Телевизор или монитор — что лучше для игр и кино?

Телевизор лучше подходит для кино и игровых консолей, а монитор — для работы и компьютерных игр. В этой статье мы расскажем, так ли это на самом деле и много ли вы потеряете, если сделать все наоборот.
Разрешение и диагональ
Соотношение сторон
Частота обновления и скорость отклика
Обработка изображения
Синхронизация кадров
Возможности HDR
Тип матрицы
Разрешение и диагональ
Соотношение сторон
Частота обновления и скорость отклика
Обработка изображения
Синхронизация кадров
Возможности HDR
Тип матрицы
Ещё
1

Разрешение и диагональ

Для телевизоров сейчас актуально разрешение 4К. Наиболее популярные и востребованные модели обладают именно таким разрешением. Full HD все еще встречается, но только лишь на моделях менее 50 дюймов. Среди мониторов выбор шире: от стандартных 1080p, что все еще востребовано, особенно в киберспорте, до оптимального на текущий момент Quad HD и становящегося все более доступным 4К. Упоминать про стандарт HD (720p) мы не будем — его время давно ушло.

Ключевые отличия кроются в двух разрешениях — Quad HD и 8К. Телевизоры с нативным Quad HD вы вряд ли найдете, но такой контент все еще будет достойно выглядеть даже на 4К-дисплее. Можно смело выставлять такое разрешение экрана, например, при подключении компьютера. Правда, при достаточно близком расстоянии разница будет все же заметна. В то же время Quad HD — оптимальное разрешение для видеокарт уровня RTX 3070. Картинка при этом ненамного хуже 4К, но требования к ресурсам уже не такие высокие.

Что касается 8К, то здесь все наоборот. Мониторы с таким разрешением только начинают появляться и стоят очень дорого, гораздо проще купить телевизор. Да и необходимости в 8К (во всяком случае для домашнего использования) пока нет из-за отсутствия контента.

Также нужно учитывать, что игры в 4К и даже в Quad HD требуют мощного железа. Конечно, можно играть и 1080p на 4К-дисплее, но картинка будет мыльной. Кроме того, обратите внимание, что PS5 на данный момент не поддерживает вывод изображения в 1440p, что ограничивает ее использование с мониторами. Некоторые модели при этом умеют принимать сигнал с консоли и выводить его в 1440p.

Вывод: в плане разрешения нет особой разницы, на чем вы будете играть или смотреть кино. Решающим фактором станет диагональ экрана и расстояние до него. Помните, что при одинаковом разрешении плотность пикселей на большем экране заметно ниже. Как правильно подобрать размер диагонали, вы узнаете из нашего материала.

2

Соотношение сторон

Самое популярное соотношение сторон на сегодня — 16:9, но и 21:9 нельзя списывать со счетов. Среди мониторов выбор довольно широкий, а вот телевизоров такого формата сейчас не найти, хотя раньше их и выпускали.

На дисплее с соотношением сторон 21:9 удобнее смотреть соответствующие фильмы, также ультраширокий формат поддерживают многие компьютерные игры (но не консольные) и рабочие приложения. Даже просто разделить экран на две части будет удобнее именно с ультраширокоформатным монитором. Если и этого недостаточно, можно найти модели с соотношением сторон 32:9.

Вывод: если вам принципиально нужен сверхширокий дисплей 21:9, смотрите на рынок мониторов. Для компьютерных игр и фильмов это разумная альтернатива. Для консолей лучше взять стандартный 16:9 дисплей.

Виджет Яндекс.Маркет
3

Частота обновления и скорость отклика

Стандартная частота телевизоров и мониторов — 60 Гц. Что касается повышенной частоты, то телевизоры в этом плане заметно проигрывают. Так, есть модели мониторов с поддержкой 144, 165, 240 Гц и множества других менее распространенных форматов. В телевизорах же золотой стандарт — 120 Гц.

В первую очередь это важно для динамичных соревновательных игр. Если цель — серьезно играть в онлайн-шутеры или другие сетевые проекты, лучше обратить внимание на мониторы. Кроме частоты обновления, производители мониторов уделяют внимание и скорости отклика, что тоже критично важно для соревновательных игр.

Также нужно понимать, что на телевизорах нет порта Displayport, поэтому для вывода картинки 4К@120Гц нужен порт HDMI 2.1, которым оснащают преимущественно дорогие модели. По этой же причине современные консоли не заработают в 4К@120Гц на телевизоре или мониторе с HDMI 2.0 или ниже.

Вывод: для кино и консольных игр (в том числе сетевых) будет вполне достаточно «телевизионных» 60−120Гц. А вот для соревновательных дисциплин на ПК лучше брать монитор с частотой как минимум 144Гц.

