Meta, Twitter, Zoom и еще 10 компаний-гигантов обязали открыть представительство в России к 1 января

Два дня назад в сети появилась информация о том, что Роскомнадзор обязал 13 иностранных IT-корпораций открыть представительства в России. Сроки очень сжатые — до 1 января. В противном случае, государство наложит на компании санкции. Рассказываем, что ждет компании в случае неисполнения требования.

Какие компании обязаны открыть представительства?

Перечень IT-корпораций опубликован на сайте РКН. В него вошли Гугл, Meta, Twitter, TikTok, мессенджер Telegram, Zoom, Likeme (владеет соцсетью Likee), Viber, сервис для сообществ по интересами Discord, Pinterest, стриминговый музыкальный Spotify и видеоплатформа Twitch. В будущем в список могут войти Википедия и Gmail. Помимо открытия представительств, компании должны зарегистрировать личный кабинет на сайте РКН и создать доступную российским организациям и жителям страны электронную форму для фидбека.

Фото: агентство «Москва»
Фото: агентство «Москва»

Ни у одной из компаний до этого не было представительства в России? Как они работали?

У Google, Apple и TikTok, например, представительства в России уже есть. В августе 2020 года стало известно, что компания Гугл оказалась признать российскую ООО «Гугл» официальным представительством в России. Директор российского офиса Дэвид Снэддон подчеркнул, что корпорация не имеет филиалов и представительств на территории России. Viber открыла офис в России несколько лет назад, как и стриминговый музыкальный сервис Spotify.

Мик Вайсман, основатель digital-компании Trinity Monsters, в комментарии Hi-Tech Mail.ru подчеркивает, что отсутствие официального представительства или филиала в России выгодно иностранным IT-компаниям: это не позволяет судебным приставам осуществить принудительное взыскание денежных средств. Также создание филиалов и представительств обходится иностранным компаниям дорого. Так, госпошлина за аккредитацию филиала составляет 120 000 рублей, и каждые несколько лет аккредитацию необходимо продлевать.

А между филиалом компании, офисом и представительством есть разница?

Иван Хоменко, член Союза адвокатов «Сокол» и Адвокатской палаты города Москвы, объясняет, что иностранные коммерческие компании вправе функционировать на территории России только через филиал или представительство. Разница между этими формами организации в том, что представительство буквально «представляет» интересы иностранной компании, защищает их на территории РФ, но полноценная работа компании через представительство не ведётся. Руководитель представительства может заключать договоры от имени компании, подавать обращения в российские госорганы, подавать иски в местные суды.

Филиал же выполняет функции юридического лица: может оказывать услуги, продавать товары. При этом сами по себе ни филиалы, ни представительства не являются юридическими лицами, и всю ответственность за деятельность филиала или представительства несет создавшее его иностранное юридическое лицо.

«Офис» — понятие неюридическое, и под ним могут пониматься как подразделения иностранных компаний, фактически работающих в России без какой-либо регистрации, так и любые формы юридической организации: филиалы, представительства или дочерние компании.

Фото: Depositphotos
Фото: Depositphotos

Управляющий партнер юридического бюро «Анданте», Евгений Лосев добавляет, что, согласно п. 1 ст. 55 ГК РФ, функции представительства ограничены поиском клиентов, заказчиков, исполнителей и проведением маркетинговых кампаний. Филиалы же, по п. 2 ст. 55 ГК РФ, обладают всеми полномочиями головной компании.

Что будет, если компании не подчинятся? Российские пользователи не смогут ими пользоваться?

РКН требует от компаний оформить представительства до 1 января. Таким образом, на все юридические и технические вопросы у корпораций есть чуть больше месяца. В случае, если кому-то не удастся уложиться в обозначенные сроки или вообще не захочется открывать представительства, компанию ожидают серьезные санкции. В их числе запрет на рекламу ресурса в России, на распространение сторонней рекламы на своих сайтах и на выдачу в поисковике. Это значит, что если в поисковике Mail.ru попробовать ввести «Pinterest», система не должна включать официальный сайт в список, появляющийся при выдаче.

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Кроме этого, сайтам могут запретить переводить деньги и принимать платежи от физических и юридических лиц, а также собирать персональные данные. Ресурсы компаний, представительств которых не откроется в России, будут маркироваться как не исполняющие российское законодательство. В случае неоднократных нарушений, доступ к ресурсам может быть частично или полностью ограничен.

Какой закон регулирует все это?

17 июня Госдума приняла закон No 1176731−7 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на территории Российской Федерации». Чаще всего его называют «законом о приземлении». Под его действия попадают иностранные компании, суточная аудитория информационных ресурсов которых составляет больше 500 000 тысяч российских пользователей. При этом направление деятельности компаний не имеет значения: это могут быть IT-корпорации, онлайн-магазины, онлайн-игры и игровые дистрибьюторы, хостинговые провайдеры и поисковики.

Авторы закона обосновали необходимость его принятия тем, что иностранные корпорации часто не до конца выполняют требования российского законодательства, но наказать их за это невозможно без наличия в стране представительства.

Это тоже интересно: