Топ-10 технологичных и удивительных мостов мира

Мосты — это одни из древнейших инженерных изобретений человечества, важность которых трудно переоценить. Говорить о мостах можно бесконечно, уникальных и поражающих воображение мостовых сооружений по всему миру огромное количество, — каждый их них заслуживает отдельного внимания. Однако некоторые из них выделяются больше других, поэтому представляем вам десять наиболее узнаваемых, технологически продвинутых и необычных мостов, побывать на которых захочется каждому.
1

Виадук Мийо, Франция

Введение в эксплуатацию: 2004 год

Общая длина: 2460 м

Максимальная высота 343 м

Фото: Wikimedia: W. Bulach (CC BY-SA 4.0) / Hartmut Schmidt, Heidelberg (CC BY-SA 4.0) / Chamoixvert (CC BY-SA 4.0)

Трехкратный чемпион среди виадуков, имеющий самые высокие опоры P2 и P3 высотой почти 245 и 221 метра соответственно, рекордсмен по высоте опор с пилоном (343 м) и оборудованный высочайшим полотном в мире — 270 метров над землей в пике. Виадук Мийо по праву считается одним из главных чудес индустриального мира и образцом технологического прогресса, поскольку при его возведении инженерам и строителям пришлось решить немало серьезных трудностей.

Из-за того, что опоры моста располагаются в ущелье, перед их установкой потребовалось уплотнение грунта. Во-вторых, доставка различных частей моста к месту его возведения была непростой задачей из-за огромного веса конструкций, достигающего до 2300 тонн массы одного элемента. Поскольку в мире нет транспортных средств, способных перевезти такой вес, элементы было решено поделить на части массой до 60 тонн каждая. В-третьих, долина реки Тар не отличается приветливым климатом: жара, резко сменяющаяся холодом, сильные порывы ветра и крутые обрывы — из-за этого разработка проекта растянулась на долгие 10 лет, а также появилось множество противников возведения виадука.

Наконец, виадук Мийо имеет уникальное дорожное покрытие, противостоящее деформации металлического полотна и не дающее трещин, устойчивое к образованию наплывов и колеи из-за движения автомобильного транспорта. Его разработала исследовательская группа Appia, предложив асфальтобетон, в основе которого лежит минеральная смола — на создание этого материала ушло 2 года исследований. Постройка знаменитого французского виадука обошлась в 400 млн евро, а возводила его группа частных компаний, дав гарантию на сооружение на срок до 120 лет.

2

Мост Васко да Гама, Португалия

Введение в эксплуатацию: 1998 год

Общая длина: 12,3 км

Максимальная высота 148 м

Фото: Wikimedia: F Mira (CC BY-SA 2.0) / Paulo Valdivieso (CC BY-SA 2.0)

До возведения Крымского моста мост Васко да Гама являлся самым длинным автомобильным мостом в Европе с общей длиной транспортного перехода 17,2 км. Строился он максимально быстро — от начала возведения до введения его в эксплуатацию прошло всего 18 месяцев. Потрачено же на него было порядка 1,1 млрд долларов, причем строительством занимались сразу 4 компании, каждая отвечающая за свою часть сооружения.

Технологическое совершенство Васко да Гама заключается в том, что он может выдержать сильные порывы ветра до 250 км/ч, колебания земной поверхности, превышающее Лиссабонское землетрясение 1755 года магнитудой 8.7 балла в 4,5 раза, а также отслужить не менее 120 лет. Самые массивные сваи моста 2,2 метра в диаметре погружены в грунт на 95 метров ниже уровня моря, а при его возведении учитывалась естественная кривизна Земли, чтобы разные части моста сошлись друг с другом. Ошибка в проектировании привела бы к расхождению концов пролетов по высоте до 80 см.

3

Мост Биксби Крик, США

Введение в эксплуатацию: 1932 год

Общая длина: 218 м

Максимальная высота 110 м

Фото: Wikimedia / Diliff / CC BY-SA 3.0

Мост на побережье Калифорнии является одним из наиболее фотографируемых мостов в мире, часто «светился» в различного рода рекламах, на открытках, а также его можно найти в GTA 5 в месте под названием Каньон Ратон. Сам Биксби Крик был возведен в далеком 1932 году за весьма скромную сумму — всего 200 000 долларов, что эквивалентно 3,12 млн долларов по состоянию на 2019 год. Это действительно немного как по меркам 90-летней давности, так и на сегодняшний день.

В 1996 году его модернизировали, поскольку из-за расположения в сейсмически активной зоне пришлось решать ряд серьезных проблем по обеспечению безопасности моста с сохранением внешнего вида. Кроме того, штат Калифорния требовал от реконструкторов держать открытой хотя бы одну полосу для движения автомобилей на время проведения работ. Сейсмическая модернизация моста завершилась в 1998 году и обошлась в 20 млн долларов, что значительно больше стоимости самого Биксби Брик.

4

Даньян-Куньшаньский виадук, Китай

Введение в эксплуатацию: 2011 год

Общая длина: 165 км

Максимальная высота: 218 м

Фото: Wikimedia / MNXANL / CC BY-SA 4.0

Если говорить о самых длинных мостах, то здесь первенство держит КНР: в списке из 36 самых длинных мостов Китаю принадлежит 21 сооружение, причем первые 6 позиций уверенно удерживает именно эта республика. Самым длинным виадуком, внесенным в Книгу рекордов Гиннесса, является Даньян-Куньшаньский виадук, протяженностью почти 165 км и отвечающий за высокоскоростное железнодорожное сообщение между Шанхаем и Нанкином. Для справки — его построили всего за 2 года, хотя официально открыли спустя год после завершения строительных работ.

Над возведением моста трудилось более 10 тысяч человек, а общие затраты составили порядка 10 млрд долларов. Строительство велось круглые сутки, причем сразу с двух сторон, а ж/б конструкции для него одновременно изготавливали 10 заводов. Ему не страшны ни землетрясения в 8 баллов, ни цунами, ни столкновение с крупнотоннажными судами. Интересно, что в интернете часто выдают за Даньян-Куньшаньский виадук автомобильный мост Цзяочжоу Бэй Бридж, хотя герой нашего топа служит исключительно для движения ж/д транспорта, проносящегося по нему со скоростью до 430 км/ч.

5

Русский мост, Россия

Введение в эксплуатацию: 2012 год

Общая длина: 3,1 км

Максимальная высота (над водой): 70 м

Фото: Wikimedia: Баяков Алексей Александрович (CC BY-SA 3.0) / Otto Graf (CC BY-SA 4.0)

Является рекордсменом в списке вантовых мостов с самым длинным в мире пролетом, равным 1104 м. По высоте конструкций он также не пасет задних, занимая вторую строчку с показателем в 324 м. Министерство транспорта РФ считает Русский мост невероятно сложным и уникальным объектом во всей практике мостостроения в России и даже мире. Кстати, это сооружение уже давно красуется на банкноте номиналом в 2000 рублей, так что заочно с ним знакомы очень многие.

Сама идея о постройке моста на остров Русский возникла еще в 1939 году, но тогда осуществлению замыслов помешала Великая Отечественная война. В 1960-х годах этот вопрос также неоднократно поднимался, но его реализацией так никто и не занялся. Еще одним интересным фактом является то, что Русский мост стал первым в мире вантовым сооружением, где эти самые ванты подверглись оледенению — произошло это в ноябре 2020 года из-за сильного ледяного шторма. Для решения проблемы привлекались промышленные альпинисты, удалившие свыше 2300 тонн льда.

6

Мост Королевского ущелья, США

Введение в эксплуатацию: 1929 год

Общая длина: 384 м

Максимальная высота: 291 м

Фото: wikimedia / Bkthomson / CC BY-SA 3.0

На протяжении 72 лет мост Королевского ущелья являлся самым высоким подвесным сооружением с высотой в пике 291 м. Этот рекорд был побит в 2001 году китайским Люгуанхэ с высотой настила немногим больше — 297 м. На его возведение потребовалось всего 5 месяцев и 350 000 долларов, что в современном эквиваленте равно около $20 млн. Изначально он строился как туристический объект, поэтому неудивительно, что стальная фундаментная конструкция покрыта 1292 деревянными досками, 200 из которых меняют ежегодно из-за потери прочностных характеристик.

7

Мост Гонконг-Чжухай-Макао, Китай

Введение в эксплуатацию: 2018 год

Общая длина: 55 км

Максимальная высота (над водой): 5,1 м

Фото: Wikimedia / N509FZ / CC BY-SA 4.0

В качестве самого протяженного автомобильного моста выступает сооружение Гонконг — Чжухай — Макао, из общей протяженности которого на мостовые сооружения приходится 38 км. Строили его 8 лет и обошелся он в 20 млрд долларов. В 2 раза дороже, чем самый длинный ж/д мост Китая, но на то есть свои причины, а именно наличие подводного 7 км тоннеля на глубине 48 метров, способного выдерживать огромное давление воды и грунта. Мосту Гонконг — Чжухай — Макао несмотря на сложности при его возведении из-за наличия неустойчивых мягких грунтов и агрессивное морское окружение не страшны ни землетрясения, ни большие волны, а срок эксплуатации, включая тоннель, рассчитан на 120 лет. Благодаря мосту время передвижения на авто из Гонконга в Чжухай и наоборот сократилось с 3 часов до 30 минут.

8

Бруклинский мост, США

Введение в эксплуатацию: 1883 год

Общая длина: 1825 м

Максимальная высота (над водой): 41 м

Фото: Wikimedia: Postdlf / (CC BY-SA 3.0), David Shankbone ( CC BY 2.5), Firoz-ansari ( CC BY-SA 4.0)

В свое время этот мост считался символом новой эпохи по типу Суэцкого канала или трансконтинентальной ж/д дороги, примером выдающейся инженерной мысли. На момент возведения это был самый длинный в мире подвесной мост в мире, что вместе со скудностью тогдашних технологий, необходимых для реализации столь грандиозного проекта, делало строительство моста очень сложным и опасным делом.

Две главные опоры моста требовали установку на твердый скальный грунт, который располагался ниже на 25 метров относительно дна реки. Для этих целей инженер Джон Реблинг придумал такие устройства, как кессоны, и сделаны они были из дерева. Рабочих опускали на дно реки для выемки илистого слоя, где поначалу они трудились 8 часов в день под огромным давлением воздуха, вытесняющего воду.

Все бы ничего, но за 2 доллара в сутки, столько стоила работа трудящихся на Бруклинском мосту иммигрантов, люди впервые узнали, что такое кессонная болезнь. При подъеме рабочих со дна реки на поверхность из-за разницы давления в крови трудяг начинал выделяться азот, приводивший к сильнейшим головным болям, зуду, онемению конечностей, парализации и даже летальным исходам.

Но рисковали своими жизнями не только простые работяги, но и вся семья инженеров Реблингов. Для того, чтобы пройти твердые породы, необходимо было взрывать динамит прямо в кессоне, что было крайне опасно и непредсказуемо. Пробные взрывы проводил лично Вашингтон Реблинг, но затем случился пожар в кессоне. Желая спасти сооружение инженер заработал кессонную болезнь и его парализовало. Достраивать мост пришлось его жене Эмили, — в кратчайшие сроки она обучилась инженерным наукам, среди которых высшая математика и сопромат.

9

Мост Миллениум (Гейтсхед), Великобритания

Введение в эксплуатацию: 2001 год

Общая длина: 126 м

Максимальная высота: 50 м

Фото: Wikimedia: Andrew Curtis (CC BY-SA 2.0), Mike1024 ( Общественное достояние), calflier001 (CC BY-SA 2.0)

В Англии существует два Моста Тысячелетия, но расположенный между городами Гейтсхед и Ньюкасл-апон-Тайн является первым в мире наклоняемым мостом. Это сооружение служит для передвижения пешеходов и велосипедистов через реку Тайн, и чтобы не мешать проходящим крупным судам, было предложено сделать его наклоняемым. За год мост меняет свое положение до 200 раз, а каждое такое событие собирает толпы зрителей.

В основе моста лежат две стальные арки, соединенные между собой стальными тросами. Во время движения по нему людей одна из арок находится параллельно воде, а вторая парит над водной гладью на высоте до 50 метров. Угол поворота арок составляет 40 градусов, а сам процесс занимает не более 5 минут. Во время прохождения судов клиренс моста составляет 25 метров.

10

Небесный мост, Малайзия

Введение в эксплуатацию: 2005 год

Общая длина: 125 м

Максимальная высота: 700 м

Фото: Wikimedia: Flickr user "The Dilly Lama" ( CC BY 2.0), George Grinsted ( CC BY-SA 2.0)

Еще один пешеходный мост, служащий обзорным местом для туристов над ущельем между гор Ганунг. Его особенность в том, что это самый высокий в мире одноопорный мост, подвешенный всего на 8 стальных тросов — в ветреную погоду это очень хорошо ощущается. Несмотря на то, что конструкция кажется не очень надежной, за 16 лет эксплуатации с мостом не произошло ни одной экстренной ситуации, да и при его возведении инженеры делали ставку в первую очередь на безопасность. Хотя Небесный мост и соединяет две вершины гор Ганунг, спуститься с него на землю не получится, так как по факту это обзорная площадка. С него открывается шикарный вид на Андаманское море и горы. Для возведения Небесного моста на столь большой высоте не обошлось без применения вертолета.

Это тоже интересно:

Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас