Встречный удар: что такое активная защита танка и для чего она нужна

Опыт изучения десятков вооруженных конфликтов показал, что традиционные средства защиты боевых машин постепенно перестают работать. Чтобы сохранить жизнь экипажу и спасти танк, требуется принципиально новое решение.
Феномен маршала Бабаджаняна
Бой на «Арене»
Системы активной защиты на Западе
Феномен маршала Бабаджаняна
Бой на «Арене»
Системы активной защиты на Западе
Ещё

Феномен маршала Бабаджаняна

В Советском Союзе концепция активной защиты танка появилась практически сразу после окончания Великой Отечественной войны. Точнее, необходимость укрепления обороны каждой машины понимали и до этого, но технологии и материалы «подтянулись» до приемлемого уровня только к началу 60-х.

Однако не всем военачальникам идея размещения взрывчатки (или взрывоопасных материалов) на корпусе танка была по душе. Одним из тех, кто выступал категорически против таких нововведений, был маршал СССР Амазасп Бабаджанян. По некоторым данным, одному из разработчиков защитных систем, не стесняясь в выражениях, он так и заявил: «Пока я жив, никакой взрывчатки на танках не будет».

Амазасп Хачатурович Бабаджанян / Авторство: Mil.ru, CC BY 4.0
Амазасп Хачатурович Бабаджанян / Авторство: Mil.ru, CC BY 4.0

Практически так и получилось: активные работы по внедрению комплексов динамической защиты и разработка совместимых с ними систем активной защиты танков начались уже после его смерти, хотя первый прототип комплекса активной защиты был собран в СССР еще в середине 60-х. Однако серийное изделие под шифром «Дрозд» было официально утверждено для использованиях в войсках лишь в 1977—1978 годах, когда Бабаджаняна уже не было в живых. Первым серийным танком с комплексом активной защиты стал Т-55АД.

Концепция первой системы активной защиты была простой: на башне танка размещались 8 специальных мортир со шрапнелью (по 4 на борт), а внутри устанавливалась бортовая радиолокационная станция (РЛС), по принципу работы которая напоминала РЛС самолета-истребителя.

Для первого комплекса активной защиты дальность действия была неплохой — РЛС обнаруживала подлетающий боеприпас на дальности в 300 метров, на 150 метрах автоматически включался режим сопровождения (как срабатывание преднатяжителей ремней безопасности в автомобиле). А когда расстояние до танка сокращалось до 5 метров, подлетающий боеприпас поражался шрапнелью как летящая утка из охотничьего ружья.

Танк Т-55АД с системой активной защиты "Дрозд". Музей бронетанковой техники в Кубинке / Wikinedia, Serguei S. Dukachev, CC BY 3.0
Танк Т-55АД с системой активной защиты "Дрозд". Музей бронетанковой техники в Кубинке / Wikinedia, Serguei S. Dukachev, CC BY 3.0

Однако распад СССР и рассредоточение танков Т-55АД по странам теперь уже бывшего Советского Союза привели к тому, что технология создания уникальной защиты едва не была утеряна. Часть Т-55АД, оставшихся в Украине, была отправлена в США «для экспериментов» и помогла, в частности, довести до ума противотанковый комплекс BGM-71 TOW.

Бой на «Арене»

В 1997 году российские оружейники представили мировой общественности комплекс активной защиты «Арена» — разработку, запоздавшую примерно на 20 лет, но все еще актуальную в условиях развития сотен локальных конфликтов с применением противотанковых вооружений.

Создали «Арену» в середине 80-х, а в основу технологии легли наработки по КАЗ «Дрозд». Однако запустить в серию уникальное изделие не смогли сразу по нескольким причинам. Первая и самая главная — экономическая. Стоимость установки КАЗ на танке Т-80УМ-1 варьировалась от 200 до 300 тыс. долларов США, что в условиях политического и экономического кризиса в постсоветской России было непозволительной роскошью.

Башня танка с "Ареной". Источник: Алексей Хлопотов, BTVT.narod.ru
Башня танка с "Ареной". Источник: Алексей Хлопотов, BTVT.narod.ru

За высокой стоимостью скрывалась увеличенная в разы эффективность — вместо 8 контрбоеприпасов у КАЗ «Дрозд», в пусковых контейнерах «Арена» было размещено 22−26 небольших шрапнельных противоракет. Существенно расширился и сектор защиты по азимуту. В отличие от «Дрозда», обеспечивающего защиту лишь в узком «коридоре», боеприпасы «Арены» могли поражать боеприпасы противника с охватом в 270 градусов.

Параллельно выяснилось, что увеличение охвата и дальности применения до 12 метров стало опасно для пехоты. Несмотря на то, что перед включением системы защиты у танка срабатывала сигнализация, осколки могли поразить пехотные подразделения в радиусе 20 метров от машины.

Однако польза от установленной на танк системы активной защиты была несоизмеримо больше и перекрывала риски случайного поражения пехоты.

Главным достоинством системы стала возможность перехватывать новейшие (на тот момент) 120-мм бронебойные подкалиберные снаряды M829A1/A2/А3, а также кумулятивные боеприпасы M830 HEAT-MP-T. Об абсолютной защите от таких боеприпасов речи не шло, однако на поле боя «Арена» повышала шансы боевой машины, оснащенной динамической защитой «Контакт-5», в 3−5 раз.

Контент недоступен

К сожалению, «Арена» повторила судьбу КАЗ «Дрозд» и осталась экспериментальным комплексом активной защиты, который никогда не устанавливался на технику серийно.

Опыт нескольких крупных локальных конфликтов, включая операции ВС РФ в Грузии и Сирии, не изменил мнения военных относительно необходимости этой системы защиты на технике сухопутных войск.

Единственным серийным комплексом активной защиты бронетехники в данный момент остаётся «Афганит». Правда, темпы и сроки его производства под большим вопросом: пока этот комплекс защиты разработан только под перспективные танки семейства «Армата», однако, вполне вероятно, что его упрощенная версия появится на танках Т-80БВМ с динамической защитой «Реликт», танках Т-90М и БМПТ-72 «Терминатор-2».

Системы активной защиты на Западе

Распад СССР и самоликвидация потенциального противника свели разработки комплексов активной защиты на Западе если не к нулю, то существенно замедлили их развитие. Комплексы активной защиты были доведены до серийного производства и экспортных поставок только в двух странах.

Пионером серийного оснащения собственных и зарубежных танков стал Израиль — страна располагала минимум двумя различными системами защиты: Trophy и Iron Fist. Первая оказалась настолько хороша, что прижилась не только израильских танках Merkava, но и на американских танках M1 Abrams, а также немецких Leopard 2 (включая самые защищенные версии 2A7).

Танк Меркава / Wikimedia, Zachi Evenor. Flickr, CC BY 2.0
Танк Меркава / Wikimedia, Zachi Evenor. Flickr, CC BY 2.0

Второй страной, поставляющей комплекс активной защиты на экспорт, в данный момент является Южная Корея. Системы защиты чаще всего встраиваются в комплекс обороны танка K2, однако в случае необходимости модули системы KAPS могут быть поставлены заказчику отдельно.

Стоимость зарубежных систем еще более пугающая, чем у российской «Арены», — 600 тыс. долларов вместо 300 тыс. Однако российскую «Арену», израильский Trophy и южнокорейский KAPS объединяет один существенный недостаток — трудности поражения противотанковых ракет третьего поколения.

К противотанковым ракетным комплексам (ПТРК) третьего поколения относят американский Javelin, израильский Spike (включая версию NLOS), южнокорейский Hyeongung и китайский HJ-12. Все они поражают цели в режиме атаки сверху, и именно башня танка (и любой другой бронемашины) остается самым уязвимым местом, защитить которое тяжело даже с помощью активной защиты.

Единственным комплексом, защищающим технику от ударов сверху, в данный момент считается российский КАЗ «Афганит». Система имеет не только канал подавления ракеты с тепловым наведением, но и оснащается специальными мортирами с поражающими элементами зубчатого типа (похожими на боевые звездочки ниндзя).

Предположительное расположение приборов Афганита по одной из версий. Эксперты по разному трактуют точное положение заявленных приборов КАЗ, точное назначение приборов неизвестно. Источник: vitalykuzmin.net, CC-BY-3.0
Предположительное расположение приборов Афганита по одной из версий. Эксперты по разному трактуют точное положение заявленных приборов КАЗ, точное назначение приборов неизвестно. Источник: vitalykuzmin.net, CC-BY-3.0

Система способна создать «железный купол» из осколков над двумя-тремя машинами в танковом взводе и в полной мере может считаться всеракурсным средством защиты. При этом западные аналоги, включая КАЗ Trophy и KAPS, не обеспечивают защиту крыши и не могут перехватывать такие ракеты, как российская 9М133 комплекса «Корнет-Д».

Единственным недостатком «Афганита» при этом остается ограниченность серийного производства танков Т-14 и тяжелых БМП Т-15: на машины этого типа активная защита устанавливается по умолчанию и интегрирована в конструкцию, а не является дорогостоящей опцией.