Беспилотные автомобили — новая реальность или все еще теория?

Беспилотные автомобили как класс существуют давно. Однако полностью избавиться от прослойки между рулем и сиденьем — человека — пока не получилось. Перспективы глобального внедрения автономного транспорта до сих пор не ясны как производителям, так и правительству, и обычным людям. Разбираемся, что собой представляют беспилотники сейчас и как обстоят дела с главным требованием — безопасностью.
Виолетта Ворчихина
Фото: Pexels
Фото: Pexels

Не все беспилотные автомобили — автономные

Фразу «беспилотный автомобиль» каждый понимает по-разному. Классическое определение — это транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, которое может безопасно передвигаться без участия человека. В какой-то степени автоматические системы присутствуют почти в каждом автомобиле. Однако существует система уровней беспилотников, определяемых степенью контроля со стороны человека.

На самом низком уровне — нулевом — беспилотные системы (камеры, радар и лидар) отсутствуют. Но работают звуковые уведомления и есть сигнальные табло. По функциональности такие авто — как старый «жигуль» деда или большинство современных автомобилей базовой комплектации.

На первом уровне водитель управляет автомобилем, но дополнительно работают некоторые системы автоматизации: автоматическая парковка, адаптивный круиз-контроль и сигналы о сходе с полосы.

Автомобиль Cadillac с поддержкой Super Cruise
Автомобиль Cadillac с поддержкой Super Cruise

Второй уровень подразумевает, что большую часть времени в пути работает автопилот. Но в случаях, когда система не может справиться, водитель берет управление на себя. Например, подрезала или резко перестроилась другая машина. Автопилот на этом уровне управляет рулением, торможением и скоростью автомобиля. По желанию водителя систему можно в любой момент выключить и включить. Автопилоты Super Cruise разработки General Motors и Autopilot от Tesla ускоряются, рулят и тормозят в определенных ситуациях, но далеко не во всех.

На третьем уровне водитель почти не вмешивается в управление. Это касается, в основном, движения по шоссе или автостраде. Но в нестандартных ситуациях, когда автомобиль не может реагировать на дорожную обстановку, водитель должен быть готов взять управление на себя.

В Южной Корее в середине лета 2021 года появился сервис маршруток от Hyundai Motor без водителей. Называется он RoboShuttle и представляет собой четырехдверный фургон Hyundai H350. Автомобиль оценивает и контролирует обстановку на дороге, после чего принимает решения.

Передвигается RoboShuttle по определенному маршруту. При этом пассажиры не передают за проезд наличку, а оплачивают с помощью приложения на смартфоне, выбирая одну из доступных 20 остановок. В дальнейшем обслуживание пассажиров беспилотником третьего уровня будет только расширяться на другие части города.

Hyundai RoboShuttle
Hyundai RoboShuttle

Четвертый уровень — по сути, расширенный третий. Внимание пилота уже не требуется, машина практически автономна и способна доставить до назначенного пункта, если перемещается внутри своих заданных пределов. И такие беспилотники уже существуют. К примеру, проект самоуправляемых авто Google — компания Waymo — занимается организацией сети беспилотников 4 уровня в сервисе нелицензированных такси Uber и Luft в штате Аризона.

На пятом уровне пассажир только указывает место назначения и дает команду на старт. Автомобиль на этом уровне самостоятельно доедет до заданной точки. На дорогах таких автомобилей пока нет. Автопроизводители BMW и Tesla заявили о появлении доступных систем 5 уровня в течение нескольких лет. Но эксперты считают, что на это понадобится больше времени.

По глобальному прогнозу ResearchAndMarkets.com относительно рынка беспилотных автомобилей, объем производства беспилотников вырастет с 20,3 млн в 2021 году до 62,4 млн уже к 2030 году. При этом развивающиеся страны — Индия и Китай — демонстрируют наиболее высокие темпы роста.

Основные задачи выполнимы

Повышение безопасности дорожного движения — основная задача, которую должны решить беспилотные автомобили. Но сможет ли новая технология с этим справиться и свести к минимуму основную причину аварий — человеческий фактор?

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в ДТП на дорогах по всему миру гибнет около 1 млн 300 тыс. человек. Причиной 90% аварий является человеческий фактор. И беспилотные автомобили могли бы снизить этот процент.

Людей беспокоят больше всего вопросы безопасности: не будет ли робот допускать ошибок, как контролировать машину. А возможности беспилотных автомобилей уникальны: они имеют угол обзора в 360 градусов, не распивают алкоголь, не отвлекаются, а также обмениваются данными друг с другом и постоянно обучаются.

Автономный страх

Внимание к беспилотному транспорту привлекает не только сама возможность проехаться в таком авто, но и инциденты, которые происходят. В апреле 2021 года автопилот Tesla стал причиной аварии, в результате которой погибли 2 человека. И это не единственное ДТП из-за ошибок в автономной функции помощи водителю. Но, тем не менее, в ДТП с обычными авто погибают десятки тысяч человек, в авариях с беспилотными — единицы.

В России разработкой и совершенствованием способов обнаружения потенциально опасных объектов на дороге или препятствий занимается Лаборатория интеллектуального транспорта МФТИ.

Фото: Pexels
Фото: Pexels

Также проводится работа по планированию движения беспилотных автомобилей и построение высокоточных карт. Подробные карты местности, которые предоставляют информацию о знаках, светофорах, дорожной разметке, позволяют более безопасно продумывать большинство дорожных сценариев развития событий. В разное время суток и при любых погодных условиях. Кроме того, разнообразный, хотя и весьма дорогой набор радаров, сенсоров и бортовых камер вовремя выявляет и предотвращает опасные дорожные ситуации. Все это основа для создания беспилотных авто 4 уровня автономности.

Не только страх управляет людьми, которые не доверяют беспилотным авто, но и скептическое отношение к новым технологиям. Поэтому задача разработчиков и исследователей — демонстрировать преимущества автономного транспорта.

Беспилотные авто уже встречаются на улицах Иннополиса и Сколково. На этапе тестирования находятся и беспилотные Sber Automotive Technologies, которые входят в экосистему Сбера и перевозят сотрудников, перемещаясь по Москве между инжиниринговым центром SberAutoTech и станцией МЦК «ЗИЛ». Поездка проходит абсолютно без вмешательства человека, но, по требованиям законодательства, на месте водителя находится инженер-испытатель.

Фото: press.sber
Фото: press.sber

Для массовости внедрения технологии в жизнь и ценовой привлекательности необходимо снижать стоимость набора сенсоров и оборудования для бортовых вычислений в автомобиле. Однако это процесс небыстрый и может занять до 15 лет.

Беспилотное будущее

Развитие беспилотного автономного транспорта следует за массовым распространением электромобилей. Именно в таких типах авто надежнее и легче заниматься внедрением технологий автопилота. Всё потому, что бортовые устройства вычислений используют много электроэнергии. Прогнозируется, что в России транспорт с автопилотом будет распространяться немного медленнее и на ближайшие лет 10 не станет массовым явлением на дорогах страны.

Тем не менее, еще с 2020 года правительство России разрешило испытывать беспилотные авто в 13 регионах страны. Настоящие данные о безопасности таких авто можно получить только при их испытаниях непосредственно на улицах городов. Беспилотные машины выедут на улицы Москвы, Татарстана, Санкт-Петербурга. Эксперимент также распространяется на Московскую, Владимирскую, Самарскую, Нижегородскую, Новгородскую и Ленинградскую области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округ, а также Республику Чувашия.

Еще одним законодательным шагом навстречу автономным авто стало разрешение правительства запускать беспилотный транспорт в виде такси. Если эксперимент будет удачным, то, по прогнозам правительства, к 2025 году беспилотники станут органичной частью городской среды. Беспилотные автомобили в роли общественного, а не персонального транспорта, смогли бы оптимизировать всю систему пассажирских перевозок.

Это тоже интересно: