Сможет ли Rutube заменить YouTube? Протестировали отечественный видеохостинг

Положение Google и конкретно YouTube в России подвешенное. Политики стабильно призывают блокировать видеохостинг. Альтернативой YouTube в России называют Rutube. Автор Hi-Tech Mail.ru изучил платформу с точки зрения функциональности и наполнения.

Как много людей на Rutube?

Не так много, как хотелось бы владельцам проекта. По данным Similar Web, в феврале 2022 года отечественный видеохостинг посетили 8,49 млн раз. Ранее в течение последнего полугода значение было плюс-минус аналогичным. Для сравнения, один ролик «Что было дальше» на YouTube может собрать десятки миллионов просмотров: видео с приглашенным гостем Амираном Сардаровым посмотрели 25 млн раз, с Анастасией Волочковой — 24 млн.

Резкий прирост аудитории закономерно произошел в марте — количество визитов составило более 50,1 млн. Но и этот показатель катастрофически мал на фоне YouTube: за аналогичный период зарубежный видеохостинг посетили 35,16 млрд раз. Даже с учетом того, что YouTube — международная платформа, по активности отдельные российские каналы-миллионники опережают весь Rutube.

Что представляет собой Rutube?

Зайдя на главную страницу сервиса, я не сразу понял, что оказался на сайте-альтернативе YouTube. Что представляет собой главная страница видеохостинга от Google: «плитки» с пользовательским контентом, который подбирается на основе системы рекомендаций. Rutube — это скорее онлайн-кинотеатр с возможностью публикации пользовательского контента.

На самой большой плитке отображены ТВ-шоу от ТНТ, СТС и других каналов, под ними — сетка новостей, еще ниже — рекомендательная лента, собранная на основе предпочтений пользователя. Как работает лента, понять сразу невозможно. Мои последние поисковые запросы — по теме маркетинга, хайкинга и футбола. Что делает в рекомендательной ленте Ольга Бузова, я не совсем понял.

Смутила и логика выдачи следующего видео после просмотра ролика. Я посмотрел влог о путешествии по Нижнему Новгороду, но далее платформа предложила посмотреть на бои блогеров. Рекомендации по теме моего видео обнаружились в интерфейсе на уровень ниже.

Пока можно только сделать вывод, что система рекомендаций есть. После просмотра нескольких роликов на главной странице стал появляться контент блогеров, не только ТВ-шоу.

Регистрация и публикация контента

Одна из проблем сервиса — модерация контента. Загруженный ролик публикуется не сразу. «Обычно процедура занимает до 20 минут, но модераторы могут увеличить время проверки до 24 часов», — говорится на сайте. Это доставляет проблемы контент-мейкерам: даже за такое время ролик может потерять актуальность.

Разработчики решили эту проблему. Для верифицированных пользователей теперь доступна функция автомодерации, и на их каналах видео теперь появляются в течение нескольких минут. Чтобы получить «галочку», необходимо заполнить заявку в личном кабинете RuTube. Кроме того, Минцифры работает над тем, чтобы предоставить пользователям Rutube возможность верификации аккаунта через Госуслуги. Это позволит публиковать видео без очереди и длительной модерации.

Есть и более свежие кейсы о том, что Rutube модерирует видео по несколько дней. Один из блогеров сделал обзор Rutube Studio, и в нем рассказал, что модерация длилась четыре дня. Причина тому не названа, однако блогер предположил, что это связано с возрастающей нагрузкой сайта в последние полтора месяца.

Перед загрузкой видео отображаются требования к публикуемому файлу. Их минимум. Длина загружаемого видео должна составлять не более 5 часов. Поэтому ролик «Режу воду 10 часов» на Rutube не залить.

Монетизация включается сразу же с момента регистрации блогера на платформе. Для сравнения, на YouTube она активируется, когда канал набрал 1000 подписчиков и 40 тысяч часов просмотров. В первые сорок дней после регистрации на Rutube блогер получает 100% дохода с рекламы. Далее платформа делит доход с блогерами в соотношении 50/50.

Процесс регистрации занимает минуту. Тут все по стандарту: нужно указать почту и придумать пароль, после этого подтвердить его, и ваш аккаунт окажется зарегистрированным. Авторизация также открывает доступ к истории просмотров, где находятся ранее просмотренные ролики.

Кто переходит на RuTube из YouTube?

Прежде всего, в Rutube ушли заблокированные политические авторы. Например, «Sputnik на русском» и «Соловьев LIVE». У Владимира Соловьева уже 231 тысяча подписчиков, а его ролики стабильно появляются в разделе «Популярное».

Раздел «Популярное». На момент публикации основной контент здесь состоял из роликов на политическую тематику.
Раздел «Популярное». На момент публикации основной контент здесь состоял из роликов на политическую тематику.

На платформе также есть и уникальный контент от блогеров-миллионников с YouTube. Например, на канале Эрика Давидыча «Smotra TV» видео «Технарь. Самый уникальный прицеп в России!» снято эксклюзивно для российской платформы. На YouTube его не найти. Ролики от популярных контент-мейкеров, снятые специально для RuTube, выделяются меткой «Originals».

Кстати, о канале Давидыча. На момент написания материала «Smotra TV» насчитывает 29 тысяч подписчиков. Для сравнения, на YouTube их 4,36 млн. Впрочем, каналу на Rutube всего месяц. Все ролики оригинальные. А недавно блогер и вовсе анонсировал уход с YouTube на Rutube.

Какие шоу есть на RuTube?

Есть и оригинальные медиапроекты, создающиеся специально для RuTube. Например, «На связующих». Это канал с интервью селебрити, а его заставка сильно напоминает «Что было дальше». «“На связующих” — шоу, в котором ведущий вместе с популярным гостем ищут номер звезды», — говорится в заставке.

Кадр из видео с канала «На связующих»
Кадр из видео с канала «На связующих»

В роли гостей побывали Владимир Сычев, Анастасия Волочкова, Ольга Серябкина. Герои ищут номера других звезд в телефонной книге и звонят им. Причем делают это с другого телефона и представляются другим человеком. Каким — становится известно по итогам игры.

Другое оригинальное шоу на платформе — «ТикТок дайджест». В нем ведущая рассказывает о последних событиях на самой вирусной платформе с короткими видео.

Кадр из видео с канала «ТикТок дайджест»
Кадр из видео с канала «ТикТок дайджест»

Только тут нарушается логическая цепочка. Странно, что на зарождающейся платформе рассказывают о жизни на одной из топовых, а не наоборот.

Что говорят о RuTube создатели контента?

Платформой довольны не все контент-мейкеры. Например, недавно Rutube раскритиковал продюсер Максим Фадеев. «Я начал переходить в Rutube и понял, что столкнулся с каким-то адским, непонятным мне монстром, с которым нельзя договориться. Куда ни ткни — везде беда. Бег с препятствиями — вот моё знакомство с Rutube», — рассказал он.

Фадеев также обратился к руководству и разработчикам Rutube с призывом доработать платформу и сделать ее более удобной для пользователей. Возмущение дошло до того, что продюсер усомнился, остались ли в России талантливые программисты, которые не уехали за границу.

Валентин Петухов (Канал «Wylsacom» с 10,1 млн подписчиков на YouTube) сравнил Rutube с загрузкой видео в облачные хранилища: «В повторении нет ничего ужасного. Тот же VK и Telegram тому доказательство. Можно сделать даже лучше оригинала, но RuTube не тот случай. На заре YouTube в России он мог еще соперничать по аудитории. Сегодня же можно выкладывать видео на Яндекс. Диск с тем же успехом, что на RuTube».

Блогер Сыендук (7,25 млн подписчиков) заметил, что под его видео на YouTube появилось множество однотипных комментариев. Все они якобы с нетерпением ждут, когда видео Сыендука появятся на Rutube. Блогер предположил, что это спам от ботов, связанных с отечественным видеохостингом.

Есть и более сдержанные мнения. Блогер Алексей Столяров (3,44 млн подписчиков на YouTube) считает, что Rutube сможет стать полноценной заменой сервису от Google, только если последний окажется полностью недоступен в стране.

Случится ли это, неизвестно. За последние два месяца России стало в 50 раз больше пользователей VPN-сервисов. Да и в уже заблокированных соцсетях до сих пор есть жизнь.

Это тоже интересно: