Достать мосты: как войска форсируют реки, если все переправы уничтожены

Переправа через реку — труднейшая задача, которую приходится решать в бою. В такой операции на счету каждая секунда, а малейшая ошибка может лишить всех шансов на успех.
Советская школа
Большая вода — большая проблема
Как перейти реку, если переплыть ее нельзя
Советская школа
Большая вода — большая проблема
Как перейти реку, если переплыть ее нельзя
Ещё

Советская школа

Рано или поздно сухопутные войска, проводящие боевую операцию, сталкиваются с необходимостью навести понтонные переправы через реку. Традиция наводить мосты, а не обходить водные преграды, появилась в России еще в 1700-х годах. Тогда для прорывов по водной глади использовались парусиновые понтонные переправы системы Немого. Они представляли из себя деревянный каркас, обтянутый тяжелой плотной тканью.

Эта «техника» пригодилась русской армии в Семилетней войне и помогла перебрасывать конницу и пушки через небольшие устья рек. В 1800-х годах понтоны Немого сменились другой системой — понтонами Томиловского. Впервые в боевых условиях они были применены во время русско-турецкой войны 1877—1878 годов при форсировании русскими войсками Дуная у Зимницы.

Комбинированная переправа русских войск через Дунай у Зимницы, Освободительная война, на переднем плане мостовая и слева (по реке) видна паромная / Wikimedia, Illustrated London News, Issue 1983, p.32-33
Комбинированная переправа русских войск через Дунай у Зимницы, Освободительная война, на переднем плане мостовая и слева (по реке) видна паромная / Wikimedia, Illustrated London News, Issue 1983, p.32-33

Практически сразу возникли споры на тему эффективности: что лучше, понтонная переправа или паромное снабжение войск? Точного и однозначного ответа на этот вопрос нет до сих пор: опыт первой и второй мировых войн показывает, что собрать понтоны спокойно можно лишь в идеальных условиях, которые, как показывает практика, никогда не наступают.

Вторая мировая война стала основным катализатором развития технологий переправы через реки: использовались не только специальные воинские части, но и готовые мостовые конструкции. Ими пользовались красноармейцы и войска Вермахта. Наиболее серьезно к этому вопросу подошли британцы — чтобы быстро разворачивать переправы через обрывы и пересохшие реки, использовался специальный танк «Черчилль», который не мог ни нормально стрелять, ни быстро передвигаться. Единственное, что могла такая техника, — раскладывать для войск специальный пандус.

Танковый мостоукладчик Churchill Ark Mk II / Wikimedia, Collections of the Imperial War Museums (collection no. 6709-08)
Танковый мостоукладчик Churchill Ark Mk II / Wikimedia, Collections of the Imperial War Museums (collection no. 6709-08)

Большая вода — большая проблема

Одной из главных трудностей при выходе раньше считалась внезапность появления водной преграды. Обычно войска выходили к ней неожиданно для себя (реже — для противника). С появлением спутниковой и воздушной разведки проблема частично ушла, однако никуда не делась другая трудность: разнородность войск. Вместе с мотострелковыми подразделениями могут наступать танковые части, разведка, связь, снабжение и многие другие.

Для сокращения времени на переброску подразделений в 60-х годах в СССР был разработан ПТС — плавающий транспортер средний. По сути, это военный эвакуатор на гусеницах с площадкой, где запросто можно припарковать военный грузовик «Урал». Отличительной особенностью машины стал угол въезда на берег — ПТС с грузом мог выходить на берег там, где этого не могли сделать бронетранспортеры (БТР) и плавающие боевые машины пехоты (БМП).

Погрузка техники перед переправой / Wikimedia, Mil.ru, CC BY 4.0
Погрузка техники перед переправой / Wikimedia, Mil.ru, CC BY 4.0

После того, как часть подразделений перебросили на другой берег и начали создавать зону приема техники, в работу включаются танковые и автомобильные мостоукладчики. В СССР особое внимание уделяли гусеничной технике и на базе этих машин после завершения Великой Отечественной появились первые тяжелые бронепонтонеры — мостоукладчики ГСП.

После исследований эффективности такой техники советские военные пришли к выводу, что пропускная способность ГСП не отвечает потребностям армии. Для решения этой проблемы создали другой аппарат — паромные укладчики ПММ. Одной единицы хватало, чтобы переправить на другой берег БМП или БТР, а три соединенных друг с другом ПММ могли провезти через реку танк.

Идея создания понтонных переправ так увлекла военных, что проект жив до сих пор: в российской армии на основе советских технологий построили ПДП — переправочно-десантный паром. Это 30-тонная машина, способная возить на себе грузы массой до 60 тонн.

Переправочно-десантный паром вид сбоку / Wikimedia, Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 3.0
Переправочно-десантный паром вид сбоку / Wikimedia, Vitaly V. Kuzmin, CC BY-SA 3.0

Понтоны советской конструкции знают и ценят на Западе. Американские войска, проводившие штурм иракского Мосула в 2016—2017 году, использовали для переброски подразделений советские плавающие переправы вместо собственных. Оказалось, что для развертывания таких переправ не нужно дополнительное оборудование вроде кранов и погрузчиков. Скинул в воды Тигра — и путь готов.

Правда, с понтонами есть одна проблема. Они не могут оставаться на одном месте навсегда. По мере продвижения армии их нужно собрать, погрузить на грузовики и везти дальше. Но как быть, если переправа нужна, а понтонов уже нет? Правильно — звать на помощь военных строителей. Они в сжатые сроки привезут к реке мостостроительный кран и дело в шляпе.

У российских военных для таких задач, к слову, есть специальное устройство — УСМ-3 на базе 8-колесного грузовика «Урал» или «КАМАЗ». Пять часов и мост готов — машина сама забьет сваи, сама сможет настелить покрытие. В этом ей помогает расчет из 12 человек.

Мостостроительная установка УСМ-3 / Источник: Mil.ru
Мостостроительная установка УСМ-3 / Источник: Mil.ru

Интересная деталь: в США и странах НАТО военные мосты делают в основном из алюминия. В России их собирают из стали. Первые существенно легче и их проще возить, вторые надежнее и стоят гораздо дольше, иногда выдерживая попадания снарядов и ракет. При повреждении ремонт стального моста можно провести за пару часов, а вот работа с алюминием сложнее и требует особых условий, температуры, влажности и навыков инженерии.

Как перейти реку, если переплыть ее нельзя

Заменой взорванного автомобильного или железнодорожного моста (их частенько взрывают, чтобы сорвать наступление или задержать вражеские войска) на железный занимаются мостоукладчики. Они разделяются между собой на механизированные мосты и мостоукладичики.

ТММ-3 / Wikimedia, ОлегЪ - Личный архив, CC0
ТММ-3 / Wikimedia, ОлегЪ - Личный архив, CC0

Первые, как и танк «Черчилль», нужны для небольших оврагов и ручьев, переходить которые трудно и долго. Вторые — для наведения капитальных (ну или похожих на них) сооружений. К первым относятся такие устройства, как тяжелый механизированный мост (ТММ) на базе «ракетоносного» тягача МЗКТ (Минский завод колесных тягачей), ко вторым — танковые мостоукладчики вроде МТУ-72 или МТУ-90.

Подобной техникой пользуются не только в российской армии. В Германии на базе танка Leopard 2 построен мостоукладчик Panzerschnellbrücke 2, в США на базе танка M1 Abrams спроектирован и производится M104 Wolverine, а у британской армии есть TITAN AVLB на базе танка «Челленджер-2».