Почему и как Apple мешает другим крупным компаниям

Стремление Apple к монополизации на рынке техники отмечают уже не первый год. Время от времени крупные компании жалуются на то, что Apple мешает им функционировать и на рынке приложений, а мелкие разработчики уже давно перестали пытаться сопротивляться силе всеобъемлющей корпорации. Рассказываем, с кем успела поругаться компания Тима Кука и как ее пытаются остановить.

Apple усложняет работу других крупных компаний. В Spotify нашли 4 доказательства этому

Конфликт между Apple и стриминговым сервисом Spotify начал развиваться еще в 2019 году. Чтобы погрузить аудиторию в детали происходящего, Spotify создал страницу «Время играть по честному», где собрал всю информацию о своих претензиях к корпорации Тима Кука.

Сотрудники музыкального стримингового сервиса признаются: несмотря на то, что им нравится работать с платформой, где компания может предложить свои услуги миллионам поклонников по всему миру, Apple усложняет работу таких компаний, как Spotify. По их мнению, корпорация всегда пытается извлечь максимальную выгоду, обманывая тех, против кого она играет.

Скриншот: timetoplayfair.com
Скриншот: timetoplayfair.com

Первая претензия к Apple — селективное налогообложение приложений в AppStore. Корпорация требует, чтобы некоторые приложения платили 30-процентный сбор за использование своей системы покупок внутри приложений. Однако на самом деле эти правила работают не для всех. Такие приложения, как Uber или Apple Music, не платят этот сбор. Apple не конкурирует с Uber, в то время как в сфере стриминговых сервисов Apple отдает преимущество своим собственным.

Это влечет за собой вторую претензию Spotify: Apple не предоставляет Spotify полную свободу действий. Создатели стримингового сервиса заявляют, что если они откажутся использовать IAP (единственный способ оплаты на iOS), Apple запретит напрямую общаться с клиентами, которые пользуются Spotify через платформы Apple. В том числе, корпорация не позволит делиться предложениями и акциями — например, 99 центов за три месяца Spotify Premium. Время от времени Apple блокирует письма от Spotify уже после того, как пользователь подтвердит регистрацию учетной записи, утверждая, что стриминг обходит правила.

Кроме этого, Apple часто мешают пользователям перейти с бесплатной версии Spotify на Spotify Premium. Spotify не может предложить эту опцию внутри приложения именно из-за Apple: вместо этого пользователи вынуждены делать несколько шагов, переходя в браузер или в десктопное приложение, которого у некоторых даже нет. У стримингового сервиса нет возможности даже сообщить своим клиентам об этом или подсказать, что им делать: приходится разбираться во всем самостоятельно.

Последняя претензия Spotify к Apple заключается в том, что компания Тима Кука отклоняет улучшения и новые функции в приложении. «Apple считает, что наше приложение не подчиняется их односторонним ограничениям, компания регулярно отклоняет исправления ошибок и улучшения приложения, которые могли бы улучшить пользовательский опыт и функциональность приложения, что заставляет наших пользователей считать, что наше приложение и технические возможности находятся на низком уровне», — сетуют в Spotify. При этом, Apple никогда не ставит подобных препятствий перед своим собственным приложением Apple Music.

Еще до 2019 года Apple активно мешал Spotify развиваться: корпорация запретила Siri запускать приложение сервиса, угрожала удалить приложение из AppStore, запретила рекомендацию подкастов после того как стриминговый гигант расширил сферу влияния на этом рынке и не пустила Spotify в Apple Watch. Наконец, в 2019 году Spotify подал жалобу в Европейскую Комиссию, а в 2020 Комиссия инициировала формально расследование в отношении Apple.

В 2021 году с подачи Spotify Комиссия выпустила официальное заявление, обвинив Apple в нарушении антимонопольных норм. На этом расследование не заканчивается: вполне возможно под давлением официальных органов власти Apple придется изменить свое отношение к конкурентам.
Виджет Яндекс.Маркет

С 2019 года Apple успела поругаться с представителями игровой индустрии, Facebook и Россией

Противостояние со Spotify стало своеобразным триггером для претензий со стороны других игроков на рынке. В 2020 году компания Epic Games подала судебный иск против Apple, обвинив в ограничении конкуренции и саботировании инноваций. Все потому, что компания удалила игру Fortnite из AppStore в ответ на обновление, в котором была активирована функция встроенных покупок в обход системы Apple. Желание монополизировать рынок внутренних платежей в приложениях привело к тому, что Apple пообещали заблокировать учетную запись разработчика Epic Games, что привело бы к серьезным экономическим последствиям для компании.

Большинство компаний разделяют мнение о том, что политика Apple в отношении обязательной комиссии в 30% с каждой транзакции внутри приложений, слишком дорого обходится практически всем разработчикам. С другой стороны, Apple создала собственную экосистему и имеет полное право устанавливать собственные правила игры.

Этим компания объяснила свою политику в отношении обновленных настроек конфиденциальности данных пользователей. ​​Весной 2021 года Apple намеренно ограничила доступ к идентификатору устройства для приложений. С того момента, время от времени, обладатели яблочных девайсов видят всплывающее окно, которое предоставляет им выбор: предоставить приложению доступ к отслеживанию активности или запретить. Требование явного разрешение на отслеживание усложнило жизнь многим, даже очень большим корпорациям: получать данные, таргетировать рекламу и составлять портрет пользователя стало гораздо сложнее.

В числе самых недовольных оказался Facebook. IT-гигант не только поддержал иски от Epic Games и Spotify, но и начал собственную кампанию по дискредитации Apple. На главной странице Facebook и в ряде известных американских газет появились объявления о том, почему активное согласие на предоставление данных — на самом деле вредит компаниям, особенно малому и среднему бизнесу.

Позиция корпорации Цукерберга сводилась к тому, что, в перспективе, разработчики катастрофически быстро начнут терять заработок, а многие сайты начнут работать по подписке, что приведет к постепенному исчезновению бесплатного контента. Реклама станет дешевле, но мелким брендам будет гораздо сложнее найти свою нишу. Чем закончится этот конфликт интересов между двумя крупнейшими корпорациями, еще предстоит выяснить.

Может показаться, что Apple конфликтует только с европейскими и американскими компаниями-конкурентами, но на деле претензии к корпорации есть у целых государств. 1 апреля 2021 года в России вступил в силу закон о предустановке отечественного ПО на электронные устройства. В конце августа в Госдуме заметили, что Apple обходит требования российского законодательства: не предоставляет пользователям права предустановки приложений, а в браузере Safari нельзя сделать один из предписанных законом поисковиков главным. На это пожаловались сами покупатели новых iPhone.

В Министерстве цифрового развития уже ведутся переговоры с Apple. Будет ли предустановка без проблем доступна в новых смартфонах, которые представят уже в середине сентября, — неизвестно.

Виджет Яндекс.Маркет

Это тоже интересно:

Фото: Depositphotos