Разобрать на запчасти: почему новый американский авианосец постоянно ломается?

В ноябре прошлого года от экспертов из института ВМС США пришли тревожные новости: на первый авианосец нового типа «Джеральд Форд» ставят запчасти с другого корабля этой серии. Речь про авианосец «Кеннеди», строительство которого только началось. С борта «донора» снимали всё — от насосов и компонентов энергетической системы до лифтовых механизмов, с помощью которых истребители поднимаются из ангара для взлёта с палубы. Разбираемся, что это было.

Повторение истории с «‎Замволтом»‎

Проблем с электрикой и электроникой оказалось так много, что со второго авианосца серии пришлось снимать даже экраны, предназначенные для системы хранения в складских помещениях, и другие важные «мелочи», без которых огромный корабль просто не сможет работать. В командовании ВМС ничего страшного в этом не видели — представители флота США отмечали, что разделение частей между авианосцами — обычная практика, которая помогает ускорить ввод в строй головного корабля.

Процесс строительства авианосца «Джеральд Р. Форд»

Но в действительности ситуация куда сложнее — первый «Форд» получился комом: ввести авианосец в строй планировали еще в далеком 2016 году, но техническая готовность была достигнута лишь несколько лет спустя. При этом каждый выход «Форда» в море сопровождался поломками и регулярными отказами ключевых систем: в одном из рейдов сработала аварийная защита реактора, и корабль оказался обездвижен, чего, согласно инструкциям, случаться не должно.

Постоянно сбоили и электромагнитные аэрофинишеры: в стресс-тесте по регулярному запуску 50 истребителей с палубы «Форда» все катапульты вышли из строя. По количеству поломок авианосец практически сравнялся с другим «бедолагой» ВМС США: эсминцем УРО типа «Замволт». У того при пуске ракет обрывало электроцепи, а главная энергетическая установка ломалась, едва капитан корабля отдавал приказ «полный вперед».

Головной корабль класса «Замволт». Фото: Wikimedia / U.S. Navy photo
Головной корабль класса «Замволт». Фото: Wikimedia / U.S. Navy photo

Почему поломки на «Форде» — это нормально и ненормально одновременно?

Каждый головной корабль, особенно такой сложный, как авианосец «Форд», ломается и ломается много. Это объясняется сложностью конструкции — авианосец это маленький город со своей экосистемой, и с каждым поколением такие корабли, как и обычные автомобили, становятся только сложнее. Однако устранение поломок и возможных конструктивных дефектов — это забота т.н. тестовой команды. Сначала эти люди проверяют авианосец в электронном виде и на чертежах. Затем, когда корабль выходит на ходовые испытания, они руководят тестированием в море.

Однако проблемы нового корабля оказались серьезнее, чем можно было предположить изначально. Энергетическая установка нового корабля выходит лишь на 35% мощности, катапульты вместо максимального ресурса в 1600 циклов взлёта и посадки выдерживают не больше сотни. А 4500 человек экипажа бьются в коридорах, которые спроектировали на 3 сантиметра уже положенного.

Авианосец «Джон Ф. Кеннеди». Фото: Wikimedia / U.S. Navy photo illustration courtesy of Newport News Shipbuilding
Авианосец «Джон Ф. Кеннеди». Фото: Wikimedia / U.S. Navy photo illustration courtesy of Newport News Shipbuilding

В ВМС утверждают, что относительно небольшой объем материалов с авианосца John F. Kennedy (CVN 79) был использован на первом в своем классе USS Gerald R. Ford (CVN 78) без ущерба для расписания строительства. Головной корабль проекта был передан в состав флота еще в 2017 году, однако оперативной готовности к деплойменту (участию в боевых операциях) с таким количеством брака достигнет лишь в 2023—2025 годах.

Авианосец «Джеральд Р. Форд». Фото: Wikimedia / U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 2nd Class Ridge Leoni
Авианосец «Джеральд Р. Форд». Фото: Wikimedia / U.S. Navy photo by Mass Communication Specialist 2nd Class Ridge Leoni

Одной из важнейших проблем корабля стали самолётоподъемники — из 11 лифтов для крылатых машин исправно работают лишь пять, но и это в два раза больше того, что было в начале испытаний. По инструкции ВМС каждый лифт должен иметь возможность поднимать истребители для взлета с палубы. Аналитики из США отмечают, что с таким ворохом проблем «Форд» достигнет в лучшем случае половины своих боевых возможностей, однако ситуацию могут усугубить тесты систем безопасности, которые... еще не смонтированы.

При этом срок сдачи авианосца «Кеннеди» уже аккуратно подвинули на 6−8 месяцев вправо. По словам исследователей из USNI, это является нормальной практикой для любого проекта такого уровня. Объясняют тем, что самое большое количество проблем всегда находят на головном корабле серии. Правда, есть и кое-что еще: при экспорте запчастей с авианосца-донора «Кеннеди», стоимость второго корабля серии может сравняться с первым и составить примерно 16 млрд долларов. Что выше расчетной в четыре раза.

Проблемы новых кораблей — шанс продлить жизнь старым. Они все еще в порядке

Пока все проблемы с «Фордом» не решены, вопрос целесообразности использования настолько сложных кораблях в деплойментах Пентагона остаётся открытым. Ни один из кораблей типа «Нимиц» не был поврежден в боевых операциях и исправно запускал самолеты с палубы, несмотря на, мягко говоря, не самые новые технологические решения. Но мало кто знает, что на старте производства с головными кораблями типа «Нимиц» — авианосцами «Нимиц», «Винсон» и «Эйзенхауэр» — было не меньше проблем. Там ломалась защита ядерного реактора, контуры охлаждения, случались пожары и взрывы, но у ВМС США (и Америки в принципе) оказалось достаточно денег, чтобы довести серию до ума и построить 10 авианесущих кораблей.

Авианосец «Нимиц» – головной корабль серии. Фото: Wikimedia / Nimitz's offical site
Авианосец «Нимиц» – головной корабль серии. Фото: Wikimedia / Nimitz's offical site

Правда, почти всегда приемка корабля как по шаблону сдвигалась на пару лет вправо, а первые деплойметы авианосцев происходили через 3−5 лет после того, как все недочеты конструкции были устранены. Опираясь на эти данные, можно предположить, что первое боевое применение «Форда» состоится в середине 20-х годов, однако останется ли авианосец, спроектированный в самом начале 90-х, актуальным к этому времени, покажет жизнь.

Любопытно, что, несмотря на прогресс в строительстве авианосцев нового типа, США не торопятся выводить из состава флота авианосцы предыдущего поколения. Все 10 кораблей типа «Нимиц» находятся в строю и выходить на пенсию пока не собираются. Предельный срок эксплуатации кораблей этого типа после перезарядки реакторов могут увеличить еще на 40 лет. Если это произойдёт, то ВМС США станут обладателем самого крупного авианесущего флота в мире.

Это тоже интересно: