Чем будет заниматься на МКС пятая экспедиция, и кто заработает на этом состояние

В составе экипажа находится россиянка Анна Кикина. Этот полет может стать первым в череде дежурств российских специалистов на МКС.
Запуск ракеты SpaceX Falcon 9 и космического корабля Dragon с участниками SpaceX Crew-5 на борту / Источник: NASA/Joel Kowsky

Crew Dragon и состояние Илона Маска

7 октября корабль Crew Dragon с членами экипажа пятой «коммерческой» миссии пристыковался к МКС. В целом такое событие для станции и космонавтов (астронавтов) вполне рядовое. Но в то же время, по совпадению, едва ли не самое необычное.

Дело в том, что в погоне за созданием надежной космической системы, способной обслуживать МКС в любое время дня и ночи, NASA выдала контракты на космические полеты двум частным компаниям.

Читайте также: Почему Россия и США не отказываются от совместных полетов в космос

Первой стала американская Boeing. Для отправки к МКС компания планировала представить корабль Starliner, но разработка проекта забуксовала. Корабль состыковался с МКС после двух неудачных попыток запуска, но только в беспилотном режиме и с горем пополам: из строя вышли система терморегулирования и два двигателя.

Но правительство США настойчиво тащит Boeing в программу пилотируемых полетов и, вероятно, проект все же доведут до ума. Так в США пытаются бороться с монополией одной компании в сфере критически важных для страны услуг — доступа в космос.

Второй участник программы — частная космическая компания SpaceX, созданная Илоном Маском и (пока) предлагающая самый быстрый, надежный и недорогой способ добраться на МКС из США. Запуск корабля Starliner (не считая самого корабля) на ракете Atlas V обходится США в 153 млн долларов, в то время как один старт ракеты Falcon 9 стоит вдвое дешевле — от 62 до 67 млн долларов.

Установка корабля Boeing CST-100 Starliner на ракету Атлас-5 перед полётом Boe-OFT / Источник: NASA

Мало кто знает, но Илон Маск занял нишу ушедших в небытие «Шаттлов», которые много и вполне успешно… исследовали россияне. Специалисты из РФ летали на американских челноках на протяжение 8 лет — с 1994 по 2002 год. За 20 рейсов к станциям «МИР» и МКС на борту американского многоразового корабля побывали 18 россиян.

Первым в их числе оказался нынешний директор по пилотируемым программам «Роскосмоса» Сергей Крикалев (он летал на «Шаттлах» трижды и успел побывать еще на станции «МИР»), а также самый улыбчивый космонавт России Юрий Усачев, повторивший рекорд Крикалева в три полета на Space Shuttle.

Экипаж SpaceX Crew-5

Командиром экспедиции на МКС назначена американка Николь Манн. Для неё это первый полёт в космос — до того, как забраться в Crew Dragon и отправиться на небеса, Манн служила летчиком-испытателем в Корпусе Морской Пехоты США. К касте военных принадлежит и американец Джош Кассада. Он коммандер ВМС и участник двух вторжений США в зарубежные страны — «Несокрушимая свобода» в Афганистане, а также «Иракская свобода» в 2003 году.

Для россиянки Анны Кикиной полет на Crew Dragon также стал дебютным, несмотря на то, что в отряде космонавтов она работает с 2012 года. Отношения к военным структурам Кикина не имеет — она мастер спорта и отличный бортинженер.

Читайте также: Как космонавт Анна Кикина создает историю

Самым опытным членом экипажа Crew 5 является японец Коити Ваката. Он — настоящий ветеран космических полетов. За его плечами три полета на Space Shuttle и один орбитальный круиз на корабле «Союз-ТМА», а полет на Crew Dragon для него пятый в карьере.

Ваката — один из самых опытных бортинженеров на планете. За третий и четвертый полеты на МКС он провел в космосе почти год (324 дня). Никаких отличий в плане научной программы не ожидается.

Слева направо: Коити Ваката, Анна Кикина, Николь Манн и Джош Кассада / Источник: SpaceX

Что будет после полета на Crew Dragon?

Полет россиянки Анны Кикиной на борту космического корабля Dragon — первый шаг к долгим и плодотворным отношениям России и США в космосе. Многое в развитии этих отношений зависит от того, как обе страны будут заниматься вопросами космоса.

В США за программу перекрестных полетов выступают не просто так. Опыт сотрудничества с United Launch Alliance (совместного предприятия Boeing/Lockheed Martin для избежания конкуренции) показал, что чем крупнее государственный подрядчик, тем дороже стоят его услуги.

Однако полного доверия к Илону Маску, в прямом смысле слова пересадившему космическую программу США на более дешевые ракеты, судя по всему, до сих пор нет. Даже при существовании двух относительно надежных космических систем внутри страны (Starliner и Crew Dragon) США забронировали себе возможность летать на российских «Союзах».

Союз ТМА-7 / Wikimedia

В ближайшей перспективе в программе перекрестных полетов могут появиться новые участники. «Роскосмос» и NASA уже обсуждают включение в полетное расписание других государств, которые изначально никогда не были членами «космического клуба».

В списке могут оказаться страны с интересами в космической сфере, которым не хватает средств для активного развития собственной орбитальной программы. Так Россия и США надеются развивать международное партнерство даже в непростые геополитические времена.

Обзоры новинок
Подробности о главных премьерах
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас