Профессиональный диверсант Дмитрий Поляков: от ВОВ до США
Незаурядные способности к проведению военных операций Дмитрий Поляков проявил еще во время Великой Отечественной — за проявленное мужество в годы войны его наградили орденом Великой Отечественной войны 2-й степени и Орденом Красной Звезды. После завершения войны карьера Полякова стремительно идет в гору — сначала его назначают на должность инструктора по диверсионной работе в спецподразделение Генерального штаба, а затем и сам Поляков попадает на службу в ГРУ.
В 1959 году он попадает в первую командировку на запад. Проверочных заданий «мастеру» не устраивали и сразу отправили в Нью-Йорк. Там Поляков работал под легендой заместителя секретаря по военным вопросам в ООН. На деле он занимался совершенно другим — собирал данные о военной активности США как на территории страны, так и за границей. Уже через год Поляков добывает первую секретную информацию: в его руки попадают некоторые схемы атомной подводной лодки «Сивулф» с уникальной для того времени конструкцией — вместо воды в реактор загружали жидкий металл. Эту подлодку спустили на воду всего за два года до прибытия Полякова в Нью-Йорк, и для СССР получение информации о такой технике было вопросом жизни и смерти.
Американцы не вербовали Полякова: он сам встал на их сторону и даже не просил за это денег
За два года работы в Нью-Йорке Поляков передает в центр более тысячи сверхсекретных документов. Среди них оказываются планы по расширению военного присутствия США в страны Азии и развертывание военных баз в других странах — Австралии, Корее, Японии, подробности строительства первого контура американской системы ПВО (позднее она превратится в систему противоракетной и космической обороны), а также список всех агентов в центральной Европе, завербованных ЦРУ и ФБР для работы против Советского Союза.
Но в середине 1961 года система ценностей Полякова даёт сбой. Внезапно для себя он понимает, что «играет не за тех», и через свои каналы предлагает ФБР сотрудничество на добровольной основе. Одним из условий встречи с координаторами от Федерального Бюро был список агентов, завербованных советскими спецслужбами в госструктурах США. Поляков не стал выдавать американцам своих коллег и друзей, однако первое предательство всё-таки совершил: раскрыл ФБР личности шифровальщиков в советском посольстве в Вашингтоне и рассказал, как именно засекречивается информация перед отправкой в СССР. После этого вся информация, поступавшая в генконсульство страны в Вашингтоне, проходила через руки ФБР и только потом отправлялась в руки сотрудников посольства. На одной из первых встреч Поляков рассказал американцам, что хочет «спасти США от натиска хрущёвского СССР» и наотрез отказался принимать деньги за свою работу. На том и порешили. В недрах ФБР на Дмитрия Полякова завели специальное досье и дали псевдоним Tophat — «Цилиндр».
Работа на два государства: награды в СССР, информация — в США
С людьми из ФБР Поляков встречался только на своих условиях. Он сам подбирал явочную квартиру, сам строил маршрут, который сотрудники контрразведки США неукоснительно соблюдали, и сам определял, что американцам можно знать, а чего знать не нужно. Но определенные просьбы своих новых партнеров он все же удовлетворял. Например, Поляков сдал ФБР трёх агентов ГРУ в Минобороны США, и почти сразу после передачи данных на своих коллег отплыл на теплоходе в Европу, чтобы не попасть под подозрение.
С конца 1962 по 1965 год Поляков работает в Москве. По возвращении из командировки ему присваивают очередное звание и дают премию. О своих непосредственных обязанностях он не забывал, даже работая на американцев. Он вербовал агентов, присылал в Москву секретные документы, в общем, делал всё на благо Родины и даже чуть больше. Параллельно с работой по должностной инструкции Поляков наладил контакты с резидентами ЦРУ.
Американцев из Лэнгли с дипломатическим прикрытием Поляков тоже умудрился «построить» на свой манер — разведке США он сообщал только те данные, которые считал нужным. Но даже эти сведения оказались чудовищными по масштабу ущерба. В Минобороны и ГРУ начали фиксировать утечки информации. Стало очевидно, что в структуре работает «крот». Поляков попал под подозрение одним из первых. Его пять раз вызывали на допрос, вводили в состояние транса, проверяли на детекторе лжи. Результат везде был одинаков — разведчик чист.
После серии проверок Полякова повышают в должности и доверяют самое ценное — руководство третьим отделом и координацию всей агентуры ГРУ в Соединенных Штатах. В этот момент в руках лучшего агента ГРУ и по совместительству предателя оказывается самая большая власть в разведывательном сообществе. Фактически, Поляков получает неограниченные возможности — как финансовые, так и информационные.
Ошибка пенсионера: как потерять бдительность, даже если ты лучший
В 1965 году Поляков должен был вернуться в США, но все планы пошли прахом. Выданные им шпионы предстали перед американским судом и назвали имя и фамилию своего куратора. Эти данные попали в прессу, и на американском направлении работы был поставлен крест. Однако таланту разведчика пропасть не дали. В том же году Полякова отправляют в Бирму, где Поляков проработает следующие четыре года. Там гений разведки работал по китайскому направлению и учил молодых разведчиков азам работы в непростой, даже неблагоприятной обстановке.
С 1970 по 1973 Поляков снова работает в Москве. Именно в этот момент у ГРУ начинаются утечки сверхсекретной информации. Сначала пропадают четыре секретоносителя с доступом к военным тайнам Минобороны в Восточной Европе, потом ФБР начинает аресты шпионов ГРУ и КГБ на американских оборонных заводах и в компаниях по разработке вооружения.
Однако в этот раз Поляков не попадает в разработку контрразведки. Его во всех ведомствах и по всем документам считают своим — среди коллег в ГРУ у Полякова непререкаемый авторитет, ни одна, даже самая тщательная проверка в его адрес не дает никаких результатов.
В 1980 году Поляков, дослужившийся до звания генерал-майора, уходит на пенсию и переходит на работу в кадровый отдел ГРУ. Непыльная и хорошо оплачиваемая работа открывает перед ним невероятные возможности — в руках лучшего агента ФБР и ЦРУ оказываются сотни личных дел кадровых разведчиков. Личные имена, адреса, пароли, явки, позывные, объекты слежки и разработки — все это Поляков понемногу выносит из здания ГРУ и передает американцам. В результате к 1982 году девять советских разведчиков в США арестовывают, а еще двое пропадают без вести.
В тот же миг у военной контрразведки складывается картинка. Только человек уровня Полякова может вести настолько тонкую игру и ни разу не попасться. В том же году за ним устанавливают наблюдение. Опытный разведчик, к тому моменту уже основательно потерявший бдительность, сам того не зная, дает коллегам по опасному ремеслу ответы на все вопросы. В 1985 году толстая папка с доказательствами работы Полякова на ЦРУ и ФБР ложится на стол руководителя ГРУ Петра Ивашутина.
Легендарный разведчик первые несколько недель даже не читает собранное досье: Ивашутин отказывается верить, что Поляков — тот самый предатель, благодаря которому ГРУ лишилось своих лучших сотрудников. Однако в конце концов он дает приказ на арест Полякова, и в 1986 году легендарного шпиона заковывают в наручники.
По одной из версий, Полякова «сдал» Олдрич Эймс — информатор КГБ и руководитель советского отдела в ЦРУ. Правда, эту версию так и не подтвердили ни в Лэнгли, ни в ГРУ. По другой легенде, Поляков попал в разработку контрразведки, потому что других людей с допуском к совершенно секретной информации такого уровня в отделе просто не оставалось.
На допросах Поляков сознался, что 25 лет работал на американскую разведку. Он рассказал, что передал в США не менее девяти тысяч секретных документов и помог раскрыть не менее 15 ценных агентов КГБ и ГРУ за рубежом.
Спасти шпиона пытался лично президент США Рональд Рейган. На переговорах с Горбачевым он поинтересовался, как живет «мистер Поляков». На вопрос Рейгана Горбачев усмехнулся и ответил, что справляться о здоровье разведчика бесполезно, и сообщил, что по приговору суда Полякова расстреляли еще 15 марта 1988 года.