4

Обработка изображения

Для улучшения изображения в телевизорах используется различные технологии, обрабатывающие картинку. Это касается фильтров, апскейлинга, динамического контраста, дорисовки промежуточных кадров для более плавного видеоряда.

На мониторах, как правило, картинка регулируется лишь ограничено. Например, можно настроить стандартные параметры — контрастность, яркость, насыщенность и т. д. Продвинутая обработка изображения возможна с помощью специального программного обеспечения. Так, можно настроить и дорисовку кадров, а также выбрать и другие параметры. Однако нужно понимать, что сам по себе монитор картинку улучшить не сможет, и если его подключать к источнику, который это делать не умеет, картинка будет без обработки.

Для игр все подобные улучшения и вовсе вредны, так как увеличивают задержку. Даже к телевизору компьютер лучше подключать, используя специальный режим, который убирает всю обработку.

Вывод: используя программное обеспечение для воспроизведения фильмов с компьютера, можно настроить «уплавнялку» не хуже, чем на телевизорах. А для игры на телевизоре всю обработку можно, как правило, отключить.

5

Синхронизация кадров

Для предотвращения разрывов изображения (тиринга) используются технологии NVIDIA G-Sync и AMD FreeSync. Суть их работы в том, что частота дисплея меняется вместе с частотой кадров, которую выдает компьютер. В результате эффект тиринга не проявляется.

На телевизорах есть подобная технология VRR, которая реализуема через интерфейс HDMI 2.1. Если телевизор не оснащен современной версией интерфейса, то в настройках игры придется включать вертикальную синхронизацию. Также есть и телевизоры с поддержкой NVIDIA G-Sync и AMD FreeSync.

Вывод: мониторы и телевизоры поддерживают адаптивную синхронизацию, но для телевизоров и консолей нужен HDMI 2.1.

6

Возможности HDR

Недостатка в HDR-контенте сейчас нет — множество игр и кино поддерживают этот стандарт. Но чтобы почувствовать разницу между стандартным и расширенным динамическим диапазоном, нужен соответствующий дисплей.

По возможностям отображения HDR-контента предпочтительнее телевизоры, которые обладают экраном OLED или другим типом матрицы, но с полноматричным затемнением (Full-array local dimming). Эти модели смогут обеспечить полноценный HDR.

А вот мониторов, подходящих для HDR, не так много. Даже если монитор сертифицирован по стандарту DisplayHDR 400, это обеспечит лишь самый базовый уровень HDR. Чуть лучше обстоит ситуация с DisplayHDR 600, который поддерживается, например, на Samsung Odyssey G7. В то же время OLED-мониторы все еще очень редкие и дорогие.

Вывод: для игр и кино с HDR лучше брать телевизор OLED или вариант с LED-подсветкой и полноматричным затемнением.

7

Тип матрицы

Тип матрицы также влияет на восприятие контента. OLED можно использовать для кино и для игр, в том числе без внешнего освещения. В этом случае черный цвет все равно будет оставаться глубоким благодаря особенностям матрицы.

Что касается IPS и VA, то эти типы матриц используются как в телевизорах, так и в мониторах. Для киберспортивных дисциплин наилучший вариант — IPS с высокой частотой обновления. Для особо требовательных к быстроте отклика геймеров можно рассматривать даже TN. Разумеется, здесь альтернатив игровым мониторам нет.

Матрица VA может подойти не всем из-за проблем со шлейфами в динамичных сценах. Желательно посмотреть интересующую модель с матрицей VA самостоятельно и понять, насколько это критично лично для вас. Монитор Samsung Odyssey G7 и старше от этой проблемы избавлен.

В то же время VA имеет более высокий контраст и, соответственно, глубокий черный цвет. IPS же страдает более явными засветами и «глоу-эффектом», что справедливо для телевизоров и мониторов. Для просмотра кино в темной комнате VA предпочтительнее.

VA-мониторы также часто идут с изогнутым экраном. Это позволяет «сгладить» углы просмотра (у VA под углом цвет искажается сильнее, чем у IPS), чтобы сохранить качество изображения по краям. Кроме того, такой изогнутый экран создает «эффект присутствия», однако это едва ли применимо к диагоналям менее 30 дюймов.

Вывод: для киберспорта нужно смотреть в сторону мониторов на основе IPS или TN. Для всего остального подойдут телевизоры и мониторы с любым типом матрицы — OLED, IPS или VA.

Виджет Яндекс.Маркет

Это тоже интересно:

Фото: Depositphotos