Не только телефоны. Чем грозит уход Siemens из России спустя 169 лет отношений

12 мая компания Siemens приняла решение покинуть российский рынок. Многие знают немецкий бренд по кнопочным телефонам, популярным в нулевые. Но сфера деятельности компании гораздо шире: от «Сапсанов» и «Ласточек» до гидроэлектростанций. Как все начиналось, чем грозит уход Siemens из России и что об этом говорят эксперты — в разборе Hi-Tech Mail.ru.

От телеграфов к телефонам

Siemens — немецкая группа компаний, которую основал Вернер фон Сименс — инженер, ученый, изобретатель, общественный и политический деятель. Компания существует с 1847 года, и практически все два века работы она ассоциируется с передовыми технологиями в области электроники, бытовой техники, медицины, энергетики и транспорта. На сегодняшний день Siemens присутствует в 107 странах. Но скоро это число уменьшится на единицу.

Карта телеграфной сети Российской империи. Изображение: new.siemens.com
Карта телеграфной сети Российской империи. Изображение: new.siemens.com

В 1849 году начался первый проект Siemens и российского правительства. По контракту Siemens поставляла телеграфы для строительства телеграфной линии, соединяющей Москву и Санкт-Петербург. В последующие несколько лет Siemens проложила сеть, благодаря которой Россия присоединилась к международной связи. Спустя 4 года компания открыла свое первое отделение в Санкт-Петербурге, и с тех пор 1853 год считают официальным годом начала деятельности Siemens в России.

Siemens A52
Siemens A52

Связь и общение стали ключевыми для Siemens в нашей стране. В новой истории России, в 2000-х годах, немецкий бренд пошел в массы через популярное на тот момент направление — мобильные телефоны. Во дворах и школах из динамиков Siemens A65 и A52 звучала полифония, рингтоны кочевали из телефона в телефон, а отцы передавали детям Siemens ME45 как семейную реликвию.

Однако в масштабах страны у Siemens были более важные направления.

Бытовая техника и электроника

На рынке бытовой техники Siemens появилась в 1906 году благодаря пылесосу с двигателем в одну лошадиную силу и с водяным фильтром. Устройство зарекомендовало себя как в быту, так и на производстве. Пусть ему и было далеко до современных моделей: весил пылесос почти 150 кг. С 1967 года Siemens производила и другую бытовую технику: кофемолки, утюги, фены, холодильники, стиральные машины и электрические плиты. Тогда продукция выходила под другой торговой маркой — «Protos».

Первый пылесос, 1906 год. Изображение: new.siemens.com
Первый пылесос, 1906 год. Изображение: new.siemens.com

13 января 1967 года немецкая компания объединила свои усилия в сфере бытовой техники с Robert Bosch GmbH, создав группу компаний Bosch и Siemens Hausgeräte GmbH. В новом тысячелетии Siemens сконцентрировался на промышленном секторе в большей степени, потому компания отказалась от работы с прямыми клиентами. Доля в BSH была продана Robert Bosch GmbH в 2015 году в качестве конечного потребительского сегмента.

Но этот факт не означает, что бытовая техника в России остается. Bosch еще 20 марта объявила о том, что покидает российский рынок, а на сайте Siemens появилось сообщение: «По техническим причинам заказы на бытовую технику временно не принимаются».

Siemens в последнее время сосредоточились на выпуске высококлассных кофемашин, подключаемых к системе «умный дом». Кроме того, компания производит микроволновые печи, варочные панели, духовые шкафы, вытяжки, холодильники, стиральные и посудомоечные машины. У техники очень широкий ценовой диапазон, что делает ее привлекательной для разных категорий покупателей.

С уходом Siemens с рынка бытовой техники и электроники России придется искать альтернативные варианты. Юрий Коптелов — член Совета Торгово-Промышленной Палаты (ТПП РФ) по финансово-промышленной и инвестиционной политике — высказался по этому вопросу следующим образом: «Уход такой крупной и инновационной компании из России будет болезненным для нас. Siemens глубоко проник во многие отрасли нашей экономики. По некоторым направлениям мы найдем замены, например, по бытовой технике<...>».

Какие бренды бытовой техники производятся в России, читайте в нашем обзоре.

Промышленное оборудование

Начало производства оборудования Siemens для промышленности можно отнести к 1866 году, когда Вернер фон Сименс изобрел динамо-машину — прототип крупногабаритных электрических генераторов. Через 10 лет было налажено серийное производство. Первыми сферами, где применили динамо-машины, стали электроосвещение и приводная техника. Сименс стал первым в Германии владельцем частной резиденции, оснащенной электричеством.

Динамо-машина, 1866 год. Изображение: new.siemens.com
Динамо-машина, 1866 год. Изображение: new.siemens.com

В России все началось с производства ламп, кабелей и переключателей. Со временем, Siemens стала обеспечивать российский рынок полностью в областях электрического освещения, телеграфной связи и передачи энергии на расстояние.

С 2011 года Siemens реализовывал программу инвестиций в России. В Воронеже запустили завод по производству электродвигателей. Позже там открылось предприятие по производству трансформаторов — устройств для преобразования электроэнергии. Siemens поставляла оборудование для реконструкции энергоблока Киришской ГРЭС, для Курганской и Сызранской ТЭЦ, предприятию по добыче природного газа «Ямал СПГ», Нововоронежской АЭС-2, «Транснефти» при строительстве магистрального нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан.

Крайне существенным для сотрудничества России и Siemens в промышленности стал 2015 год — год открытия завода «Сименс Технологии Газовых Турбин» под Санкт-Петербургом по производству газовых турбин — совместного производства «Siemens Energy AG» и компании «Силовые машины». С помощью оборудования Siemens оснащены российские газопроводы «Голубой поток», «Северный поток — 1», «Северный поток — 2» и «Турецкий поток», поставляющие российский газ в другие страны.

Предприятие «Сименс Технологии Газовых Турбин». Изображение: new.siemens.com
Предприятие «Сименс Технологии Газовых Турбин». Изображение: new.siemens.com

Газовые турбины стали причиной санкционного конфликта России и Siemens в 2017 году. Тогда агентство Reuters опубликовало новость о прибытии на крымский объект двух турбин немецкого производства. Siemens из-за введенных санкций не давала разрешения на поставку своего оборудования, потому новость стала неприятным сюрпризом для компании.

Со стороны строительства ТЭС заявили, что покупка была совершена на вторичном рынке, а после оборудование модернизировали на российских заводах. Ответ немецкую компанию не устроил, и дело дошло до суда. Siemens выступила с требованием разорвать договоры о поставке и вернуть оборудование, но суд отказал в удовлетворении этого иска.

Как сообщают СМИ, «Siemens Energy AG» продолжит работу в Ленобласти совместно с компанией «Силовые машины». Но производства только оборудования в современном мире недостаточно. По этому вопросу высказался международный эксперт рынка ресурсов и энергетики, аналитик Владимир Демидов: «Siemens поставлял очень важную вещь, ''мозги'' любого предприятия энергетической отрасли — контрольно-измерительные приборы и автоматику (КИПиА). Можно привести в пример газопроводы<...> Управление всеми этими проектами ведется с помощью оборудования Siemens. Ни один российский производитель сегодня не может обеспечить такие проекты как ''Северный поток — 1'' полным набором оборудования. А Siemens мог».

Поезда

В 1879 году Вернер фон Сименс представил первую электрическую железную дорогу, работающую от электричества, подаваемого по рельсам. Через два года Siemens вложилась в производство первого электротрамвая, который пустили курсировать в берлинском пригороде. Именно этот трамвай стал важной вехой в транспортных технологиях и положил начало триумфальному развитию электрических железных дорог. На сегодняшний день Siemens производит электропоезда на двух платформах — Velaro и Desiro.

Первый электротрамвай. Изображение: new.siemens.com
Первый электротрамвай. Изображение: new.siemens.com

На российском рынке производства поездов Siemens появилась благодаря сотрудничеству с «РЖД». В 2005—2006 годах начались переговоры между компаниями для реализации высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. В 2009 году российская сторона заказала электропоезда с коммерческим названием «Ласточка».

В 2010 году под Екатеринбургом открыли ООО «Уральские локомотивы» — совместное предприятие Siemens и российского холдинга «Синара» для производства электропоездов «Ласточка» по заказу «РЖД». С того же года скоростные поезда начали регулярно ходить между Нижним Новгородом, Москвой и Санкт-Петербургом.

Несмотря на то, что коммерческое название поездов — «Ласточка», на самом деле их два вида:

  • «Ласточка» — скоростная электричка. Имеет 443 места, достигает максимальной скорости 160 км/час.
  • «Сапсан» — скоростной поезд. Имеет 525 мест для пассажиров в одинарном поезде и 1050 мест — в сдвоенном, достигает максимальной скорости 200 км/час.
Ласточка. Изображение: new.siemens.com
Ласточка. Изображение: new.siemens.com

Обслуживанием поездов занималась компания «Сименс Мобильность». Несмотря на то, что «Сименс Мобильность» 13 мая расторгла договоры и отказалась обслуживать «Сапсаны» и «Ласточки», обслуживание поездов продолжится. Правда уже силами «РЖД». Петербургский арбитражный суд по иску от «РЖД» принял решение о передаче необходимого оборудования для обслуживания поездов истцу. Суд объявил незаконным, а соответственно и недействительным одностороннее расторжение Siemens договора о техническом обслуживании поездов.

Сергей Сигачев, эксперт по транспорту и автор сайта «Транссиб.ру», высказал мнение о судьбе «Сапсанов» и «Ласточек»: «Если запчасти совсем строго и глобально “заблочат”, значит, примерно поздней осенью 2022 года пойдет под разборку на запчасти один “Сапсан” из всего действующего парка. И значит, частота курсирования поездов упадет на 1 рейс в сутки. Но это при негативном сценарии. При позитивном — если запчасти все же будут ручейками доставлять в обход “официалов”, интенсивность курсирования останется прежней».

Медицинское оборудование

В 1925 году Siemens совместно с «Reiniger, Gebbert & Schall» образовали компанию по производству диагностических и терапевтических медицинских аппаратов. Объединение получило название «Siemens-Reiniger Veifa Gesselschaft für medizinische Technik GmbH».

Однако первые шаги в производстве медицинского оборудования Siemens совершила намного раньше. Первым устройством стал скользящий индуктор, который Вернер фон Сименс применил для лечения зубной боли своего брата Фридриха еще в 1847 году. Несколько лет спустя была представлена улучшенная версия аппарата: слайд-индуктор, адаптированный для нужд электротерапии со встроенными регуляторами напряжения и тока.

Скользящий индуктор. Изображение: new.siemens.com
Скользящий индуктор. Изображение: new.siemens.com

На сегодняшний день компания называется Siemens Healthineers и выпускает большую номенклатуру разнообразного оборудования: рентгеновские аппараты, компьютерные томографы, аппараты ультразвуковой диагностики, радиографические установки, МРТ-сканеры, маммографические системы и многое другое.

В Россию медицинское оборудование поставляется уже более 130 лет. Еще до Второй Мировой войны Siemens привезла рентгеновские аппараты, а затем поставки возобновились в 1972 году. Рентгены, ангиографы, наркозно-дыхательная техника и системы функциональной диагностики поступали в больницы Москвы. После 1975 года медицинским оборудованием Siemens оснащались центральные больницы практически всех союзных республик.

Компьютерный томограф SOMATOM go.Up Изображение: siemens-healthineers.com
Компьютерный томограф SOMATOM go.Up Изображение: siemens-healthineers.com

Компания, производящая медицинское оборудование — Siemens Healthineers — остается в России на законных основаниях. «Действующие санкции не направлены непосредственно на сектор здравоохранения, поскольку доступ к медицинской помощи является одним из основных прав человека», — сообщают «Siemens Healthineers».

Компания также подчеркнула, что транспортировка потребует обходных путей, и из-за повышения стоимости энергоносителей цены будут расти. Но Siemens Healthineers будет продолжать свое дело с заботой о здоровье людей.