«За ценой — в директ»: как распознать мошенников в Инстаграме

Из-за ковидных ограничений и пандемии в интернете появляется все больше онлайн-магазинов. Одна из самых популярных площадок для торговли — Инстаграм, который всячески поддерживает бренды и индивидуальных предпринимателей с собственным небольшим производством. Выясняем, как не стать жертвой обмана, и рассказываем историю разработчика, создавшего «черный список» торговых площадок в Инстаграме.

Самые популярные схемы магазинов злоумышленников: предложение сотрудничества, участие в эксклюзивных акциях, оплата небезопасными способами

На странице официального справочного центра Инстаграма поддельные аккаунты-магазины выделены в отдельный вид мошенничества. Так называемые «фиктивные продавцы» усыпляют бдительность потенциальных жертв большим ассортиментом товара по очень низкой цене, завлекая этим пользователей.

Среди популярных приемов, при виде которых стоит насторожиться, — ощущение эксклюзивности предложения и коротких сроков его действия, ложная информация о местоположении в публикациях, запрос оплаты через киви-кошельки или требование предоплаты. Если магазин осуществляет фишинговую рассылку, сообщая о выигрыше или предлагая сотрудничество в обмен на персональные данные, не стоит вестись на такую уловку — официальные и добросовестные бренды никогда не попросят у клиентов номер карты, адрес или ФИО.

Эксперты компании Kaspersky подчеркивают: инстаграм-мошенники предпочитают обращаться к приятным эмоциям и доверию пользователей. Один из неочевидных «красных флагов» о которых рассказывают специалисты — большое количество ссылок или хэштегов под постами магазина. Чаще всего это делается для того, чтобы повысить охваты, сделав при этом аккаунт, достойный доверия — с большим количеством подписчиков и лайков под записями.

Тем не менее, если в выбранном вами инстаграм-магазине на 10 тысяч подписчиков приходится всего лишь 30−40 лайков под постами — это повод задуматься о его подлинности.

Фотографии подлинных инстаграм-магазинов чаще всего сделаны в одной и той же локации и с участием одних и тех же людей — продавцов-консультантов, нанятых креаторов или самих начинающих предпринимателей, решивших открыть свой небольшой бизнес. Изображения отличаются высоким качеством и единым стилем.

Достаточно часто мошенники мимикрируют под популярных ритейлеров. В Инстаграме можно найти достаточно фейковых копий магазинов Zara или Bershka, поэтому важно помнить — на страницах крупных брендов всегда есть значок верификации. Он означает, что аккаунт проверен администраторами сети и ему можно доверять. Сама соцсеть не успевает банить подделки в срок, поэтому количество обманутых пользователей может превышать и сотни, и тысячи человек.

Многие магазины используют вполне «легальный» способ обмана, который сказывается на кошельке пользователей. Под видом эксклюзивной одежды или аксессуаров небольшие аккаунты предлагают вещи, перекупленные с азиатских платформ. В этом случае цена оказывается завышенной в несколько раз и, покупая «дизайнерский» свитер за 6000, можно обнаружить его идентичный аналог за в разы меньшую стоимость.

Разработчик создал телеграм-бот, помогающий отслеживать недобросовестных продавцов. Вот его история

Андрей — сооснователь компании, разрабатывающей боты любой сложности в Telegram, Viber, WhatsApp, Slack и других платформах. Идея создать бот, агрегирующий аккаунты инстаграм-мошенников появилась после того, как его подругу обманул один из таких магазинов. У аккаунта было много подписчиков, видео-отзывов довольных клиентов и постов, но после того, как девушка внесла предоплату, магазин перестал выходить на связь и заблокировал ее страницу.

Даже при отправке жалобы на магазин, нельзя было сослаться на причину “мошенничество” — именно тогда я понял, что было бы здорово создать “черный список” негодяев. За пару часов я продумал концепцию бота и передал команде на анализ и разработку — спустя несколько недель бот уже был готов и ждал первых заявок»

Бот работает за счет обмена негативным опытом между обманутыми пользователями. Чем больше у бота подписчиков, тем больше мошенников оказываются в черном списке и база неблагонадежных аккаунтов растет. Любой пользователь телеграма может отправить заявку на добавление инстаграм-страницы в перечень мошенников, но далеко не все заявки проходят модерацию — в финальный список попадают только проверенные злоумышленники.

Процесс подачи заявки состоит из нескольких этапов, где людям обязательно требуется приложить доказательства того, что он действительно столкнулся с мошенниками — скриншоты диалога или запись экрана с пролистыванием переписки. Андрей объясняет: кидать заявки друг на друга могут и конкуренты, чтобы нанести репутационный вред. Из-за этого требуется несколько уровней проверки заявки. Запись экрана намного тяжелее подделать чем скриншоты переписки — на видео должен быть зафиксирован момент перехода с профиля мошенников в переписку с ними. В этот момент Инстаграм выполняет запросы и подгружает новый контент, поэтому имитировать подобный переход крайне тяжело.

После подачи обращения модераторы канала в админ-панели проверяют все предоставленные доказательства со стороны пострадавшего, подтверждают заявку и аккаунт отображается в публичном черном списке. Если заявка заполнена неверно или представлены не все доказательства, бот информирует об этом человека с помощью рассылки. Авторам гарантирована анонимность, чтобы исключить давление со стороны мошенников.

При отображении списка злоумышленников бот использует функцию inline-mode, которая демонстрирует пользователю перечень с аватарками и логинами страничек инстаграм-мошенников. Список открывается при нажатии на кнопку «???? Посмотреть список», а проверить продавца можно, начав вводить его логин.

Важное отличие бота от стандартных групп в формате черного списка — он умеет отслеживать изменение имени аккаунта мошенников. Так, злоумышленники не смогут продолжать свои действия под новым логином — это сразу же покажет бот. Чтобы в списке случайно не оказались честные аккаунты, создатели инструмента позаботились о многоступенчатой верификации и внимательном рассмотрении каждой заявки. Разработчики разместили бот на защищенных серверах, поэтому вероятность его взлома близка к нулевой.

Андрей рассказывает, что на данный момент в бот подано около двухсот заявок, 56 из которых прошли проверку и попали в черный список. Число пользователей — 1381 человек, но, как говорят разработчики, эта цифра будет расти: планируется запуск рекламной кампании, чтобы бот стал распространенным инструментом проверки и помог пользователям уберечь собственные деньги и нервы.

Андрей рассказывает, что жалобы, чаще всего, связаны со внесением предоплаты за товар и последующей блокировкой пользователя. «Периодически встречаются ситуации, когда люди вкладывают деньги в “раскрутку счетов” — например, мошенники обещают из 5000₽ сделать 80000₽ за 2 часа. Для этого злоумышленники требуют оплату комиссии за вывод с брокерских счетов, оплату налогов, подтверждение карты и другие данные.

4 октября мировые соцсети пострадали от наплыва посетителей. Тем временем в работающем Twitter пользователи «хоронили» соцсети и иронизировали над происходящим. Посмотрите лучшие шутки об «интернет-апокалипсисе».

Для того, чтобы не стать жертвой недобросовестных онлайн-магазинов, обратите внимание на следующее:

  • Количество реальных подписчиков. Чтобы разглядеть накрутку, стоит открыть список и пролистать его вниз. Обилие арабских ников свидетельствует о том, что реальных подписчиков у магазина может быть не так много;
  • Комментарии. Реальные магазины никогда не закроют комментарии к своим постам, ведь клиенты могут написать хороший отзыв, дать совет или спросить цену продукта;
  • Фото. Изображения в подозрительном аккаунте можно пробить через любой поисковик. Если оригиналы найдутся, скорее всего вам попались мошенники.

Это тоже интересно:

Коллаж: Depositphotos

Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас