Атака газонокосилок: почему дроны с AliExpress победили ПВО за миллионы долларов

Эпоха сверхдорогого ракетного вооружения, похоже, окончательно ушла. На смену ракетам стоимостью в сотни тысяч долларов пришла тактика применения одноразовых дронов, собрать которые можно буквально на коленке.
Кто такие «шахеды»
Почему «Герань-2» не может сбить ПВО
Сколько «Гераней» у России
Кто такие «шахеды»
Почему «Герань-2» не может сбить ПВО
Сколько «Гераней» у России
Еще

Кто такие «шахеды»

Впервые иранские дроны-камикадзе большой дальности были применены в Йемене. Удары беспилотников в йеменской провинции Аль-Джауф, по словам зарубежных экспертов, «переломили ход противостояния» и существенно изменили баланс сил на поле боя. Йеменские хуситы, использовавшие эти дроны против танков, техники и объектов противника, добились не только тактических, но и стратегических успехов на определенных направлениях.

HESA Shahed 136 / Wikimedia/ دارکاخ / CC BY-SA 4.0
HESA Shahed 136 / Wikimedia/ دارکاخ / CC BY-SA 4.0

По данным Иерусалимского института стратегии и безопасности, дроны Shahed-136 позволили атаковать не только стационарные объекты, например, нефтеперерабатывающие заводы, но и такие цели, как порты и даже танкеры с нефтью и газовозы в открытом море.

Дальности полета в 2000 километров дроны Shahed-136 достигли благодаря небольшому двухтактному двигателю MD-550 китайского производства. Этот агрегат не самостоятельная разработка Китая, а хорошо собранная копия немецкого мотора Limbach L550E. Оппозитный (как в спорткарах Subaru и Porsche) агрегат с большим количеством алюминиевых деталей в конце 80-х спроектировали для легкомоторных самолетов и авиаспорта. Его китайский клон в самолеты не устанавливали, зато в садовой и небольшой строительной технике использовали активно. Например, в газонокосилках.

Одна из причин, по которой MD-550 прижился на беспилотниках, стала его простота. Двигатель имеет воздушное охлаждение и потребляет, по некоторым данным, около литра на 100 километров полета, что позволяет навьючить дрон не бесполезным топливом, а 50 килограммами взрывчатки.

Российские дроны «Герань-2», которые часто воспринимают за его точную копию, похожи на Shahed-136 внешне, но не являются его точной копией.

У машин схожая аэродинамическая схема с крупными наплывами на треугольном крыле, но российский дрон крупнее иранского и, судя по всему, несет значительно больше взрывчатки — около 75 кг. Сходство аэродинамических форм объяснить легко — с таким крылом беспилотнику проще сохранять устойчивость в полете, если корпус будет поврежден.

Почему «Герань-2» не может сбить ПВО

Любая система противовоздушной обороны долгие годы, особенно в острой фазе и на этапе завершения «холодной войны», проектировалась как средство борьбы со скоростными целями. К ним относятся и баллистические, и крылатые ракеты, а также ракеты воздушного базирования: Х-29, Х-59 и другие.

Из-за опасений военных СССР перед массированным применением авиации и крылатых ракет подавляющее большинство зенитных комплексов (ЗРК), как стационарных (объектовых) и войсковых, например, С-300, так и сугубо войсковых ЗРК «Бук», проектировались как средства перехвата реактивных боеприпасов, имеющих определенные параметры: высокую скорость полета, определенный, заранее известный уровень заметности в нескольких спектрах и многое другое.

«Герань-2», как и беспилотники-камикадзе в принципе, к такому оружию не относятся. Они вообще не относятся к классическим средствам поражения и эволюционировали в дроны-камикадзе точно так же, как морские чудища, вышедшие из воды на сушу, сначала в примата, а потом в человека.

3D-модель Shahed-136. Источник: 3dexport.com
3D-модель Shahed-136. Источник: 3dexport.com

Уровень заметности в различных спектрах, прежде всего, инфракрасном, у таких дронов невелик: подавляющее большинство БПЛА этого типа не имеет ярко выраженного теплового следа. Раз нет теплового следа, значит, головки самонаведения таких зенитных комплексов как немецкие IRIS-T, подобные цели захватить не могут.

Аналогичные проблемы наблюдаются у переносных ЗРК как советского типа — «Стрела» или «Игла», так и у зарубежных — Stinger, Starstreak и других.

Поскольку «Герань-2» собирается из легких пластиковых деталей, его заметность существенно ниже, чем у любых других беспилотников этого типа, например, израильских IAI Harop. По своей сути только этот дрон (и некоторые аналогичные ему) полностью отражает концепцию малозаметной ударной машины, пусть и применяемой всего один раз.

Сбить истребителей такой беспилотник самостоятельно не сможет, но, как минимум, одна встреча «Герань-2» и истребителя МиГ-29 уже закончилась в пользу «летающего мопеда», поскольку в боевой части дрона примерно столько же взрывчатки, сколько в новейшей ракете «воздух-воздух» РВВ БД (большой дальности).

Сколько «Гераней» у России

По некоторым данным, стоимость производства дронов «Герань-2» может колебаться от 300 до 800 тыс. рублей. Даже если допустить, что эта цифра неверна, а реальная стоимость выше в два раза, то ударный дрон стоимостью в 1,5 млн рублей все равно дешевле, чем большинство крылатых ракет. И в несколько десятков, а то и сотен раз, дешевле, чем цели, которые он поражает. При этом дрон обладает той же дальностью и может поражать цели на удалении до 2 тыс. километров.

Скорость полета «Герань-2» невелика: всего 180 километров в час. Но это на 30 км/ч быстрее, чем у турецкого ударного беспилотника Bayraktar TB-2.

Боевой части (которая, вероятно, может быть как фугасной, так и кумулятивной, для поражения техники) в несколько десятков килограммов достаточно, чтобы уничтожить практически любую цель. Здание «Герань-2» целиком не обрушит, но влететь в форточку во время важного совещания, накрыть радар контрбатарейной борьбы в зоне боевых действий или поразить подстанцию на другом конце зоны боевых действий «мопеду» вполне по силам.

Такое оружие одновременно является и высокоточным, и малозаметным: в большинстве случаев «Герань-2» не просто подлетает к цели, но и активно маневрирует за несколько минут до столкновения с объектом, выполняя нечто похожее на противоракетные маневры. К тому же, производить дроны этого типа в товарных количествах не составляет большого труда, что делает его идеальным средством для превентивных специальных операций.

У пионеров беспилотной авиации одноразового типа — иранцев — еще в 2014 году появились толкающие винты разного размера. Это позволяет собирать целую линейку ударных БПЛА — от скоростных машин для уничтожения бронетехники, схожих с российскими «Ланцет-3» и «КУБ», до ударных дронов большой продолжительности и дальности полета.

При этом единственным способом опознать полет машины в небе по-прежнему остается фирменная «трескотня» оппозитного двигателя, напоминающего звук двигателя старого мопеда Vespa или «Рига».