В России заметно растет экспорт товаров. И это не предел

За июнь 2021 года Россия рекордно нарастила экспорт отечественных товаров: объем вырос до 43,885 миллиарда долларов — таких показателей не было аж с 2014 года.

Эксперты считают, что в будущем цифра станет еще выше. Всё благодаря новой инициативе: высокотехнологичные проекты получают государственную поддержку на исследования и конструкторские разработки при выходе на экспорт.

Фото: Pixabay
Фото: Pixabay

Отечественные производители высокотехнических товаров могут вернуть до 70 процентов объема финансирования (на текущий финансовый год) на научно-исследовательские работы и до 30 процентов на усовершенствование продуктов для экспорта за границу.

Чем еще отечественным компаниям помогает инициатива, принятая в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», — показываем в материале Hi-Tech.Mail.ru на конкретных примерах.

«Союз» на экспорт

В 2020 году производитель микрофонов «Союз» — ООО «Байкал» — победил в региональном конкурсе «Экспортер года» (организован Центром поддержки экспорта Тульской области). Жюри признало компанию лучшим местным экспортером среди производителей высокотехнологичного оборудования, электрооборудования, компьютеров, электронных и оптических изделий. Эту фирму основали американский музыкант Дэвид Браун и российский бизнесмен Павел Баздырев. Она производит микрофоны с винтажным дизайном, которые собираются, настраиваются и тестируются вручную.

«Производственные технологии того времени помогали создать звучание, недостижимое в современном, автоматизированном производстве. Как лучшие скрипки создаются мастерами вручную, так же и хороший микрофон требует человеческого участия. Практически сто процентов производства сосредоточено у нас: сборка капсюлей и блоков питания, намотка трансформаторов — все это делаем мы сами», — пишут представители фирмы на своем сайте.

Фото: instagram / @soyuzmicrophones
Фото: instagram / @soyuzmicrophones
Фото: instagram / @soyuzmicrophones

Представители компании отмечают, что 90 процентов их продукции уезжает за рубеж. По объему закупок «Союзов» лидируют США, а за ней идут Германия, Япония, Чили, Польша, Франция, Австралия, Мексика и Китай.

Микрофонами ООО «Байкал» пользуются музыканты всемирно известных групп, например, Coldplay и Radiohead.

Умные роботы и онлайн-конструкторы

В Пермской области скоро начнут продвигать на внешние рынки более полусотни проектов. Всё — благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт».

Участники могут рассчитывать на питчинги для целевых аудиторий (потенциальных инвесторов, партнеров и клиентов), участие в бизнес-миссиях, профильных выставках и двусторонних переговорах. Кроме того, организаторы из Агентства стратегических инициатив (АСИ) обещают помогать проектам: и с регистрацией на международных маркетплейсах, и с позиционированием в международных рейтингах и конкурсах, и с участием в акселерационных образовательных программах. Консалтинг и маркетинговые исследования тоже входят в список вещей, с которыми АСИ будет работать в рамках нацпроекта.

Один из отобранных пермских проектов — умный голосовой робот Zvonobot — усилиями акселератора сумел выйти на рынок Чехии. По словам проджект-менеджера международного направления компании Яны Юзипович, фирме удалось на треть сократить цикл сделки и получить вдвое больше регистраций на сервисе. Все полученные знания компания уже использует для выхода на рынки других стран, говорит Юзипович.

В акселератор также попал онлайн-конструктор Selvery, предназначенный для создания персонализированных «продающих» презентаций. У основателя и гендиректора компании Андрея Пометуна серьезные планы на будущее: в ближайшие пять лет он планирует привлечь 8,5 тысячи клиентов в Испании, Великобритании, России, Германии, США и Индии.

«При среднестатистических показателях стоимости 20 долларов в месяц за подписку и 100 пользователях на компанию, спустя четыре года мы получим порядка 200 миллионов долларов в год. Уверен, что участие в инициативе АСИ поможет заметно увеличить фактические результаты», — считает Пометун.

За первые два месяца 2021 года Пермский край поднялся с 16 на 14 строчку рейтинга по объему экспорта в стране. Регион является участником Национальной технологической инициативы (НТИ), что позволяет ему быстро выводить новые компании на высокотехнологичные рынки. Чтобы сделать процесс еще более эффективным, эксперты решили объединить возможности АСИ и НТИ.

«Компании, проходя региональные акселерационные программы по линии НТИ, могут одновременно воспользоваться мерами поддержки экспорта по линии АСИ. Это позволит им выстроить полноценную “стратегию” своего быстрого роста и развития, в частности, за счет мер поддержки экспорта на зарубежные рынки», — говорит Николай Косвинцев, общественный представитель АСИ в Пермском крае и руководитель «Регионального проектного офиса НТИ» на базе краевого Агентства инвестиционного развития.

Власти региона планируют, что благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» в Пермском крае к 2024 году доля несырьевого неэнергетического экспорта увеличится до 7,69 миллиарда долларов.

Из Петербурга не в Москву

Разработчик и производитель высокоточных измерительных приборов и медтехники НТП «ТКА» столкнулся с проблемой при экспорте товаров. В арсенале компании есть пульсометры, люксметры, измерители светового потока, анемометры, генераторы влажного воздуха и другие девайсы — всего более 40 типов средств измерений. Продукция компании превосходила товары на зарубежных рынках, поэтому «ТКА» на протяжении долгого времени поставляла приборы в другие страны. Но на ситуацию негативно повлияли новые требования ЕС: для экспорта продукции в Европу стали необходимы дополнительные сертификаты и открытые сервисные центры.

«Основное препятствие при выходе на зарубежные рынки — необходимая информация о потенциальных партнерах и правилах работы в конкретной стране. Существуют особые требования по сертификации приборов, а также различные таможенные платежи, заметно повышающие конечную стоимость прибора для потребителя», — говорит генеральный директор НТП «ТКА» Константин Томский.

Чтобы решить возникшую проблему, компания обратилась в «Санкт-Петербургский центр поддержки и экспорта». И в центре действительно помогли: «ТКА» смогла найти партнеров и контрагентов на рынках тех стран, где она до этого никогда не работала. «При выходе на зарубежные рынки очень важно получать помощь от компетентного партнера, досконально знающего нюансы этого процесса», — добавил гендиректор.

Так, предприятие заключило контракт на поставку измерительных приборов в Белоруссию на сумму в полтора миллиона рублей. Кроме того, «Санкт-Петербургский центр поддержки и экспорта» помог провести сделку с партнерами из Марокко (организовал перевод документации на французский язык) и возместил 80 процентов расходов на испытания, необходимые для получения различных сертификатов безопасности.

Представители НТП «ТКА» уверены, что в скором времени компания расширит географию: она планирует серьезно увеличить экспорт в Европу и Азию.

Таким образом, выход на международные рынки для производителей, в том числе и небольших, становится проще — благодаря совершенствованию законодательства, а также консультационной и маркетинговой поддержке со стороны государства. Господдержка реализуется нацпроектом «Международная кооперация и экспорт», который был инициирован в 2019 году президентом России Владимиром Путиным.

Это тоже интересно: