Кто такой Карл Пей?
Успешный сегодня предприниматель родился в Китае в 1989 году, но вырос в Швеции. Любовь к технологиям (и телефонам в частности) у него проявилась еще в юности. В школе он с удовольствием создавал темы для своего мобильника Sony Ericsson T610.
Получив среднее образование, Пей почти сразу попробовал себя и в бизнесе. Вместе с другом он приехал в Шэньчжэнь и заключил договор с местным заводом, на котором производили MP3-плееры. Позже Пей начал продавать их в Швеции через собственный веб-сайт. К слову, умение создавать онлайн-страницы и помогло ему закрепиться в индустрии смартфонов.
В 2011 году Карл Пей создал фанатский сайт китайского бренда Meizu — тогда этот производитель был еще не слишком популярен на Западе. В компании оценили старания юноши и позвали его в штат в отдел маркетинга. Из-за этого ему даже пришлось бросить учебу в Стокгольмской школе экономики. Зато уже через год он перешел в OPPO («дочку» BBK Electronics) на более престижную позицию — менеджер по международному маркетингу. Там он работал под руководством Пита Лау, который позже стал вице-президентом компании.
«Традиционный рынок смартфонов испортился. Пользователям приходится довольствоваться некачественными продуктами от корпораций, которые гонятся за прибылью, а не за страстью» — говорил он о причинах ухода из OPPO в одном из старых интервью. Пей ругал тогдашние устройства за некачественные корпусы из пластика и за нагромождение бесполезных функций в Android.
Для полноты портрета стоит внести в него несколько штрихов. Уже будучи опытным и финансово обеспеченным человеком, Пей вел довольно аскетичный образ жизни. У него было девять одинаковых футболок, при этом жил он только в съемных квартирах, а передвигался исключительно на такси Uber. Все его пожитки умещались в пару чемоданов и один рюкзак, с которым он не расставался.
Это было необычно для топ-менеджеров крупных компаний. Создавалось ощущение, что деньги этого человека мало интересуют — в отличие от идеи.
Эра «убийцы флагманов»
Вскоре после увольнения Пея журналисты выяснили, что он вместе с бывшим руководителем Питом Лау основал собственную компанию OnePlus со штаб-квартирой в Китае. Предприниматели хотели создать смартфон, в котором высокое качество сочеталось бы с более низкой ценой.
«Мы просмотрели все Android-смартфоны на рынке, и не было ни одного телефона, который был бы достаточно хорош для нас самих», — признался Пей в интервью The Wall Street Journal.
Первый смартфон компании — OnePlus One — вышел уже в апреле 2014 года. И сразу же произвел фурор. Причин для этого было предостаточно. Взять хотя бы агрессивную маркетинговую стратегию: производители назвали свое детище «убийцей флагманов». Причем это было не голословное заявление, ведь новинка действительно затыкала за пояс топовые Android-смартфоны того времени.
«Мы пытаемся создать наиболее сбалансированный смартфон с лучшим пользовательским интерфейсом. Когда мы начинали, было много производителей Android, которые не обращали внимания на продукт... Мы понимали, что многим пользователям Android нужен аккуратный продукт — как и поклонникам Apple. Мы всегда пытаемся создать то, что, по нашему мнению, является лучшим Android-смартфоном», — объяснял Пей журналистам.
Для сравнения можно взять главный флагман того года — Samsung Galaxy S5, который вышел всего за две недели до OnePlus One. У него стоял процессор Snapdragon 801, 2 ГБ оперативки и до 32 ГБ постоянной памяти. За такой набор корейцы просили от 650 долларов.
OnePlus One по характеристикам был чуть интереснее: тот же чип, 3 ГБ оперативки и до 64 ГБ внутренней памяти. А еще в качестве операционки там стояла Cyanogen OS — кастомная прошивка на базе Android. Внешне она почти не отличалась от «зеленого робота», зато работала гораздо стабильнее и предлагала пользователям больше фишек. Например, обновление по воздуху и удобную кастомизацию любых элементов — можно было даже переназначить системные кнопки.
OnePlus One стоил всего 299 долларов — естественно, ему суждено было стать хитом. Добиться такой низкой стоимости удалось во многом за счет онлайн-продаж — не надо было платить дистрибьюторам.
Пей и Лау мечтали для начала продать хотя бы 30 тысяч устройств на китайском рынке, но прогадали. Всемирный спрос на телефоны был таким большим, что всего за год компания отгрузила более миллиона экземпляров. Само собой, в следующем году вышел OnePlus 2, а еще через год — OnePlus 3, и так далее. Началась мировая экспансия.
«OnePlus уже не тот»
По сути, новый бренд частично оставался под крылом BBK Electronics: (ее «дочка» OPPO была самым крупным инвестором). К тому же для создания телефонов использовалась производственная линия OPPO (а еще ее цепочки поставок). Поэтому неудивительно, что через несколько лет OnePlus превратилась из «убийцы флагманов» в самый настоящий современный флагман. Это хорошо видно на примере последних моделей компании, стоимость которых уже перевалила за тысячу долларов.
Ценности OnePlus остались где-то в первой половине «десятых» годов — компания постепенно превратилась в то, против чего боролась как минимум несколько лет. Бренд, который когда-то стоял особняком от остальных, мало-помалу перенял правила игры больших корпораций.
Из телефонов сначала пропал стандартный разъем для наушников, потом Лау объявил о еще более плотном сотрудничестве с OPPO. В частности, девайсы стали заимствовать все больше элементов интерфейса из оболочки OPPO ColorOS — это большой стресс для фанатов чистой минималистичной OxygenOS.
Получив всемирную популярность, OnePlus практически перестал отличаться от других китайских смартфонов. Он больше не выделяется среди собратьев от BBK — тех же OPPO и vivo. Впрочем, ничего нового для крупного бизнеса.
Nothing personal
В 2020 году Карл Пей неожиданно заявил, что покидает собственную компанию OnePlus спустя семь лет работы. В своей записке он не сказал, почему пришел к такому решению. Может быть, ему была не по душе трансформация бренда — все-таки Пей позиционирует себя как человека идеи, человека мечты.
Журналисты тогда узнали, что предприниматель уходит ради создания нового проекта. Так и оказалось: спустя несколько месяцев он основал компанию Nothing. Вместе с ним над свежим проектом трудятся создатель iPod Тони Фаделл, сооснователь Twitch Кевин Лин, гендиректор Reddit Стив Хаффман и блогер Кейси Нейстат. Только на первых порах проект привлек около семи миллионов долларов от нескольких независимых инвесторов. Позже в него вложилась и Google (15 миллионов долларов).
«Миссия Nothing — устранить барьеры между людьми и технологиями, чтобы создать целостное цифровое будущее. Мы считаем, что лучшая технология красива, но при этом естественна и интуитивно понятна в использовании», — говорил Пей в первом пресс-релизе. Правда, тогда не все поняли, что конкретно скрывается за этими громкими словами.
Вскоре стало ясно, что Nothing в первую очередь планирует выпускать наушники и смартфоны. Но на этот раз Пей решил полностью отгородиться от конкурентов: все компоненты для гаджетов должны быть изготовлены по индивидуальному заказу. При этом важно было сделать так, чтобы не было «отличий ради отличий» — все изменения должны нести функциональный характер.
Все, что известно о Nothing Phone (1)
Первый анонс телефона прошел необычно, в стиле Пея — о будущем устройстве почти ничего не рассказали. Единственное, что заспойлерили — операционку. Девайс будет работать с фирменной Nothing OS поверх стандартного Android. В новой ОС появятся новые анимации и виджеты, а также защита от вирусов. ОС будут устанавливать не только на смартфоны, но и на другие продукты компании (какие — пока неизвестно). Кстати, бета-версия операционки уже доступна для скачивания.
Дизайн телефона уже неоднократно сливали в сеть. Более того, гаджет побывал в руках у блогера Маркуса Браунли. Но ему разрешили рассказать только о внешнем виде грядущего гаджета.
На видео видно, что задняя крышка будет полностью прозрачной и со светодиодными полосами (всего 900 диодов). Они здесь не только для красоты, но и для реально полезных фишек. Например, светодиоды «пульсируют», когда на смартфон приходит уведомление. А еще они загораются, когда устройство стоит на зарядке (чем больше энергии, тем больше светодиодов горят — как будто заполняется шкала). Другой вариант применения — замена стандартной вспышки при съемке фото и видео. Светодиоды также будут загораться в такт предустановленному рингтону.
Судя по предварительным характеристикам, нас ждет не флагман, а середнячок. Внутри будет стоять Snapdragon 778G+. Вариантов памяти несколько: 8/128, 8/256 и 12/256 ГБ. Емкость аккумулятора — 4500 мАч (есть поддержка быстрой зарядки 45 Вт). Начинку закроет 6,55-дюймовый OLED-дисплей с частотой обновления 120 Гц.
Стоимость смартфона стартует примерно от 400 долларов за минимальную версию. При этом максималка обойдется не намного дороже — около 450 долларов. Уже известна дата полноценной презентации — 12 июля. То есть совсем скоро мы наконец узнаем, удастся ли Карлу Пею покорить рынок смартфонов еще раз.