Как навести цифровой порядок

Рассказываем, как сделать окружающий нас цифровой мир чуточку чище и безопаснее.
1

Разберите входящие письма и SMS

Электронной почтой уже мало кто пользуется для обмена сообщениями (разве что по работе), но почтовый аккаунт до сих пор нужен для регистрации на других сервисах. Со временем накапливается огромное количество входящих, за которыми сложно разглядеть действительно полезное письмо.

То же самое касается и входящих сообщений на телефоне — реклама, спам и другая малополезная информация захламляет входящие. О том, как избавиться от SMS-спама, вы можете прочитать в отдельной статье.

Отпишитесь от рассылок. Первым делом стоит избавиться от рассылок, которые вы не читаете или читаете редко. Отписаться от них можно сразу же в письме. Стоит также заодно удалить все полученные ранее письма в рамках этой рассылки. Просто пропишите название бренда или самой рассылки в поисковой строке, затем выделите все письма и удалите.

Заархивируйте письма. Если вам жалко времени, чтобы просмотреть сотни непрочитанных входящих, можно просто заархивировать все письма. Так вы очистите входящие и не удалите важное письмо, которое могло среди них затеряться.

Сделайте резервную копию. Чем больше важных писем и SMS у вас сохранено, тем выше риск в случае взлома. Некоторые сообщения и вовсе нельзя хранить в телефоне. Надежнее будет удалить важные письма и сообщения, но перед этим сделать резервную копию. Письма можно сохранить через почтовый клиент, а SMS с помощью специализированного приложения.

2

Удалите лишние файлы, программы и аккаунты

Если рабочий стол и накопители захламлены файлами и программами, ориентироваться среди такого хаоса тяжело. Кроме того, подобный цифровой мусор отъедает свободное место и, что еще более важно, время.

Удалите лишние программы. Причем это не обязательно те приложения, которыми вы не пользуетесь. Наоборот, в первую очередь стоит удалить программы, которые отнимают у вас много времени, но не несут никакой пользы — профессиональной или личной. Однако решение это должно быть взвешенным.

Удалите ненужные аккаунты. Если удаляете ненужную программу или приложение, стоит сразу ликвидировать и аккаунт. Также нужно ликвидировать учетные записи, которыми вы давно не пользуетесь.

Очистите место на диске. Сюда входит не только удаление ненужных файлов, но и чистка временных папок, удаление кэша и т. п. Подробнее об очистке диска вы можете прочитать в статье «4 простых способа освободить место на жестком диске в Windows 10». Для мобильных устройств у нас есть отдельный гайд «5 способов быстро освободить место на смартфоне».

Можно воспользоваться встроенной функцией Windows для очистки диска
Можно воспользоваться встроенной функцией Windows для очистки диска

Откажитесь от лишних подписок. Подписки на музыкальный сервис, онлайн-кинотеатр, облачное хранилище, премиум-аккаунт в игре и другие платные ежемесячные сервисы могут быть совсем незаметными. Однако если все их суммировать, то сумма может оказаться существенной. Пересмотрите свои предпочтения, ведь будет гораздо выгоднее использовать всего одну подписку, пусть ради этого, возможно, и придется перейти из привычного сервиса в новый. Например, подписка VK Combo сочетает музыку, кино, скидки на доставку еды, такси и каршеринг.

3

Позаботьтесь о цифровой безопасности

Установите антивирус. Это не обязательно должна быть платная версия с расширенным функционалом. В большинстве случаев должно хватить стандартного «Защитника Windows». Тем не менее лучше периодически проверять систему программами вроде Dr.Web CureIt! или AdwCleaner.

Удалите потенциально опасные расширения для браузера и приложения. Любые малоизвестные программы могут быть небезопасны. В том числе это касается и расширений для браузера. Их часто приходится устанавливать для совершения разового действия, например, для скачивания фотографий из Instagram.

Подключите двухфакторную аутентификацию. Если сервис предоставляет возможность авторизации в том числе и по получению SMS, этим стоит воспользоваться. Пересмотрите свои аккаунты и подключите двухфакторную аутентификацию на наиболее важных.

Удалите историю поиска. Это подразумевает не только очистку журнала посещенных страниц в браузере, но и удаление поисковых запросов из аккаунта Google. Подробнее об этом читайте в статье «Как удалить историю поисковых запросов в Google».

Используйте шифрование для хранения важных данных. Сгодится даже примитивные способы в виде запароленного архива с данными. В него можно поместить всю критически важную или просто личную информацию. Подробнее о способах домашнего шифрования можно прочитать в статье «Шифрование в быту: защищаем самое важное».

Обновите пароли. Если вы долгое время не меняли пароли на важных сервисах, это небезопасно. Также стоит заменить все простые пароли на более сложные. Удалите пароли из браузера или текстового файла, который хранится на рабочем столе. Лучше установите менеджер паролей и храните информацию там.

Наведите порядок с платежными картами. Сегодня проще и безопаснее платить с помощью смартфона. Такая функция уже не редкость на бюджетных моделях Android-смартфонов и даже фитнес-трекерах. Также не стоит «светить» свою зарплатную карту в Сети и давать ее в руки кассирам или другим лицам для оплаты. В крайнем случае некоторые банки позволяют ставить лимит по тратам. Если вас не будет затруднять регулировать его по мере необходимости, это отличное решение для повышения безопасности.

Ограничьте объем информации о себе в интернете. Интернет знает о нас много, возможно, даже слишком много. Проверьте настройки конфиденциальности в социальных сетях. Подумайте, какой информацией вы хотите делиться с окружающими. Не забывайте про мессенджеры. Так, вы можете отключить отчет о прочтении или скрыть статус от избранных контактов в мессенджерах.

Подготовьтесь на случай форс-мажора

Сделайте резервную копию данных. Если с вашими устройствами что-то случится, то вы потеряете все данные, которые не были скопированы. Восстановить информацию не всегда удается, хотя в теории это и возможно. Благодаря облачным сервисам, сделать бэкап сейчас намного легче, но не стоит забывать и о традиционных способах. Записывать данные на оптические носители, возможно, не самая лучшая идея, но можно сохранить важную информацию на внешнем жестком диске или флешке. Учтите, что вы можете сделать бэкап даже своего аккаунта в соцсетях, если вдруг вам это понадобится.

Позаботьтесь о передаче ваших данных. Никто не защищен от проблем со здоровьем или несчастных случаев. Подумайте, какие ваши данные могут понадобиться вашим близким, если вас не будет рядом. Для передачи паролей можно создать специальный документ, предоставляющий доступ к вашим учетным записям. У Google, например, есть функция «На всякий случай», которая подразумевает удаление или передачу аккаунта другому человеку после определенного периода неактивности. Предусмотрите также возможность доступа к телефону (можно добавить отпечаток пальца или лицо доверенного человека) и цифровым кошелькам.

Проверьте срок действия аккаунтов. Некоторые сервисы удаляют учетные записи, если они неактивны в течение определенного времени. Согласитесь, неприятно потерять аккаунт по возвращении из длительной командировки. Так, аккаунт Microsoft вы потеряете после двух лет отсутствия активности. Twitter считает активными аккаунты, в которые заходили хотя бы один раз в шесть месяцев. Однако точный срок, после которого аккаунт будет удален, компания не называет. Составьте список критически важных для вас учетных записей и узнайте, сколько они могут быть неактивными. Если это предусмотрено, продлите срок.

Это тоже интересно:

Фото: Depositphotos