ДНК ракетного ястреба. Почему Ту-104 назвали «проклятым» самолётом

Идея делать гражданские машины на базе военных в СССР казалась крайне удачной. Экономия на разработке, единые агрегаты и электроника открывали путь для быстрого производства. Но почти сразу всё пошло не по плану.

Ту-16 был главным аргументом против американского флота в СССР, но у пилотов было с ним множество проблем

Первый советский реактивный бомбардировщик Ту-16 оказался прорывной машиной. Высокая скорость полёта, большой объём бомб и ракет, которые можно было загрузить на борт, позволяли уничтожить любую цель в пределах континентальной Европы и за ее пределами.

Этот самолет стал основным средством сдерживания американского флота в северном полушарии — «дальники» регулярно летали на перехват кораблей ВМС США и постоянно присутствовали там, где это было необходимо.

Фото: Wikimedia / U.S. Navy
Фото: Wikimedia / U.S. Navy

Но на заре реактивной эры с Ту-16 возникало немало проблем. Экипаж постоянно боролся с хитрой центровкой машины — размещение бортового оборудования и боекомплекта могло нарушить управление самолётом, и для того, чтобы эта проблема решалась, скорость взлёта и посадки приходилось увеличивать.

Пилотировать Ту-16 было крайне непросто, особенно, когда дело касалось дозаправки — схему «крылом к крылу» критиковали еще на этапе создания самолета, но «туполевцы» были непреклонны. В результате не менее пяти самолетов были повреждены, пока летчики осваивали нетрадиционную схему получения топлива в воздухе.

В СССР верили в Ту-16, но самолет слишком часто падал. Но китайская версия, кажется, надежнее

За трудно прогнозируемое поведение Ту-16 прозвали «конем» — американские разведчики, изучавшие переговоры экипажа, назвали его «мустангом». Большую часть технологических проблем к началу серийного производства «туполевские» конструкторы не решили, поэтому механизацию крыла, гидравлику и электросистемы исправляли прямо в строевых частях.

Ту-16 построили внушительной серией — 1509 машин. Но ставка на исправление дефектов при крупносерийном производстве не сработала — за всё время эксплуатации ВВС потеряли около 150 машин. В этих происшествиях погибли 712 человек, включая одного из самых опытных лётчиков в стране.

Инцидент с Ту-16 полковника Плиева, выполнявшего плановый разведывательный полет по поиску американского авианосца, считается одним из самых показательных в истории этого самолета.

Во время показательного прохода над авианосцем «Эссекс» самолет Плиева «поймал» срыв воздушного потока и камнем рухнул в воду. Одной из версий случившегося считалась ракетная атака — с авианосца по Ту-16Р с красной звездой на киле могли выпустить ракету.

После детального изучения трагедии эксперты пришли к выводу, что Плиев либо допустил ошибку пилотирования, либо механизация крыла внезапно «поломалась» — после длительного бреющего полета Плиев резко переложил штурвал влево, и огромный самолет, потеряв воздушный поток, камнем упал в воду.

Похожие инциденты случались с Ту-16 неоднократно. В 1964 и 1980 году в Японском море пропали два ракетоносца, и произошло это сразу после обнаружения американских авианосных групп. Другие происшествия с более благоприятным исходом случались минимум 8 раз.

Единственная страна, в которой Ту-16 (в экспортной версии) служат до сих пор, — это Китай. Местная версия самолёта называется Xian H-6 и выполняет те же задачи, что и советский бомбардировщик десятки лет назад. О серьёзных авиационных происшествиях с машиной этого типа неизвестно.

Ту-16 и авианосец «Рейнджер». Фото: Flickr / SDASM Archives
Ту-16 и авианосец «Рейнджер». Фото: Flickr / SDASM Archives

Военный Ту-16 заменили на гражданский Ту-104. Проблемы решать не стали

Но проблему с Ту-16 как будто не замечали. На его базе построили гражданский авиалайнер Ту-104, который совершил первый полёт ещё 17 июня 1955 года. После того, как самолёты этого типа начали активно летать, члены экипажа стали постоянно жаловаться на «неадекватное» поведение системы управления.

Один из пилотов Ту-104 докладывал на землю:

Сильная вибрация органов управления. Система сигнализирует о пожаре, хотя фактически его нет, бортинженер проверил. Плохая реакция на изменение параметров полёта

Трудно сказать, сколько седых волос пилотам оставил этот самолёт, но скучать в кабине Ту-104 не приходилось. Самолёт мог самостоятельно «бросить» штурвал вниз, электросистемы могли выдать сигнал о пожаре, а гидравлика временами просто переставала работать, заставляя летчиков активно качать мышцы при повороте штурвала.

Фото: Wikimedia / Udo K. Haafke / GFDL 1.2
Фото: Wikimedia / Udo K. Haafke / GFDL 1.2

В общей сложности из 200 построенных Ту-104 в результате катастроф и серьёзных аварий было потеряно 37 самолётов. Количество смертей в этих инцидентах — почти 1200 человек. Летчики и авиационные специалисты отмечают, что от своего военного «предка» гражданский борт унаследовал те же проблемы — бортовое радиоэлектронное оборудование, склонное к регулярным отказам, низкое качество резервных систем и проблему с центровкой груза.

Ту-104 стал первым и единственным самолетом, на котором авиаконструкторы в полной мере прочувствовали собственные ошибки — после изучения проблем Ту-16 и его гражданской версии эксперименты с «конверсией» военных бортов в боевые прекратили, и каждое КБ строило самолеты с нуля.

https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/2011e34a8094d3b401ca349c031d1d7c/1663936/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/bcb6f1d44e4b4ca4bf66dd585db84d80/1663935/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/700fde061d898ba49b5cfba8f2435b81/1663934/
https://hi-tech.imgsmail.ru/pic_original/6c761f4a929efeec7368e66fff534278/1663933/
15фотографий
Смотрите, какие необычные аппараты видела история авиастроения

Это тоже интересно: