Новая русская ракета
После военной операции ВКС РФ в Сирии стало очевидно, что современные авиационные ракеты лишь частично отвечают требованиям современной войны. Противотанковые комплексы «Вихрь» и «Атака», применяемые с вертолетов армейской авиации, свою задачу выполнили на отлично, однако летчики отмечают, что единственным недостатком этого оружия стала система наведения. И «Вихрь», и «Атака» не обладают автоматической системой наведения — прицельную марку до пуска и после срыва ракеты с пилона нужно удерживать на цели. На учениях это может работать без особенных трудностей, но в условиях, когда по вертолёту стреляют со всех сторон, держаться на одном месте в ожидании попадания не совсем безопасно.
Эту проблему давно поняли в США — еще в 1978 году для американской авиации создали ракету AGM-114 Hellfire с полуактивной головкой самонаведения. Ачивка «выстрелил и забыл» стала использоваться в полный рост и привела к тому, что «Хеллфайер» стала самой массовой американской ракетой, которая используется по сей день.
Попытки создать отечественный аналог предпринимались несколько раз. Максимально близко российские конструкторы подошли к американским коллегам после испытаний ракет «Гермес». Проблема состояла лишь в том, что «Гермес» — тяжелая противотанковая ракета с дальностью полета в 100 километров. Цена, как можно догадаться, тоже на уровне. А вот дешевого и мощного аналога «Хеллфайера» долгое время не было.
Появилась такая ракета только в середине 2020 года, и лишь в рамках форума «Армия-2021» эту разработку рассекретили официально. Ракета «Изделие 305Э» разработанная Конструкторским Бюро Машиностроения — это прямой потомок американского «Хеллфайера» и технологий, разработанных за много лет его применения. Эта ракета оснащена модульной боевой частью — в зависимости от типа цели вертолет или беспилотник можно вооружить для атаки наземных целей или бронетехники. Отличительной чертой новой ракеты стала цена — в производстве «русский Хеллфайер» стоит примерно столько же, сколько ракеты ПТРК «Вихрь» или «Атака». В ближайшее время новая ракета может пройти испытания в боевых условиях, после чего будут сделаны первые выводы о её эффективности.
Новый боевой робот
В рамках форума «Армия-2021» были и другие интересные заявления. Например, стало известно, что Минобороны России заказало у разработчика «Арматы» создание нового тяжелого робототехнического комплекса. Первые образцы могут построить на базе танка Т-72, однако в перспективе тяжелая машина может быть построена на базе танка «Армата» и платформы Т-14. Перспективная боевая машина получила название «Штурм» — первые прототипы на УВЗ появятся примерно в середине 2022 года, однако концепция тяжелого танка для прорыва укреплений не является для России чем-то принципиально новым.
Тяжелый штурмовой танк создавали еще в конце 90-х. Тогда машина получила индекс «Объект-195», однако на долгое время тема с созданием «ассистентов» для основных боевых танков была забыта. Вспомнили о ней аккурат после демонстрации «Арматы» в 2015 году. Через год после Парада Победы, на котором показали уникальную технику, стали появляться сообщения о разработке таких машин.
За несколько лет Россия накопила значительный объем роботизированной техники на базе боевых машин. Роботы «Удар», «Паладин» и «Вихрь», построенные на платформе боевых машин пехоты, стали первым шагом к созданию полностью необитаемой машины поддержки.
Источники Hi-Tech Mail.ru в оборонно промышленном комплексе отмечают, что «Штурм» на платформе «Армата» может стать самым защищенным и самым вооруженным танком в мире. Машина, по словам источника, сможет проводить операции по «зачистке» района боевых действий — для этого ее вооружат самым мощным орудием в классе — 152-мм артиллерийским орудием 2А83, которое ранее планировали ставить на танки Т-14. Одного выстрела снаряда с большим количеством взрывчатки будет достаточно, чтобы обрушить два крыла жилого дома или уничтожить защищенный объект вероятного противника.
Боевые кинжалы
Стремление выйти на перехват кораблей противника заставило военных пойти на глубокую модернизацию истребителей МиГ-31К. Носители гиперзвуковых ракет «Кинжал» в ближайшие несколько лет могут получить новые двигатели, новые системы наведения на цель, новую электронику с искусственным интеллектом и новое, особое топливо. Его, по данным источника Hi-Tech Mail.ru в оборонном комплексе, планируют испытать на истребителях МиГ-31БМ уже в сентябре 2021 года. По данным источников, новое авиационное топливо сможет обеспечить 10-процентный прирост в скорости и сэкономить от 5 до 8 процентов керосина.
Доработкам подвергнутся и сами ракеты. Скорость «Кинжала» планируют увеличить на 30 процентов за счет установки нового двигателя и системы питания, а также нового аэробаллистического «наконечника» — новый корпус ракеты планируют сделать из материалов, которые значительно лучше переносят высокие нагрузки. В его конструкцию могут заложить решения, ранее испытанные в ракетах «Авангард» — вместо аэродинамических поверхностей могут применить импульсные маломощные двигатели, которые не позволят перехватить ракету системе ПВО потенциального противника.
Это тоже интересно: