Космический антирекорд: каких проектов лишатся Россия и Европа из-за разрыва отношений

Пострадают не только научные, но и телекоммуникационные проекты, стоимость которых оценивалась в сотни миллионов долларов.
Икар
«ЭкзоМарс» 2022
OneWeb
Космодром Куру
Кто ещё?
«Вояджер» на минималках
Когда США снимут санкции?
Икар
«ЭкзоМарс» 2022
OneWeb
Космодром Куру
Кто ещё?
«Вояджер» на минималках
Когда США снимут санкции?
Ещё

Из-за разрыва отношений России и Европы пострадают не только научные, но и телекоммуникационные проекты, стоимость которых оценивалась в сотни миллионов долларов, ниже приведем конкретные примеры.

Icarus

Проект Icarus — одна из первых научных программ, доступ к которой останется только у российских ученых. С помощью нее отслеживают сезонную миграцию птиц, а набор спутниковых датчиков, которыми оснащают некоторых птиц после отлова, передает данные о местоположении прямиком на МКС.

На космической станции установлено три мощных антенны, а космонавты регулярно проверяют состояние оборудования и держат постоянную связь с исследователями на Земле. Доступ к этой системе российские ученые могут отключить, и у зарубежных коллег не останется универсальной и недорогой в использовании системы, с помощью которой можно, в числе прочего, предсказывать климатические изменения в различных регионах мира.

«ЭкзоМарс» 2022

Совместная астробиологическая миссия ЕКА и «Роскосмоса» на Красную планету стала одной из первых жертв политических интриг вокруг научных проектов. 17 марта ЕКА объявило, что совместная миссия приостанавливается. Отказ приведёт к тому, что дешевых полетов за пределы земной атмосферы у европейцев может больше не быть. Проблема в том, что производство марсианских роверов более-менее налажено даже в странах, космическая программа которых еще даже не достигла «совершеннолетия». Производство ракет-носителей на порядок сложнее.

Лететь к Марсу российско-европейский ровер должен был либо на «Протоне», либо на «Ангаре». Старт «Ангары» с макетом полезной нагрузки успешно провели в конце декабря 2021 года, и теперь ЕКА встало перед выбором: либо нормализовать отношения с «Роскосмосом», либо пересесть на более дорогие ракеты «Ариан-5», «Атлас-5» или Falcon-9.

OneWeb

Одной из самых острых тем сотрудничества в космосе стал разрыв отношений британской спутниковой компании OneWeb и российского космического агентства. Часть спутников связи, запланированных к развертыванию, осталась на Байконуре — помещение с ними опечатали, а все специалисты с британской стороны покинули космодром на неопределенный срок. Руководитель пресс-службы Роскосмоса Дмитрий Струговец сообщил, что шесть ракет-носителей «Союз» будет выведено Роскосмосом из программы запуска.

Модель спутника OneWeb, Wikimedia, Автор: NASA/Kim Shiflett

Любопытно, что после разрыва отношений с РФ OneWeb будет пользоваться пусковыми услугами своего прямого конкурента — компании Илона Маска SpaceX. В настоящее время на орбите находится 428 спутников OneWeb, а готовность группировки к полному развертыванию и работе оценивается в 66%. SpaceX предстоит выполнять завершающий этап развертывания до конца 2023 года, а первый запуск спутника OneWeb может состояться уже в июле текущего года. Стоимость контракта на пусковые услуги не раскрывается. При этом руководитель «Главкосмоса» Дмитрий Лоскутов заявлял, что OneWeb не сообщала о планах отказаться от российских ракет «Союз».

Еще одна площадка, на которой сотрудничество России и зарубежных компаний вышло на принципиально новый, даже стратегический уровень. Гвианский космический центр расположен в 500 километрах от экватора, что делает его идеальным местом для запуска ракет: в силу скорости вращения Земли ракете нужно меньше топлива для вывода полезной нагрузки. Как следствие, сам запуск может быть либо значительно дешевле, либо полезной нагрузки за один раз можно выводить на порядок больше, чем при старте с Байконура или мыса Канаверал.

Доля запусков ракет «Союз-СТ» с космодрома Куру меньше, чем ракет «Ариан-5», однако полный отказ от сотрудничества с площадкой и консервация российского сегмента космодрома, которую уже озвучивал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, могут привести к серьезному удорожанию запусков.

Кто ещё?

Уже известно, что отказ от пусков с Куру приведёт к срыву развертывания навигационной системы Galileo (европейского аналога GPS), никуда не полетит телескоп Euclid, созданный для поиска темной материи, аппарат для отслеживания глобального потепления EarthCARE и другие космические аппараты.

Другим важным шагом в сторону разрыва сотрудничества в космической сфере стало отключение Германией телескопа eROSITA. Он находился на борту орбитальной рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ», построенной и выведенной на орбиту с помощью российских технологий. Космические предприятия РФ построили сам спутник, а также телескоп ART-XC, спроектированный и построенный Институтом космических исследований РАН и Российским федеральным ядерным центром ВНИИЭФ.

Кроме того, Россия отказалась поставлять американской компании Orbital ATK ракетные двигатели РД-181. Они продавались для установки на ракету Antares, верхом на которой к МКС летал грузовой корабль Cygnus. По прогнозам главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина, из-за отказа России от поставок США могут потерять до 4 млрд долларов.

Неизвестна и судьба МКС: российские модули поддерживают жизнеспособность станции, ее ориентацию, корректируют орбиту уникального сооружения на орбите Земли. Однако значительную часть расходов по содержанию объекта по-прежнему несут США.

«Вояджер» на минималках

Практически с абсолютной уверенностью можно утверждать, что трудности ожидают и межпланетную экспедицию «Венера-Д», проводить которую Россия и США планировали совместно. И хотя запуск автоматической станции был намечен лишь на 2029 год, перспективы этой миссии с учетом санкций и давления со стороны США становятся всё призрачнее.

Единственный шанс успешно провести экспедицию к одной из самых малоизученных планет — привлечь к работе Китай. 13 лет проект разрабатывался как исключительно российский, но в 2013-м к работе присоединились инженеры Лаборатории Реактивного Движения NASA и другие специалисты по космическим аппаратам. Теперь их участие фактически дезавуировано, а конструкцию модуля и схемы выхода к планете почти наверняка придётся менять.

Когда США снимут санкции?

Эксперты в области космического сотрудничества отмечают, что шанс на возобновление сотрудничества есть, но для этого космос нужно объявить зоной, свободной от политики. Однако в 2019 году представители России отмечали, что эта формула не работает. При этом сугубо национальные проекты буксуют даже при достаточном финансировании. К примеру, американская высадка на Луну в рамках миссии «Артемида» уже «переехала» вправо — минимум на 2030−2035 годы.

Отказ от международной кооперации оказался деструктивен для всех ведущих стран, и даже самым сильным игрокам в этом направлении приходится непросто.

Это тоже интересно: