руководитель Центра поддержки экспорта Вероника Бажгина.

Чтобы «СмартГидроКомпани» смогла выйти на международные маркетплейсы, в Центре поддержки экспорта перевели всю техническую документацию компании и ее рекламные материалы на девять языков.

В рамках Нацпроекта свою поддержку получила и кировская компания «Сеем семена» — производитель сити-ферм для автоматического круглогодичного выращивания микрозелени, салатов и овощей методом гидропоники. Сейчас ее продукция поставляется в 15 стран мира, отчасти в этом есть заслуга регионального министерства экономического развития и поддержки предпринимательства, которое организовало для местных предприятий видеоконференции с торговыми представителями России в других странах. Во время таких звонков кировские компании представляли свою продукцию, а торговые представители рассказывали о нюансах выхода товаров на иностранные рынки.

Фото: национальныепроекты.рф
Фото: национальныепроекты.рф

«Хочется поблагодарить министерство, правительство и центр поддержки предпринимательства за возможность регулярно принимать участие в ВКС с ближним и дальним зарубежьем, за возможность представлять нашу компанию. Мы реально на себе ощущаем эту поддержку», - рассказал основатель «Сеем семена» Павел Паходин.

Он добавил, что его компания на условиях софинансирования и без него участвует в российских и международных выставках. Кроме того, предприятие профинансировали в вопросах международной сертификации, ему оказали помощь в поиске международных партнеров и клиентов.

Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» инициирован в 2019 году президентом Владимиром Путиным. Нацпроект помогает отечественным производителям выходить на международные рынки.

Это тоже интересно: