Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоComboВсе проекты

Легендарная ракета. Когда появится российский «убийца» Falcon 9

Разговоры о конкуренции с Илоном Маском и создании новой орбитальной станции взамен МКС не могут вестись всерьёз, пока в России нет тяжёлой и экономически «терпимой» ракеты. «Союзы» для серьезных космических проектов годятся лишь частично, а серийное производство «Ангары» идет с большими сложностями.

«Ангару» до сих пор не запустили, а она уже проигрывает Falcon 9 — и это проблема

Каждая ракета строится под определенные задачи. Пока текущие потребности закрываются ракетами «Союз», у России всё в порядке. Новый пуск с космодрома Восточный, который изначально должен был состояться 27 мая, но был перенесён, лишнее доказательство того, что заказчику не важна ракета — ему важна стоимость и надёжность.

Но проблема кроется в деталях — как только появится заказчик (как внутри страны, так и за её пределами), которому потребуется выводить на орбиту тяжелый груз, и делать это нужно будет часто, помочь ему в родной стране будет просто некому — ракеты «Союз» ограничены в своём функционале.

Скептики могут тут же поправить и сказать, мол, ну как же так, вот у нас есть «Ангара» — строй не хочу, да вози в космос. Это, конечно, правда — над «Ангарой» работают, и работают активно. Только с этапа испытаний ракета вышла в 2021 году — в марте этого года началось её серийное производство.

Но уже есть небольшая проблема. Несмотря на перспективность «Ангары» для российской космонавтики (ракета объективно нужна, хотя бы для того, чтобы заменить «Протон»), она не дотягивает до Falcon 9 Илона Маска по некоторым параметрам, хотя она выводит больше полезной нагрузки — 25,8 тонны против 22,8 у ракет SpaceX. То есть, в теории, серийная «Ангара» может получиться хуже, чем Falcon 9, который создали с нуля в рекордно короткие сроки.

А ведь на подходе у Илона Маска не только Falcon Heavy (и её пусковая платформа на море), но и Starship, верхом на котором за несколько пусков можно обновить (или усилить) значительную часть орбитальной группировки Starlink. Чем может ответить Россия, чтобы конкурировать со SpaceX?

Пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б». Фото: Космический центр «Восточный» / Роскосмос

План России: «Енисей», превращающийся в «Дон», но у этих ракет нет даже прототипа

Под пуски перспективной сверхтяжелой ракеты-носителя почти все готово. Космодром Восточный, опыт, финансирование и все остальное. Но создание «Енисея» идет с большими сложностями. От тренда на многоразовость российские ракетостроители воротят нос уже много лет, и «Енисей» не станет исключением — она будет многоразовой, но модульной, и на её базе возможно будет построить «супертяж» — ракету-носитель «Дон».

В теории «Енисей» сможет «убить» привлекательность ракет Falcon 9 на международном рынке — предполагается, что выводить на низкую опорную орбиту новая ракета сможет от 85 до 100 тонн полезной нагрузки, и до 20 тонн российский супертяж сможет забрасывать к Луне.

Модель ракеты «Енисей». Фото: twitter.com/topwar_ru

Но каким будет рынок пусковых услуг к тому моменту, как «Енисей» впервые отправится в космос, нельзя сказать даже приблизительно — сборка первого прототипа назначена на конец 20-х годов, а первый полет может состояться не раньше, чем в 2030.

Пока на дворе 2021-й год, и никаких подвижек с ракетой «Енисей» ещё нет. Генеральный директор самарского ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов заявил, что окончательное решение по этому проекту примут не раньше конца года. Это значит, что ракета может быть, а может не быть, и в случае отказа от производства «Енисея» у России останется только одна старая новая ракета — «Ангара».

Falcon 9. Фото: Wikimedia / Official SpaceX Photos

В теории (а только на нее мы можем опираться в вопросе создания российских ракет, пока не принято генеральное решение) «Енисей» и «Ангара» могут стать основой российской космонавтики для освоения (хотя бы) ближнего космоса. Но назвать эти проекты дешевыми нельзя — одна «Ангара» пока стоит 95 млн долларов без учета пусковых услуг. Эти расходы разработчики планируют снизить минимум вдвое, но какой стоимость пуска ракеты будет в итоге — пока не знает никто.

«Ангара» выигрывает у ракет Falcon 9 только по мощности ракетных двигателей и полезной нагрузке, но это преимущество быстро нивелируется разницей в стартовой массе — Falcon 9 на 200 с лишним тонн легче и ей требуется меньше топлива.

Цены на производство и пуска ракеты «Енисей» с учётом задач и сложности конструкции могут оказаться значительно выше, чем у «Ангары» и Falcon 9. Эту ракету справедливо сравнивают по масштабам с носителем «Бурана» — ракетой «Энергия».

Чем закончился последний советский суперпроект — хорошо известно.

«Ангара» и «Енисей» очень дорогие проекты. С очень сложными перспективами

Вытянуть целесообразность использования двух самых дорогих в истории России ракет могут лишь очень крупные проекты. Если говорить по существу, то Федеральная Космическая Программа может и дальше исполняться с помощью ракет «Союз» — военным совершенно без разницы, на чем отправлять спутники на орбиту, и чем дешевле для них будет пуск, тем лучше.

А вот будущее «Ангары» и «Енисея» пока под большим вопросом. Не добавляют оптимизма ни космические санкции, из-за которых зарубежные клиенты «Роскосмоса» дважды подумают, прежде чем заключать контракты, ни задержки в производстве «Ангары», ни общее состояние мировой космонавтики, прозванное с лёгкой руки журналистов «кризисом среднего возраста».

Загрузить российские предприятия в таких условиях прибыльными проектами — это вопрос даже не национальной гордости, а выживания. Нужно срочно придумывать, как и где заработать денег на космосе. Иначе вложения в «Ангару» и «Енисей» окажутся неоправданными, деньги, выделенные на них, просто сгорят, и все придется начинать сначала.
Как SpaceX и NASA готовились к первому пилотируемому полету на МКС в 2020 году

Это тоже интересно:

Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас