Почему американцы покупали РД-180?
В апреле 2021 года Россия отгрузила последнюю партию ракетных двигателей РД-180 в США. Эта поставка может стать последней в череде многолетних контрактов на закупку ракетных двигателей в интересах американских компаний. 26 августа гендиректор компании ULA Тони Бруно сообщил, что компания прекращает продажу своих ракет Atlas V заказчикам, а это значит, что после того, как будет израсходован весь запас двигателей РД-180, для NASA и Космического командования настанет пора перевернуть страницу.
Отказываться от ракет Atlas V и российских РД-180 будут не сразу. Все ракеты-носители этого типа продадут заказчикам и запустят примерно до середины 20-х годов — США предусмотрительно закупили российских двигателей про запас, и потребность в новых вряд ли появится. РД-180 стал популярен в США сразу по нескольким причинам. Он оказался дешевле всех возможных двигателей образца конца 90-х, его было просто купить и стоил он недорого — от 10 до 12 млн долларов. Все американские аналоги стоили значительно дороже, и с их помощью холдинг ULA не смог бы продать Пентагону пуски, стоимость которых и на российских двигателях переваливала за 380 млн долларов.
Кто «убил» российский РД-180?
Считается, что основных причин отказа США от российских двигателей РД-180 три. Первая — неумение ULA конкурировать на мировом рынке пусковых услуг. Их, по некоторым данным, со всех насиженных мест выдавливает компания, которая числится второй в списке причин отказа США от российских двигателей.
Во-вторых, компания SpaceX Илона Маска разработала двигатели Raptor c топливной парой метан/кислород. Эти агрегаты приближены по своим характеристикам к РД-180, а также целиком и полностью разработаны в США, что в условиях санкционных войн является определяющим фактором. При этом стоимость производства двигателя до сих пор не раскрыта. На двигателях Raptor ракеты SpaceX будут летать следующие несколько десятков лет. Считается, что топливная пара газ-газ позволяет достичь оптимальных динамических характеристик и неплохо экономит деньги тем, кто проводит запуски.
В-третьих, в США успешно работает и другая космическая компания Blue Origin, которой руководит основатель Amazon Джефф Безос. Двигатель BE-4, спроектированный для полетов на метане и жидком кислороде, как и SpaceX Raptor, планируют продавать для ракеты Vulcan. Помимо Vulcan, двигатели BE-4 планируют использовать для вывода спутников на орбиту Земли в рамках использования ракеты New Glenn, которую компания разработала с нуля.
Рынок в депрессии, но он все еще жив
Поначалу можно подумать, что рынок для российских ракетных двигателей потерян, но это не совсем так. Во-первых, ракеты Vulcan, в которой будут использовать двигатели BE-4, еще нет, и неизвестно, какими будут результаты первых запусков. Во-вторых, США не могут взять и отказаться от российских ракетных технологий. Хотя бы потому, что американская Orbital Sciences Corporation (OSC) уже планирует закупать РД-181М. Их хотят устанавливать на ракеты Antares. Ракеты этого типа используют для многих проектов, в частности, на этих носителях к МКС летают грузовые корабли Cygnus.
Главным камнем преткновения в истории с российскими РД-180 были военные программы США. На российских двигателях ракеты Atlas V выводили в космос военные разведывательные спутники. Операторы Antares должны исправить ситуацию: в соглашение между РФ и производителем ракет может быть включен пункт, запрещающий выведение военных систем на российских ракетных двигателях.
Второй заход с новым товаром: как РД-0169 будет спасать Россию
Формальной причиной для перехода на полностью американские ракетные двигатели могла стать экология. Метан/кислородные ракетные двигатели считаются менее вредными для окружающей среды, однако забота о собственной природе не самая важная причина перехода на другую технологию. Главная причина — деньги. В перспективе BE-4 и Raptor могут сэкономить американским SpaceX и Blue Origin по 300−500 долларов с каждого килограмма полезной нагрузки. Их дешевле заправлять, проще делать, а в многоразовой конфигурации ракетные двигатели практически перестают быть расходной частью бюджета компании, поскольку после каждого полёта требуется не создание нового агрегата, а обслуживание уже имеющегося.
Собственные кислород/метановые двигатели, способные конкурировать с Raptor и BE-4 у России уже есть. Их первое применение может состояться в 2026 году на ракете «Союз-7» — многоразовой версии самой популярной российской ракеты. Если всё пройдёт успешно, то двигатели для этих ракет могут быть отгружены на экспорт. По предварительным оценкам двигатели РД-0169 могут оказаться «в несколько раз» дешевле американских Raptor и BE-4. Если всё пройдёт по плану, то Россия получит все шансы заново завоевать американский рынок пусковых услуг, за которым в очередь на российские двигатели могут встать и европейцы.
Посмотрите на новые космические фото, которые раньше были доступны только ученым. На них видны галактики, различные виды туманностей, а также скопления звезд причудливой формы — например, сферической или шаровой.
Это тоже интересно: