Гениальный вор: зачем Илон Маск украл у России многоразовую ракету?

В краже века главу SpaceX обвиняют все, кому не лень. Но действительно ли многоразовая ракета была исключительно российской разработкой?

Многоразовая ракета родом из СССР

Справедливости ради, нужно сразу сказать, что идея сажать ракету обратно на космодром, а не сжигать её в плотных слоях атмосферы, не принадлежит Илону Маску и не может принадлежать по одной простой причине. Еще в позднем СССР руководители космических предприятий показывали ряд интересных проектов по экономии ресурсов на космические запуски.

Одним из самых интересных проектов в этой области должна была стать ракета «‎Энергия» с возвращаемыми разгонными блоками, но тогда все средства вложили в пилотируемый корабль, и дело, что называется, не пошло.

Ракета «Энергия». Фото: Wikimedia / GURken / CC BY-SA 4.0

Потом появилась ‎конверсионная ракета «‎Россиянка», спроектированная уже после развала СССР, но на базе советских оборонных технологий. Ее планировали построить на базе ракеты Р-29РМУ «Синева». Как и у ракет Илона Маска, первая ступень «‎Россиянки» должна была садиться на космодром либо с помощью парашюта, либо «‎по-самолётному» на взлетно-посадочную полосу. Но тогда люди, принимающие решения, не стали давать ход уникальной технологии. В стране было полно других проблем, и к началу 90-х нужно было заниматься более важными вопросами, чем производство ракеты с непонятным назначением.

Многоразовая ракета России: идеи есть, а реализации и денег долгое время не было

В конце 90-х за проектирование многоразовых ракет взялся ближайший соратник Королёва Василий Мишин. В 1999 году, понимая всю важность и перспективность многоразовых ракет, он пишет письмо президенту России Борису Ельцину. В одном из интервью тех лет он рассказал, что именно он написал главе государства.

«Главная идея был такой — нужна многоразовая двухступенчатая ракета-носитель, которая существенно удешевляет вывод на орбиту полезного груза. По крайней мере, первая ступень должна быть многоразовой, то есть возвращаемой на Землю для повторных использований. Вторую ступень, более дешевую, можно и не возвращать. Первая ступень может быть отработана на базе ракеты “Союз” с существующими двигателями, которые были “отработаны” еще для ракеты Н-1 и в КБ “Энергомаш”. Даже существующих экземпляров двигателей для Н-1 (сохраненных Кузнецовым вопреки указанию уничтожить) хватит на 2−3 года», — сказал тогда Мишин.

Но к его мнению прислушались лишь частично. Вместо того чтобы серьезно изучить вопрос, проработать проект многоразовых ускорителей получилось только у создателей «Бурана» и ГКНПЦ им. Хруничева. Но в работу уникальный многоразовый ракетный ускоритель, способный садиться на аэродром как обычный самолёт, так и не пошел, и к началу «нулевых» Россия осталась с целым ворохом перспективных, но никому не нужных проектов.

Фотограф, известный под никнеймом Jonk, нашел путь в закрытый ангар космодрома «Байконур» и заснял останки советского космического корабля «Буран». При этом тот самый «Буран» был уничтожен в 2002 году в результате обрушения крыши монтажно-испытательного корпуса, где он находился. На фотографиях представлен следующий шаттл серии — «Буря» — он должен был отправиться в космос вслед за первым кораблем.

А что украл Илон Маск?

Американского миллиардера и основателя SpaceX обвиняют в том, чего он, по большому счету, не делал. Илону Маску вменяют в вину использование советских и российских технологий, к которым он мог получить доступ во время двух поездок в Россию в начале «нулевых» — как раз тогда, когда отечественная космическая промышленность испытала наибольшие затруднения.

Доподлинно неизвестно, что именно SpaceX могла позаимствовать в России. Но, например, аэродинамические решетчатые рули и схема посадки «по-ракетному», которую SpaceX могла подсмотреть у РКК «Энергия», используются американской компанией до сих пор.

На вопрос «почему в США это работает, а в России нет» не существует однозначного ответа. Если говорить коротко, то частная космическая компания со стартовым капиталом оказалась мобильнее, умнее и профессиональнее неповоротливых корпораций (и российских, и американских), поэтому и заняла свое место на рынке, забрав под ракеты Falcon 9 значительное количество коммерческих запусков. Доказать сам факт воровства можно только подняв патенты на изобретения, дойдя до международных судов. Исхода из таких событий два — если изобретение действительно украли, то нужно сделать так, чтобы из каждого заработанного SpaceX доллара 80 центов шли российским правообладателям технологий. Второй вариант — сделать еще более востребованный продукт, который будут покупать во всем мире.

Как SpaceX и NASA готовились к первому пилотируемому полету на МКС в 2020 году

Если говорить прямо, то Илон Маск сделал то, что должны были сделать ещё в СССР — предусмотреть возможность многоразового использования ракет-носителей в целях экономии и увеличения доли зарубежных заказов. Вряд ли глава SpaceX когда-нибудь признается, что именно он приказал украсть какую-то советскую или российскую технологию, но в истории с успешностью SpaceX и популярностью ракетной техники американского производства все работает как в старом анекдоте: «Кто первый встал, того и тапки».

Шанс наверстать упущенные возможности еще есть, и с 2023 года борьба должна пойти на равных. В работе многоразовая версия «Крыло-СВ» (тот же «Байкал», только на современном уровне), и сразу две многоразовых ракеты — одна на базе многоразовой первой ступени ракеты «Союз», другая частная, разработанная практически с нуля. Смогут ли российские многоразовые ракеты побить американские и отвоевать рынок пусковых услуг обратно, покажут ближайшие несколько лет.

Mногоразовая ракетно-космическая система «Крыло-СВ». Фото: Фонд перспективных исследований

Это тоже интересно:

Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас