Начало 2020 года было самым обычным: за доллар просили около 60 рублей, а о самоизоляции, закрытых границах и прочих прелестях пандемии, вызванной Covid-19, никто даже и в страшных снах не мог подумать. Однако уже в марте прошлого года мир начал меняться на глазах: сначала курс доллара в России вырос до запредельных 80 рублей, а затем стало понятно, что коронавирус — проблема далеко не одного Китая. Криптовалюты же решили подлить масла в огонь своим значительным дорожанием. Как итог: цены на компьютерные комплектующие взлетели, майнинг снова стал актуальным и выгодным делом, что привело к серьезному дефициту «железа».
Но если процессоры, память и прочие комплектующие выросли в цене не слишком критично, поднявшись на 30−40% в 2020 году, то с видеокартами ситуация оказалась крайне неприятной. Например, Ryzen 2600 до роста курса доллара оценивался в 7−8 тысяч рублей, затем цена в 2020 году выросла до 11 тысяч рублей и остается актуальной по сей день.
Если взять Palit GTX 1660 6G Dual, то до очередного кризиса ее цена в DNS составляла 15 тысяч рублей, которые трансформировались в нынешние 55 тысяч рублей. Почти 400% рост стоимости и пока неизвестно, когда цены вернутся на приемлемый уровень.
Невиданный рост стоимости электроники вызван не только дефицитом, увеличением закупочных цен и осложненной логистикой из-за пандемии. Немаловажную роль сыграло и повышенного спроса на комплектующие. Если говорить о компьютерном «железе», то здесь основной спрос формируют все те же майнеры, а потому, если ограничить их активность, в секторе ПК-железа возможно снижение стоимости компонентов. Это в теории, а произойдет ли это на практике, мы узнаем совсем скоро из-за инициативы властей Китая по запуску масштабных мер по борьбе с добычей криптовалют.
Китай против майнеров
22 мая издание South China Morning Post сообщило, что китайское правительство намерено решительно сократить оборот криптовалюты в стране, введя запрет на проведение транзакций. Однако делается это не по причине заботы о геймерах, о них как раз думают в последнюю очередь, а из-за желания властей КНР защитить финансовую систему страны, а также достичь поставленных целей в области чистой энергии. Ведь майнинг-фермы промышленных масштабов потребляют немало электричества, оставляя серьезный углеродный след, с которым в Китае и так большие проблемы.
Еще одним мотивом по запрету на добычу криптовалют (ранее Китай запретил любым финансовым учреждениям и платежным компания вести бизнес, связанный с криптовалютами) является деятельность Центрального банка страны. Он намерен создать собственную криптовалюту Digital Currency Electronic Payment (DCEP), которая сейчас находится на стадии испытаний.
Намерения Пекина ударить по майнингу криптовалют не безосновательно, поскольку, несмотря на все обещания биткоин-сообщества создать первую в мире децентрализованную цифровую валюту, 65% мощностей хеширования приходится именно на Китай. В отчетах CoinShares Research говорится, что это максимальный показатель за последние 2 года.
К середине июля Аньхой стал последней китайской провинцией, объявившей о полном запрете майнинга криптовалюты. Власти региона заявили, что этот шаг поможет ослабить острую нехватку электроэнергии в течение следующих трёх лет. По информации Hefei Media Group, если бы добычу майнинга не остановили, то через три года потребность Аньхой в электроэнергии выросла до 73,14 млн кВт·ч при возможностях обеспечить 48,4 млн кВт·ч. Издание Focus утверждает, теперь в Китае полностью запрещена добыча криптовалюты.
Именно в Поднебесной находится наибольшее количество огромных ангаров с майнинг-фермами, работающих на дефицитных видеокартах, ноутбуках и даже старых консолях, которые потребляют серьезные объемы электроэнергии. Соответственно это провоцирует добычу все большего количества полезных ископаемых для работы ТЭС, что расходится с планами Пекина по переходу на «зеленую энергию». К 2030 году Китай планирует снизить выбросы углекислого газа минимум на 60−65%, используя все больше возобновляемых источников энергии.
Бежать некуда
Из-за инициативы властей КНР, начиная с 24 мая, огромное количество майнеров стало покидать страну в поисках государств с более благоприятным криптовалютным климатом. Свою деятельность уже остановили две крупнейшие фермы BTC.TOP и HashCow, а еще два крупных игрока Bybit и Huobi перестали обслуживать клиентов из Поднебесной.
Одной из таких благоприятных стран стал Иран, где электричество стоит в 4 раза дешевле, чем в Китае, и на который приходится до 4,5% от общего объема добычи биткоина. Однако и тут майнерам удача не улыбнулась — из-за нехватки электроэнергии и веерных отключений электричества, 26 мая власти Ирана ввели временный запрет на работу майнинг-ферм — до 22 сентября. Ведь именно они и стали причиной повышенного спроса на электричество.
Интересно, что рост спроса на криптовалюты в Иране был спровоцирован тем, что таким образом жители страны решили уберечь личные накопления из-за серьезной инфляции местной валюты (46,9% за год), снижения фондового рынка и значительного снижения цен на жилье.
Илон Маск тоже против
Ранее Илон Маск был ярым приверженцем криптовалют, но в середине мая 2021 года он сообщил в Twitter, что компания Tesla перестает принимать биткоины в качестве оплаты за автомобили. Ранее в том же Twitter Маск спровоцировал небывалый рост монеты Dogecoin, назвав ее малоизвестной — в итоге она заняла 4-е место в списке популярных электронных монет.
В апреле текущего года Tecla похвасталась в соцсетях, что за первый квартал ей удалось достичь прибыли в 438 млн долларов. Для сравнения, за весь 2020 год компания выручила всего 31,5 млн долларов. В Tesla также сообщили, что рост продаж автомобилей обусловлен и возможностью покупки авто за криптовалюту в частности. Заявление Илона Маска об отказе принимать оплату за электрокары в биткоинах сразу же сказалось на их стоимости — цена упала более чем на 10%.
Свой отказ американский предприниматель объяснил тем, что майнинг и проведение транзакций с использованием криптовалют требуют все большего количества энергии, что провоцирует увеличение использования угля.
А это самое плохое топливо из всех с точки зрения выбросов. Криптовалюта — это хорошая идея… но она не может стоить окружающей среде так дорого
При этом Илон Маск сообщил, что возобновит получение оплаты за тесламобили в биткоинах, как только эта денежная единица вновь станет экологичной. Имеется в виду использование для ее добычи возобновляемых источников энергии. Однако, если послушать доводы сторонников биткоина, заявляющих о том, что своими действиями они производят углекислого газа не больше, чем традиционная финансовая система, становится понятно одно — защита окружающей среды во всей этой истории находится точно не на первом месте.
Что с добычей биткоина в России
В то же время в России добыча криптовалют развивается ударными темпами. Bitriver — крупнейший в мире дата-центр, расположенный в городе Братск. Для своих целей он арендует здание около Братского алюминиевого завода и Братской ГЭС. На деле это не совсем майнинг-ферма — компания предоставляет собственные мощности для добычи криптовалют клиентам из США, Китая и Японии. Как отмечают в агентстве Bloomberg, поделившемся фото помещений Bitriver, решение по открытию дата-центра в Братске приняли члены команды миллиардера Олега Дерипаски.
Братск выбран не случайно — этот город идеально подходит для размещения дата-центра и использования его в качестве биткоин-фермы. Там и климат прохладный, что важно для достаточного охлаждения мощностей, и электроэнергия дешевая ввиду наличия рядом гидроэлектростанции.
Это тоже интересно:
Фото: Depositphotos