Работа не волк: почему компании все чаще следят за своими сотрудниками

Компании в России и по всему миру все активнее внедряют специализированные программные инструменты для отслеживания действий своих сотрудников. Цели у такого мониторинга могут быть разные: от учета рабочего времени до сбора статистики о посещаемых сайтах. Причем ПО для слежения внедряют не только коммерческие организации, но и государственные структуры, а также крупные промышленные предприятия.

Как работают программы для слежки

Принцип работы средств мониторинга сводится к тому, что на ПК устанавливается особая программа, которая постоянно собирает информацию о том, чем занимается пользователь. На основе сформированных отчетов руководство может сделать выводы о компетенции сотрудников, их вовлеченности в рабочий процесс, эффективности выполнения поставленных задач и затраченном времени.

По оценкам Staffcop, с марта по сентябрь 2022 года в России спрос на инструменты для отслеживания рабочего времени сотрудников и их действий поднялся на 11% в годовом исчислении, тогда как количество пилотных проектов, например, тестирование ПО у новых клиентов подскочило на 37%. При этом, согласно статистике HeadHunter, приложения для контроля действий сотрудников в рабочее время уже сейчас применяют более четверти российских компаний — приблизительно 27%.

Почему компании следят за сотрудниками

Участники IT-рынка в России выделяют несколько основных причин, побуждающих работодателей внедрять программное обеспечение для слежки. Одна из них заключается в необходимости обеспечения информационной безопасности и предотвращении утечек корпоративных данных. Определенные инструменты для мониторинга способны оповещать руководство или профильную службу о подозрительном поведении сотрудников: это могут быть попытки выгрузки файлов того или иного типа, нестандартная активность во внутренней компьютерной сети компании и пр.

Получив такое предупреждение, менеджмент сможет оперативно провести дополнительные проверки и при необходимости предпринять меры в отношении нерадивого работника. Таким образом, может быть предотвращена утечка конфиденциальных сведений, которая в противном случае могла бы обернуться серьезными проблемами, в том числе финансовым ущербом и ударом по репутации. Компаниям также зачастую требуются «цифровые улики», которые помогают при проведении расследований в сфере компьютерных преступлений.

Фото: Unsplash

Еще одна причина роста востребованности ПО для слежки за сотрудниками заключается в необходимости контроля в условиях дистанционной работы. Данная модель начала резко набирать популярность на фоне пандемии и сложившейся макроэкономической ситуации. Из 115 компаний, опрошенных специалистами HeadHunter, у 19% предприятий доля удаленных работников составляет более 50%, у 10% организаций-респондентов — от 10% до 30%. Поэтому работодателям требуются средства для фиксации трудового времени сотрудников на удаленке и объеме выполненной работы.

Кроме того, внедрение средств мониторинга в ряде случаев положительно отражается на производительности труда. Такие инструменты выступают в роли своеобразного стимула, побуждающего сотрудников работать более эффективно. Дело в том, что на основе собранных данных могут формироваться рейтинги, в том числе в формате онлайн-дневников: они позволяют как руководству, так и самому сотруднику понять, по каким направлениям он опережает коллег, а по каким отстает.

Большинство сотрудников используют компьютер в личных целях

«Лаборатория Касперского» и издание «Код Дурова» в ходе совместного исследования выяснили, что больше половины сотрудников компаний в России не проходили обучение навыкам кибербезопасности. При этом 67% опрошенных используют рабочий компьютер в личных целях: посещают сайты и соцсети, не связанные с работой (24,9%); просматривают личную почту (18,9%); скачивают и хранят личные файлы (12,4%); загружают и устанавливают приложения, не имеющие отношения к работе (9,7%).

Исключительно для рабочих задач корпоративный компьютер использует только каждый пятый (20,3%) респондент, а 12,7% вынуждены для работы применять личный компьютер, так как корпоративный им не был предоставлен.

Вместе с тем, спрос на обучение навыкам цифровой безопасности высокий. Так, больше 95% респондентов сообщили, что такие умения необходимы, причем из них лишь 3% считают, что нужны они исключительно сотрудникам IT-отделов.

«Обучение сотрудников кибербезопасности ― ключевая задача любой современной компании. Ведь потери, которые несет бизнес в результате простоя из-за успешной атаки, в том числе из-за ошибки сотрудника, могут быть огромными. Важно, чтобы обучение было не для галочки. Знания, которые обезопасят бизнес, нужно не только дать, но и закрепить. В этом вопросе нужна регулярность. Чтобы обучение было интересным, стоит пробовать разные форматы», — говорят эксперты «Лаборатории Касперского».

Что говорит закон

В то же время существует ряд вопросов о правомерности применения средств мониторинга. По сути, подобные программные инструменты формируют цифровой профиль каждого конкретного человека, собирая обширный массив персональной информации. А такие данные с точки зрения законодательства подлежат защите и неразглашению.

Таким образом, работодатель обязан получить письменное согласие от сотрудников на сбор информации личного характера. В противном случае подобные действия могут расцениваться в качестве кибершпионажа. Причем объем собираемых персональных данных и их характер должны полностью соответствовать заявленным целям обработки.

Фото: Unsplash

Дополнительные условия должны соблюдаться работодателем в том случае, если сотрудник использует в процессе трудовой деятельности собственный компьютер или мобильное устройство. В такой ситуации существует вероятность, что в распоряжении компании может оказаться не только рабочая информация, но и сведения о частной жизни владельца ПК. При определенных условиях это может стать нарушением уголовного кодекса в плане неприкосновенности частной жизни.

Спорные ситуации

Однако применение средств мониторинга за деятельностью сотрудников может обернуться ударом по репутации работодателя. По мнению экспертов, использование технологий анализа больших данных и инструментов на основе искусственного интеллекта для оценки качества работы сотрудников не всегда дает объективные результаты.

Такие инструменты не могут учитывать всю картину в целом, например, вклад, который человек внес в развитие компании в прошлом, или его специфический подход к достижению поставленной цели.

Фото: Unsplash

Громкий скандал в связи с этим разгорелся в 2021 году, когда компания Xsolla, служба приема платежей в онлайн-играх, созданная в России, уволила около 150 сотрудников пермского представительства на основе результатов мониторинга их деятельности.

Тогда основатель и руководитель Xsolla Александр Агапитов разослал письмо увольняемым сотрудникам, в котором говорилось, что «команда биг дата» проанализировала активность коллектива в рабочих сервисах и признала ряд работников «невовлеченными и малопродуктивными». Названная причина сокращения вызвала резко негативную реакцию со стороны пользователей социальных сетей и HR-специалистов.

Что ожидать в будущем

По мнению участников российского рынка, спрос на решения для слежения за сотрудниками будет расти. Объясняется это развитием платформ для удаленной работы и экономической неопределенностью: сотрудники склонны к нарушениям, краже данных, а также попыткам корпоративного мошенничества. К тому же внедрение ПО для мониторинга помогает повысить дисциплину в коллективе.

В исследовании HeadHunter говорится, что практически каждая вторая компания в России (45%) намерена продолжить применение ПО для наблюдения за активностью подчиненных. При этом почти четверть (24%) респондентов сообщили, что такие инструменты положительно отражаются на производительности труда. С другой стороны, примерно 37% опрошенных считают, что слежка имеет негативные последствия.

Так или иначе, на рынке соответствующих инструментов ожидается устойчивый рост. Если в 2017 году объем отрасли в денежном выражении в мировом масштабе оценивался в $264,9 млн (по данным Rеports and Data), то в 2019-м он достиг размера в $487 млн. А в 2021 году затраты увеличились до $1,1 млрд. Согласно прогнозам, к 2027 году расходы в данной сфере составят около $1,4 млрд.

Хиты продаж и новинки
Самые лучшие цены на смартфоны
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Подпишитесь на нас