Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Проклятье первых — советские самолёты-убийцы

На заре послевоенной авиационной эпохи случалось всякое. Но с военными и пассажирскими самолётами часто случалось необъяснимое: они могли сломаться прямо в полёте или внезапно теряли управление, убивая экипаж и пассажиров.

Ил-18

Прорывную для советского авиастроения машину начали проектировать еще в середине 50-х годов. Хрущеву идея открыть для простого человека небо по всей территории Союза пришлась по вкусу. Но для того чтобы распахнуть людям дорогу к небу, нужен был хороший самолёт.

Фото: Wikimedia / Shchb / CC BY-SA 4.0

Идея создать турбовинтовой самолет с четырьмя двигателями оказалась самой логичной из десятка проектов — при относительно небольшой массе новый борт оснастили четырьмя двигателями и большими баками для топлива.

Производство Ил-18 с дальностью полета в 6500 километров началось в 1958 году. Однако с первой же партией начались проблемы — гидравлические и электрические системы постоянно срывались в отказ, шасси и управление механизацией крыла работали не так, как нужно.

За год испытательных полётов полностью исправить заводские дефекты не удалось. Но вместо того, чтобы заняться перепроектированием, лётчикам просто выдали специальную инструкцию по обращению с машиной на случай критических отказов. В таком виде самолет начал летать уже в 1959 году, и почти сразу после начала коммерческой эксплуатации с Ил-18 начали происходить мистические аварии.

Только к середине 60-х годов было потеряно 25 машин. Все авиакатастрофы объединяло одно — непрогнозируемое поведение машины и неправильные действия экипажа.

Фото: Wikimedia / Fedor Leukhin / CC BY-SA 2.0

По сути, у летчиков было две инструкции — одна для нормального, исправного самолёта, вторая — аварийная. И часто работать с машиной нельзя было ни по первой, ни по второй.

Пожары, отказы двигателей, невыпущенные шасси и произвольная работа механизации крыла привели к уничтожению 100 самолетов, при том, что полная серия Ил-18 составила 720 машин.

Ту-22 «Вдоводел»

Советский сверхзвуковой «дальник», который создавали, чтобы возить ядерное оружие до соседей по НАТО, долгое время считался идеальной машиной для третьей мировой. Но как только самолет начали разгонять до сверхзвуковых скоростей, на которых ему и предстояло воевать, начинались большие проблемы. После перехода через рубеж в 2 М самолет начинало трясти — изучить проблему долгое время не получалось из-за отсутствия автоматики и компьютеров для моделирования, но один из экипажей описал проблему, устранить которую быстро было невозможно.

Фото: Wikimedia / Rob Schleiffert / GFDL 1.2

На какое-то время почти все Ту-22 поставили на прикол — для борьбы с чудовищными нагрузками требовалась доработка фюзеляжа, который с ростом скорости кусками отрывало от центроплана.

Ту-22 фактически одногодка Ил-18. Однако из-за новизны конструкции и сверхмощных реактивных двигателей аварийность этих самолётов было невозможно предугадать. Уже 21 июня 1958 года был потерян первый экспериментальный самолёт.

Посмотрите, как выглядят заброшенные самолеты и не только

«Туполевцы» могли лишиться всех шансов на успех, но в последний момент конструкторскому бюро дали добро на дальнейшую разработку самолёта. Поначалу чуда не происходило — через полтора года, в декабре 1959, разбился второй экспериментальный борт, а ещё через год в испытательном полете разбился третий Ту-22 в версии РБ.

С вооружения Ту-22, который ругали не только за ненадежность и «хрустальные» органы управления (минимальное воздействие влекло за собой резкую реакцию электроники), но и за катапультирование членов экипажа вниз, стали снимать только в начале 90-х. Но до того, как им на смену пришли Ту-22М, в испытательных и боевых вылетах было уничтожено 70 уникальных машин, а самолёт за тяжелую судьбу и посредственную безопасность прозвали «вдоводелом».

Ту-104: самый сложный «дальник»

Этот самолёт должен был побить все рекорды надежности и позиционировался как универсальный инструмент для выполнения целевых показателей. Чтобы сэкономить время на силовой установке и планере КБ Туполева разработало аванпроект Ту-104 на базе бомбардировщика Ту-16. Вместо бомб и ракет поставили пассажирские кресла, а вместо суровых военлетов места в салоне заняли симпатичные стюардессы. Испытания машины проводились с минимальными «критическими» тестами — конструкторам казалось, что всё уже испытано и отработано.

Фото: Wikimedia / Ken Fielding / CC BY-SA 3.0

Но генетические болезни Ту-16 передались и гражданской машине. Особенностью Ту-104 стала дублированная система управления, которая могла свалить самолет в штопор всего за пару секунд. Позднее выяснится, что причиной таких сбоев стали неисправные регуляторы положения борта — электронике казалось, что самолёт резко «задирает нос», поэтому система могла резко «бросить» штурвал вперед. Другая проблема Ту-104 — высокая посадочная скорость. Вместо 220 километров в час пассажиров укладывали на ВПП на скорости в 300.

Отправной точкой к списанию Ту-104 из парка гражданской авиации стала трагедия в Свердловске 16 марта 1961 года. Отказ правого двигателя, резкий разворот и попытка вернуться обернулись разрушением крыла. В качестве одной из причин следователи назвали «неправильное управление», фактически, переложив вину за случившееся на экипаж.

В 2019 году эксперты журнала Aviation Safety Network изучили статистику и выяснили, что с 1956 по 1981 годы было потеряно 37 самолётов этого типа. С учетом крупной серии в 200 с небольшим машин особенно чудовищным выглядит и количество жертв — в катастрофах с Ту-104 погибло 1150 человек.

Аварийная посадка Ту-104 у авиабазы ​​Саваслейка, 1958 год. Фото: Wikimedia / Serge243 / CC BY-SA 4.0

Як-38

Советские палубные штурмовики с вертикальным взлетом — предмет для целой научной работы. С одной стороны, у СССР имелся крупнейший технологический задел, с другой — полное непонимание принципов и задач под такие машины. СВВП Як-38 стал первым самолетом для «проекции силы» — доставить его к берегам вероятного противника могли тяжелые авианесущие крейсеры типа 1143 «Кречет», но полноценной боевой службы советские «вертикалки» так и не получили.

В конце 70-х, когда самолеты стали появляться у военных и начались их активные испытания, выяснилось, что летать в тропическом климате Як-38 просто не могут. Сказывалась высокая влажность и давление — из-за этого борты приходилось заправлять на уровне меньше половины от полного бака, снимать вооружение и устанавливать кислородные баллоны.

Фото: Wikimedia / RIA Novosti archive / Vladimir Rodionov / CC-BY-SA 3.0

На такой заправке Як-38 не мог воевать — топлива хватало лишь для облета корабля по кругу на дистанции в километр, поэтому к СВВП прицепилось обидное прозвище «самолет обороны топмачты».

Были и другие проблемы. Силовая установка не позволяла активно маневрировать — летать на Як-38 могли лишь чрезвычайно опытные летчики с налетом не менее тысячи часов и прошедшие курс специальной подготовки. Но командование флота предполагало, что Як-38 будет использоваться массово, поэтому к полетам на нем допускались и летчики без опыта боевой службы.

Сложность конструкции и нерешенные проблемы с подъемно-маршевыми двигателями привели к тому, что за неполных 15 лет эксплуатации из 231 серийного экземпляра 48 были разбиты в авиакатастрофах. Не в последнюю очередь аварии с самолетом происходили из-за слабых стоек шасси. Если самолет слишком быстро снижался, они могли подломиться и пробить топливные баки. После этого машина вспыхивала как спичка, и выбраться из неё было уже невозможно.

Единственную попытку решить все проблемы с вертикальным взлетом предприняли в конце 80-х. Самолет Як-141 должен был занять место на палубе тяжелых авианесущих крейсеров, однако вскоре распался Советский Союз, и машина оказалась никому не нужна.

Посмотрите, как встречают последние дни легенды военной промышленности

Это тоже интересно:

Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Комментарии
143
СМИРНОВ НИКОЛАЙ
В ответ на комментарий от Невозмутимый История переписки7
Невозмутимый
я то держал не только пыню, станочник по профессии, в отличии от тебя смотрю на оригиналы и отечественные аналоги.
Не спорь со мной, интернет полон доказательств советского подражания.
Просто логически что б что то создать нужны средства, а кто в соцлагеря их даст кроме сбербанка ?
Достаточно посмотреть на то что собирали самоделкины...из гав на и палок, а какие сараи и заборы ?
СсылкаПожаловаться
в СССР было кроме сбербанка куча промышленных банков это раз , почитай и изучи экономику СССР на каком технологическом проекте основанно было производво - самоделкини строили машины уникальные не считая затареченных средс и трудочасов. в массе эти машины не технологичны для массово производства. потому что политика была другая ( не совсем правильная) в итоге самая дешевая машина \то логан типа - основа рено 19 европа, блок цилиндров родом из 60 годов 20века массовость унификации дает много моделей и вариантов. Страна производила станки - это и ест показатель индустриализации потом к 80 все упустили - состарилась власть -сейчас аналогично
СсылкаПожаловаться
СМИРНОВ НИКОЛАЙ
В ответ на комментарий от Невозмутимый История переписки7
Невозмутимый
я то держал не только пыню, станочник по профессии, в отличии от тебя смотрю на оригиналы и отечественные аналоги.
Не спорь со мной, интернет полон доказательств советского подражания.
Просто логически что б что то создать нужны средства, а кто в соцлагеря их даст кроме сбербанка ?
Достаточно посмотреть на то что собирали самоделкины...из гав на и палок, а какие сараи и заборы ?
СсылкаПожаловаться
ты полез в авиацию в котрой я сдетсва - инет полов н подражаани 4 колева кузо и опа машина, крыло 4 двигателя опа самолет ... уметь скопировать чтобы работало долго это технологическая основа ИНжененриии , станочник нука расскажи как создать не форму а сплав аналога ? как сделать материал когда ты видишь только форму??? правильно это нужно знания и опыт. я тебе дам станочнику деталь например гидроклапан стойки шасси - ты сделаешь аналог из своего материала сумеешь определить сплав и написать технологическую карту изготовления?? потомучто ты смотринь на оригинал сделанный дорого и аналог а в ссср ты и не был ... тебя мамка с папкой скопировали позже
СсылкаПожаловаться
Невозмутимый
В ответ на комментарий от СМИРНОВ НИКОЛАЙ История переписки6
СМИРНОВ НИКОЛАЙ
о твоем бреде про купленное все у союзников что коитай все копируюет тоже- ты же сам никогда не держал напильник у руках и не сделал в жижни ничего сам. и не знаешь ничего о работах технологов конструктор и инженеров. такое смог написать только гумунитарий.
СсылкаПожаловаться
я то держал не только пыню, станочник по профессии, в отличии от тебя смотрю на оригиналы и отечественные аналоги.
Не спорь со мной, интернет полон доказательств советского подражания.
Просто логически что б что то создать нужны средства, а кто в соцлагеря их даст кроме сбербанка ?
Достаточно посмотреть на то что собирали самоделкины...из гав на и палок, а какие сараи и заборы ?
СсылкаПожаловаться
mikel gamajun
жертва ЕГЭ ?????
СсылкаПожаловаться
СМИРНОВ НИКОЛАЙ
В ответ на комментарий от Sergey Butusov История переписки2
Sergey Butusov
Всего в СССР с 1959 по 1977 год произошло 16 катастроф Ил-18. Очень надежный самолет. Как свидетельствует международная статистика, большая часть катастроф Ил-18 многих зарубежных авиаперевозчиков связана с тем, что лайнер из-за его неприхотливости эксплуатируют в заведомо неблагоприятных условиях, когда техническое обслуживание и диспетчерское сопровождение полётов далеки от идеальных. Нормативы допустимой нагрузки и метеоусловий, при которых допустимы взлёт и посадка, также соблюдаются далеко не всегда. В результате, в случае с Ил-18, ресурс которых уже и так близок к предельно допустимому, велики как риски, связанные с техникой, так и, косвенно, риски воздействия человеческого фактора.
СсылкаПожаловаться
вот именноо, например случай в Румынии был самолет заправили топливом с возой - отказ почти всех движков...
СсылкаПожаловаться
СМИРНОВ НИКОЛАЙ
В ответ на комментарий от Невозмутимый История переписки5
Невозмутимый
малыш, ты о чем?
СсылкаПожаловаться
о твоем бреде про купленное все у союзников что коитай все копируюет тоже- ты же сам никогда не держал напильник у руках и не сделал в жижни ничего сам. и не знаешь ничего о работах технологов конструктор и инженеров. такое смог написать только гумунитарий.
СсылкаПожаловаться
Невозмутимый
В ответ на комментарий от СМИРНОВ НИКОЛАЙ История переписки4
СМИРНОВ НИКОЛАЙ
Мальчик, ты гумунитарий?
СсылкаПожаловаться
малыш, ты о чем?
СсылкаПожаловаться
Helper
Отец отлетал на Ил 18 лет 8 подряд и все нормально. А вот Ан-8 это да....
СсылкаПожаловаться
Денис ХЗ
В ответ на комментарий от Антон Упенков История переписки3
Антон Упенков
На БДРМы ставились другие ракеты - жидкостные. С намного меньшими размерами, да. А разница в четыре ракеты не так и велика, если вспомнить про разницу в размерах лодок. На американских "огайо" по 24 стоит.
СсылкаПожаловаться
Тогда почему на тайфуны/акулы не поставили такие ракеты? Зачем было огород городить? Насколько я знаю у каждого типа ракет есть свои плюсы и минусы. А в союзе не было верфи для постройки апл с большим количеством ракет поэтому и было принято решение строить акулы с двумя независимыми корпусами Соединёнными тамбур- шлюзами , 20 ракет появились из ошибочных разведданных об Огайо где вначале действительно планировалось 20 шахт
СсылкаПожаловаться
Антон Упенков
В ответ на комментарий от Денис ХЗ История переписки2
Денис ХЗ
Вы сами себе противоречите почему на более старые и меньшие бдрмы смогли поставить такие огромные ракеты , зачем же тогда было строить огроменный 941 проект, там планировалась установка других ракет , но союз уже загибался ,перевооружить не успели и пришлось ставить штатные баллистические ракеты и да там их 20 в отличие от 16 на 667, теперь про наши ‘авианосцы’ они и не планировались использоваться против штатовских они строились по образу британских инвинсиблов с харриерами противолодочными кораблями с ограниченными ударными возможностями
СсылкаПожаловаться
На БДРМы ставились другие ракеты - жидкостные. С намного меньшими размерами, да. А разница в четыре ракеты не так и велика, если вспомнить про разницу в размерах лодок. На американских "огайо" по 24 стоит.
СсылкаПожаловаться
Евгений Терехов
В ответ на комментарий от Trump История переписки4
Trump
особенно когда сказать нечего
СсылкаПожаловаться
Отнюдь.Только на дуболомов время тратить жалко-не поймут.Вас,кстати,с Вашей точкой зрения,это тоже касается.)))
СсылкаПожаловаться
Денис ХЗ
В ответ на комментарий от Антон Упенков
Антон Упенков
Тех, кто разрабатывал и принимал на вооружение вот такие "чудеса науки и техники", как Як-38 или такие же бессмысленные и беспощадные подлодки "Акула", следовало бы под суд отдать как саботажников и разбазаривателей бюджета. И правильно это всё бросили после 1991 ржаветь или попилили на металлолом, кто бы что там ни говорил. Вот какой реальный прок от того, что "Акула", видите ли, самая большая в мире субмарина? Она такой получилась не от хорошей жизни, а оттого, что первые твердотопливные ракеты, разработанные в СССР, отличались совершенно непотребными размерами - вот и лодку пришлось делать такую же. После распада лодки, прослужившие всего несколько лет, отправились в отстойник, а более старые, но практичные 667БДРМ служат до сих пор и минимум одну модернизацию уже прошли. Таких примеров можно привести еще множество. Не столько Горбачев в крахе Союза виноват, сколько советский ВПК, который сожрал всю страну вот такими запредельно дорогостоящими и на первый взгляд круто выглядящими, но абсолютно бессмысленными прожектами, похожими на гитлеровский "Маус".
СсылкаПожаловаться
Вы сами себе противоречите почему на более старые и меньшие бдрмы смогли поставить такие огромные ракеты , зачем же тогда было строить огроменный 941 проект, там планировалась установка других ракет , но союз уже загибался ,перевооружить не успели и пришлось ставить штатные баллистические ракеты и да там их 20 в отличие от 16 на 667, теперь про наши ‘авианосцы’ они и не планировались использоваться против штатовских они строились по образу британских инвинсиблов с харриерами противолодочными кораблями с ограниченными ударными возможностями
СсылкаПожаловаться
SAA
Марш, марш левой,
Марш, марш правой,
Я не видел толпы страшней,
Чем толпа цвета хаки.
СсылкаПожаловаться
СМИРНОВ НИКОЛАЙ
В ответ на комментарий от Сергей История переписки5
Сергей
не, по-ходу, это жертва ЕГЭ..
СсылкаПожаловаться
ну да, это хуже....
СсылкаПожаловаться
СМИРНОВ НИКОЛАЙ
В ответ на комментарий от Михаил Безумнов
Михаил Безумнов
автор статьи проамериканский крысеныш
СсылкаПожаловаться
да вы что мейл самый патриотичный портал как Россия 1 тут не врут тут просто пишут правдивую правду
СсылкаПожаловаться
Сергей
В ответ на комментарий от СМИРНОВ НИКОЛАЙ История переписки4
СМИРНОВ НИКОЛАЙ
Мальчик, ты гумунитарий?
СсылкаПожаловаться
не, по-ходу, это жертва ЕГЭ..
СсылкаПожаловаться
Сергей
В ответ на комментарий от mathematician История переписки3
mathematician
Аж вот так прямо. Емли сами на самолетаз не летаете, то посмотрите ради интереса расписание рейсов. Или голову поднимайте чаще, когда слышите звук самолета. МС-21 еще нет, но даже если и когда будет. Вместе с суперджетом они в лучшем случае заменят Ту-134 и Ту-154. а где остальная линейка лайнеров? Да и эти двое - на 70% из импортных комплектующих, включая французские двигатели Смекта. И это все, что удалось сделать за 20 лет путинизма?
СсылкаПожаловаться
Немного поправлю, всё-таки обжёгшись на суперджете (проблема этого самолёта только в импортных комплектующих, если бы наши западные "друзья" вовремя поставляли запчасти, этот самолёт не стоял бы так много на земле), в МС стараются по максимуму отечественное ставить.
СсылкаПожаловаться
Михаил Безумнов
автор статьи проамериканский крысеныш
СсылкаПожаловаться
Сергей
В ответ на комментарий от злой История переписки2
злой
КБ Сухого до SS100 гражданских бортов никогда не строило, вот и накосячили. В 50х годах попытка сделать из военного ТУ 16 пассажирский ту 104 всем известно чем окончилась.
СсылкаПожаловаться
Ну и в чём же они накосячили??? С такой перегрузкой приложить аэробус или бобик к земле - они бы вообще на месте 1-го касания по запчастям разложились. Не надо писать чепухи, если КБ до этого не строило пассажирские борты, это ничего не значит. Пример Як-40, 42, МС, который сейчас испытания проходит - тоже процентов на 80% разработка КБ Яковлева.
СсылкаПожаловаться
Сергей
В ответ на комментарий от konstantin adamoff История переписки2
konstantin adamoff
Ту-144 вообще не совершал коммерческих рейсов с пассажирами, в отличие от Конкорда, который долго летал Париж-НьюЙорк.
СсылкаПожаловаться
Ну-ка, ну-ка, ещё раз про Ту-144, не возивший пассажиров?! На рейсе Москва - Алма-Ата какой самолёт летал???
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас